ЧАСТЬ I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАТЕХИЗАЦИИ
1. ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
И КАТЕХИЗАЦИЯ - ОСНОВНОЕ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16, 16)
«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (ср.: Рим 10, 14)
1. Представим себе Иерусалим, день Пятидесятницы. Апостолы, пребывающие в горнице, «исполнились все Духа Святого». И в тот же миг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», и «явились... разделяющиеся языки, как бы огненные», над головами собравшихся. Двери в горницу, до сих пор закрытые, распахнулись настежь, и апостолы вышли навстречу к паломникам-иудеям, прибывающим в этот день из разных земель: «из всякого народа под небесами». Все эти люди изумлялись, слушая апостолов, о которых ранее было известно, что они галилеяне, а теперь говорящих на разных наречиях, «как Дух давал им провещавать».
Тогда к народу, собравшемуся возле дома, обратился Петр. Сначала он напомнил слова пророка Иоиля, который предрек излияние от Духа Божия «на всякую плоть», а далее Петр поведал собравшимся об Иисусе из Назарета. Бог засвидетельствовал спасительное посланничество Иисуса «силами, и чудесами, и знамениями» - а когда Иисус «был предан, распят па кресте и убит», тогда Бог засвидетельствовал Его посланничество воскресением из мертвых: «воскресил Его, расторгнув узы смерти». Петр ссылается здесь на Псалом 16 (15), в котором содержится пророчество о воскресении. Но прежде всего он обращается к свидетельству всех апостолов: «чему все мы свидетели». «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2, 2-4. 17. 22-24. 32. 36).
2. Начало Церкви - события Пятидесятницы. Эти же события стали началом апостольской евангелизации. Проповедь Симона Петра - это первый акт евангелизации. Христос повелел апостолам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем народам (ср.: Мф 28, 19; Мк 16, 15). И вот они приступают к исполнению этого поручения, сначала в Иерусалиме, обращаясь к соотечественникам, а также ко всем собравшимся там представителям различных народов и наречий. Провозглашение Евангелия согласно повелению Искупителя, уходящего к Отцу (ср., например: Ин 14, 28; 16, 10), сопровождается призывом креститься во имя Пресвятой Троицы. Так, в день Пятидесятницы на вопрос слушателей: «Что нам делать, мужи братия?» Петр отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».
«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Таким образом родилась Церковь как община принявших крещение, постоянно пребывающих «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 37-38. 41-42). Вместе с зарождением Церкви начинается и процесс евангелизации. Можно сказать, что это одновременно и начало катехизации. С этого момента каждая проповедь Петра является не только провозглашением Благой Вести об Иисусе Христе, то есть актом евангелизации, но также и поучением, призванным подготовить к принятию таинства крещения, - катехизическим наставлением, предваряющим крещение. В свою очередь эта первая община принявших крещение и «пребывающих в учении апостолов» символизирует самое начало систематической катехизации, проводимой Христианской Церковью.
3. К этим истокам мы обращаемся вновь и вновь. Если «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), то этой самотождественности должны соответствовать евангелизация и катехизация, проводимые Церковью во все времена и для всех поколений. Так же и в наше время, после II Ватиканского Собора, два очередных заседания Синода епископов были посвящены проблемам евангелизации, а значит, и катехизации, в свете посланнической роли Церкви в современном мире. Папские документы - Evangelii nuntiandi («Евангельская проповедь», 1976) и Catechesi tradendae («Осуществляя катехизацию», 1979) стали результатом этой работы. В документах разъясняется, в чем состоит тесная связь катехизации и евангелизации, а также определяются конкретные функции каждой из них.
4. Если и в наше время Церковь стремится «пребывать в учении Апостолов», она должна неустанно возвещать Евангелие «всей твари» (Мк 16, 15) и одновременно проводить катехизацию, согласно рекомендациям апостольского наставления Catechesi tradendae.
В день Пятидесятницы в Иерусалиме Симон Петр положил начало церковной катехизации. Его нынешний Преемник в Апостольской Столице считает своим особым долгом продолжать это служение апостола Петра. Сегодняшняя общая аудиенция призвана стать началом целого ряда бесед - поучений о всей совокупности истин христианской веры и христианской нравственности, построенных в виде систематических катехизических наставлений. Преемник Петра хотел бы преподать вам и всему христианскому народу те возвышение истины, которые Бог, в силу любви, явил нам, поведать о тех великих делах, которые Он совершил ради нас, а также о доктринальных рассуждениях на эти темы, которые Церковь ведет на протяжении всей своей истории, вплоть до сегодняшнего дня. Преемник Петра обращается к Духу Святому, Который в день Пятидесятницы был вдохновителем первого катехизического наставления, преподанного Симоном Петром, с покорной просьбой - пролить Свой благодатный свет и ниспослать дар апостольского слова.
(5. 12. 1984)