ЧАСТЬ II. ВЕРА И БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ВЕРОВАТЬ»?
1. Первой и главной отправной точкой сегодняшней катехизической беседы являются общеизвестные исповедания христианской веры, называемые также «символами веры». Греческое слово symbolon первоначально означало половину разломленного пополам предмета (например, печати), служившую опознавательным знаком. Обе части прикладывались друг к другу, чтобы установить подлинность того лица, которое принесло одну из половин. Отсюда происходит следующее значение слова «символ»: документ, удостоверяющий личность; верительная грамота; а также договор или соглашение, свидетельством которого был symbolon. Переход от этого значения к значению «сборник или краткое изложение переданных и удостоверенных понятий» кажется вполне естественным. В нашем случае слово «символ» означает свод главных истин веры, то есть того, во что верует Церковь.
Систематическая катехизация должна непременно включать в себя наставления о том, во что верует Церковь, то есть наставления о сути христианской веры. Вот почему «символы веры» - первая и основная отправная точка катехизации.
2. Среди многих раннехристианских «символов веры» самое большое значение имеет Апостольский Символ Веры, относящийся к очень древним временам и повсеместно включавшийся в «молитвы христианина». В нем заключены главные истины веры, переданные нам через Апостолов Иисуса Христа. Другой, столь же древний и известный - Никео-Константинопольский Символ Веры, содержащий те же истины апостольской веры в авторитетном изложении, сформулированном на двух первых Вселенских Соборах - в Никее (325), и затем в Константинополе (381). Традиция оглашать «символ веры», как результат работы Собора Церкви, была возобновлена и в нашем столетии. После II Ватиканского Собора папа Павел VI провозгласил Символ Веры, известный как Credo Populi Dei (1968) и включающий в себя всю совокупность истин вероучения Церкви. Особое внимание в нем уделено тем положениям, которые были выработаны на последнем Соборе, и тем проблемам, в связи с которыми за последние годы накопилось немало сомнений.
Символы веры - главная отправная точка и для наших катехизических наставлений. Однако «символы» склоняют нас к мысли обратиться ко всему «залогу Слова Божия», каким являются Священное Писание и Апостольское Предание, поскольку символы - только краткое обобщение вероучения, содержащегося в этом «залоге». И поэтому через исповедания веры мы хотим постичь всю глубину этого неизменного «залога», опираясь на те толкования, которые Церковь, в силу благодати Духа Святого, сумела дать ему на протяжении истории.
3. Каждый из упомянутых «символов» начинается со слова «верую». Ибо каждый из них не столько поучает, сколько исповедует. Вся суть этого исповедания - истины веры, и все они в своих истоках восходят к этому первому слову «верую». Именно на слове «верую» мы и хотим сосредоточиться в нашем первом катехизическом наставлении.
Вариант этого слова присутствует и в обыденном языке, независимо от его религиозного содержания, в частности христианского. «Я тебе верю» - это значит: я тебе доверяю; я убежден, что ты говоришь правду. «Я верю тому, что ты говоришь» - это значит: я убежден в том, что суть твоих слов соответствует объективной реальности.
В этом обиходном употреблении слова «верую» (точнее, его варианта - «верю») можно отметить некоторые существенные моменты. «Верить» - это значит принимать и признавать истинным и соответствующим действительности то, что является сутью утверждения, сутью слов другого человека (или других людей), исходя из того, что мы ему (или им) доверяем. Это доверие говорит в таком случае об особом авторитете данного человека (или нескольких людей). Это авторитет, основанный на признании его (или их) правдивости. Таким образом, говоря «я верую», мы выражаем одновременно и свое отношение к личности, и свое отношение к истине - к истине, исходя из авторитета правдивого человека, которым обладает данная личность.
4. Слово «верую» не раз встречается на страницах Евангелия, как и в тексте всего Священного Писания. Было бы интересно сравнить и проанализировать все параллельные места Ветхого и Нового Завета, которые дают нам возможность уловить библейский смысл слова «верую». Наряду с глаголом «верить» мы можем найти там и существительное «вера», как одно из центральных понятий всей Библии. Мы можем найти там даже своего рода «дефиницию» веры, как например: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (fides est sperandarum substantia rerum et argumentum поп apparentium) (Евр 11, 1).
Отцы Церкви на протяжении двух тысячелетий христианства изучали, истолковывали и развивали эти библейские выражения, о чем свидетельствует дошедшая до нас огромная литература по экзегетике и догматике. Как в «символах», так и во всей теологии, слова «верую», «вера» являются основными категориями. В этих словах заключена также отправная точка катехизического наставления; первый акт, который служит ответом на Божественное Откровение.
5. В сегодняшней катехизической беседе мы ограничимся одним источником, в котором сконцентрированы все остальные. Таковым является Догматическая Конституция «О Божественном Откровении» II Ватиканского Собора. Мы читаем в ней следующее: «Было благоугодно Богу в Его благости и премудрости явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли (ср.: Еф 1, 9), благодаря которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср.: Еф 2, 18; 2 Петр 1, 4)» (БО 2).
«Богу, дающему откровение, нужно принести 'послушание веры' (Рим 16, 26; ср.: Рим 1, 5; 2 Кор 10, 5-6), которым человек свободно предает себя всецело Богу, принося 'полное подчинение разума и воли Богу, Открывающему Себя' (Vat I), и добровольно принимая данное Им Откровение» (БО 5).
В этих словах соборного документа содержится ответ на вопрос: что означает слово «веровать»? Нам дается объяснение краткое, необычайно сконцентрированное и богатое. В дальнейшем нам предстоит глубже вникнуть в это объяснение, имеющее значимость математически выверенной дефиниции.
Но уже одно является очевидным: возникает генетическая и органическая связь-союз между нашим христианским «верую» и той особой «инициативой» Самого Бога, которая называется «Откровением».
И поэтому катехизическое наставление на тему «верую» (вера) должно быть объединено с катехизическим наставлением о Божественном Откровении. С исторической точки зрения и логически Откровение предшествует вере. Вера как бы обусловлена Откровением. В какой-то степени она является ответом человека на Божественное Откровение.
Уже сейчас мы можем сказать, что этот ответ можно и необходимо дать, потому что Бог заслуживает доверия. Никто не заслуживает доверия в такой степени, как Он. Никто не обладает таким авторитетом правдивой личности, как Он. Ни в чем, кроме веры в Бога, не проявляется в такой степени понятийно-смысловое значение слов, так часто используемых в человеческом языке: «верую», «верю тебе».
(13. 03. 1985)