»

Социальная функция религии

Социальная функция религии

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

Социальная функция религии определена ее консервативным содержанием, отказом от борьбы и подчинением так называемым сверхъестественным силам, которые, в представлении верующего, являются не чем иным, как оправданием явлений природы и угнетения эксплуататорскими классами. Ее проповедь о том, что социальный процесс предопределен так называемым провидением или высшими силами, настойчивость в пропаганде смирения п примирения эксплуататоров и угнетенных в обмен на вечную загробную жизнь, отрицание за угнетенными права на насилие и признание за эксплуататорами права на насилие и жестокость и т. д. — все это делает религию выгодным идеологическим оружием в руках господствующих классов в обществе эксплуатации.

Однако, несмотря па свое влияние, религия сама по себе но является фактором, способным определять социальное историческое развитие, движущей силой которого является классовая борьба, она может лишь дать — да и то на определенных этапах борьбы народов — мистическую окраску действиям, вызываемым главным образом сугубо материальными интересами, зачастую подчиняя им выступления угнетенных и эксплуатируемых масс.

 

Согласно марксистской концепции, было бы наивным считать, что религию можно преодолеть без уничтожения ее социальных корней, без преобразования мира, который она отражает, того преобразования, которое осуществляют жертвы классового общества — верующие и неверующие, осознавшие необходимость этого преобразования.

  • Комментариев: 0
ИЗ ДЕКРЕТА О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ ИМУЩЕСТВ

ИЗ ДЕКРЕТА О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКОВНЫХ ИМУЩЕСТВ

Ст. 1. Брак есть гражданский договор, который заключается законно и полноценно перед лицом гражданской власти. Для его законности достаточно того, чтобы договаривающиеся стороны выполнили предварительные формальности, предусмотренные законом, и свободно выразили свое желание соединиться в браке.

Ст. 2. Те, кто заключает брак так, как это предусмотрено в предыдущей статье, пользуются всеми правами и прерогативами, которые предоставляются женатым людям гражданскими властями.

Ст. 3. Гражданский брак может быть заключен только между одним мужчиной и одной женщиной. Бигамия и полигамия продолжают быть запрещенными и подлежат наказаниям согласно действующим законам.

Ст. 4. Гражданский брак нерасторжим, следовательно, только смерть одного из супругов — естественный способ его расторжения.

  • Комментариев: 0
Те кто поддерживал Сальвадор Альенде

Те кто поддерживал Сальвадор Альенде

(Заявление Коммунистической партии Чили в сентябре 1976 г.) (отрывки)

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

Ошибки быть не может: был установлен фашистский режим, а фашизм означает нападение на демократию, диктатуру террора, направленного против трудящихся, нетерпимость и преследование всех прогрессивных людей. Факты говорят сами за себя. Фашистская хунта подавляет движение рабочего класса, аннулируя завоевания самого передового класса чилийского общества; она нападает на марксизм и его идеи, укоренившиеся в сознании пролетариата более чем полвека назад, идеи, которые поддерживали Сальвадор Альенде, Пабло Неруда и другие выдающиеся деятели нашей страны.

Хунта отбрасывает как рациональные идеи, нашедшие дорогу в Чили более ста лет назад, так и основные заповеди христианской любви. Правительство Народного единства и другие правительства последних 60 лет уважали свободу совести и право на совершение религиозных обрядов, а хунта преследует священнослужителей различных церквей, пытаясь вызвать среди них раскол; хунта постоянно нападает на кардинала и большинство священников, за исключением членов ДИНА (непосредственно подчиненных Пиночету), угрожает высокому достоинству церкви.

  • Комментариев: 0
Антицерковное движение

Антицерковное движение

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

До сих пор рабочее движение Чили не было пи антиклерикальным, ни, тем более, антицерковным. Рокабаррен, отец революционной рабочей организации и основатель коммунистической партии, глубоко уважал религиозные верования. Верно, что вплоть до последнего времени раздавалась критика в адрес некоторых священников, отказывавшихся, например, крестить детей, родители которых приглашали коммунистов в качестве крестных или давали детям имена великих революционеров. Но в этих случаях критике подвергались не религия или церковь, а реакционные и сектантские поступки.

В 1938 г. реакция сделала все для того, чтобы убедить верующих, что в случае победы Народного фронта на президентских выборах начнутся жестокие преследования церкви и всех католиков, монастыри будут сожжены, а «орды коммунистов» подвергнут поруганию монашек. Народный фронт победил, и, конечно, ничего из того, что она предсказывала, не произошло. В период существования правительства Народного фронта, которое возглавлял президент Агирре Серда, был назначен первый кардинал католической церкви в Чили Хосе Мария Каро, п в Сантьяго состоялся торжественный эвхаристический конгресс. Церковь пользовалась широкой свободой.

  • Комментариев: 0
Епископы

Епископы

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

Реакция, используя, главным образом, газеты компании «Меркурно», каждый день выливает ушаты грязи на кардинала и большую часть епископов. Особенно ее раздражает позиция церкви по отношению к политике фашистской хунты, а также тот факт, что ее голос сейчас звучит громче всех, что она может открыто — хотя и с очевидными ограничениями — осуждать нарушении гражданских прав, говорить от лица тех, кто может делать это лишь нелегально.

То прямо, то косвенно фашистские репрессии затрагивают и церковь. Как сообщает информационный бюллетень архиепископства Сантьяго (№ 72), в первые днн после переворота 27 священников были арестованы, 20 высланы из страны, 9 вынуждены уехать, 4 подвергнуты допросам, а один — испанец Хуан Аль- сина — убит. Кроме того, 7 членов организации Католическая рабочая молодежь были арестованы в поселке JIa-JIerya, а многие церкви заняты войсками.

  • Комментариев: 0
Развитие и преобразование латинской католической церкви

Развитие и преобразование латинской католической церкви

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

В выводах этой конференции отмечается: «Латинская Америка живет под знаком преобразований и развития. Эти преобразования, которые происходят с чрезвычайной быстротой, затрагивают и приводят в движение все стороны жизни человека, — от экономической до религиозной. Они свидетельствуют о том, что мы находимся на пороге новой исторической эпохи, характеризующейся стремлением к полной свободе, к освобождению от всякого рабства, к личному самосовершенствованию и к всеобщему братству». Конференция поставила задачу «вовлечь церковь в процесс преобразования латиноамериканских народов» и заявила, что «недостаточно размышлять, предвидеть и говорить; необходимо действовать. Час слова, оставаясь таковым, стал в то же время со всей неотложностью часом действия».

Конференция в Медельине получила приветствие от папы Павла VI, в котором говорится: «Церковь должна своими делами показать, что она не только является частью процесса формирования стран Латинской Америки, но и хочет сегодня быть спасительным маяком в происходящем процессе преобразований».

  • Комментариев: 0
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ I ЧИЛИЙСКОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «МОЛОДОЙ ЦЕРКВИ»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ I ЧИЛИЙСКОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «МОЛОДОЙ ЦЕРКВИ»

Собравшиеся под знаменем Христа, Камило Торреса и Че (Гевары), мы, революционные христиане Чили, прибыли на 1 национальную встречу Молодой церкви. В течение двух дней мы анализировали в свете Евангелия соответствующую нам в данный исторический момент миссию.

На этой встрече, принимая во внимание раздумья и опыт двухлетней борьбы, мы пришли к следующим основным выводам.

  1. О законности нашего существования как организации по мере того, как церковь на своих уровнях и иерархиях оказывается практически связанной с богатыми и властьимущими. Нашей законности по мере того, как в чилийском обществе поддерживается разделение на угнетателей и угнетенных, т. е. существует капитализм. Движение Молодой церкви прекратит свое существование, когда вся церковь вообще свяжет себя с пародом, а пролетариат получит всю полноту власти.
  • Комментариев: 0
ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УЧЕНИЯ

ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УЧЕНИЯ

Если социализм это экономическая наука, то в результате своей совершенной законченности она несет в себе наиболее чистое выражение справедливости.

Когда человек с момента рождения находится в условиях, где царят справедливость и совершенство, то этот человек будет расти и все больше совершенствоваться, так как все окружающее будет содействовать этому.

Когда человечество подойдет к этому возрасту, мы увидим, какую роль будут играть церковь и ее учение. На наш взгляд, опа исчезнет как орудие прошлого, которое уже перестало приносить пользу.

Будущее сохранит от прошлого исторические принципы наук и искусства, но сотрет все, что оказалось ненужным.

Нынешний мир полон церквей и религиозных учений, каждая из которых приписывает себе достоинство быть истинной. Все они говорят о человеческом благе.

  • Комментариев: 0
Период колониальной катехизации

Период колониальной катехизации

Период колониальной катехизации заканчивается в конце XVI в.; это период духовной конкисты, т. е. идеологической и политической конкисты; после материальной конкисты духовную повели францисканцы, августинцы, доминиканцы и т. д.

Солдаты осуществили первую задачу, основную задачу; миссионеры взялись за осуществление второй. Но те и другие действовали ради укрепления новой власти, нового политического государства и тем самым ради укрепления соответствующих форм христианской цивилизации и культуры. А вот для того, чтобы наставить в вере «неграмотные и крайне примитивные массы», лучшим средством явилась архитектура, скульптура, живопись, музыка, тиснение. одним словом, искусство. Однако искусство ради подобной цели не могло иметь неоязыческие черты восхваления «на греческий лад» культа обнаженного человеческого тела, использования нескромной чувственности в формах и позах священных изображений частных церквей аристократии и небольших соборах — результат Возрождения, этого творения протестантской и долиберальной реформы.

  • Комментариев: 0
ЧИЛИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - КОРМЧИЕ СТРАХА

ЧИЛИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - КОРМЧИЕ СТРАХА

Опубликовано в: Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI-XX вв.

На носу старинных парусников обычно устанавливалась деревянная фигура, которая величественно шествовала впереди судна во время путешествий и бурь. Одна из таких фигур, представляющая колоссальную женщину, отдыхает сейчас от своих морских путешествий в моем саду у моря.

Я очень люблю эту фигуру. Она мне навевает воспоминания о давно минувших временах, о больших парусниках, которые бороздили моря н океаны.

Однажды я увидел, как крестьянки, встав на колени, зажигали перед ней свечи. Мне стоило большого труда убедить их, что это не святая дева, не богиня, что только для меня она богиня моря и дали.

Мне кажется, что в этом эпизоде можно усмотреть самую суть религии. Если бы у меня было меньше совести, я мог бы превратиться в чудотворца и эксплуатировать страх, простодушное идолопоклонство, к которому так или иначе стремятся отсталые и угнетенные люди.

Так возводится храм, появляются таинство, приукрашенное искусством, и догма, не подлежащая осуждению. Дело ясное.

  • Комментариев: 0
Видео новости
Отечественный мультик Пес и кот
Отечественный мультик Пес и кот
18-05-2014, 21:33 / Комментарии: 0
Как и где быстро получить кредит ?
Как и где быстро получить кредит ?
2-05-2014, 21:43 / Комментарии: 0
Выбор читателей
Опрос
Нравится ли Вам сайт (?)
Лучший из новостных
Неплохой
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Авторизация