2. КАТЕХИЗАЦИЯ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16, 16)
«Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим 10, 14)
1. К этим двум новозаветным изречениям мы обращаемся и сегодня, чтобы продолжить начатые во время предыдущей аудиенции наши предварительные размышления о катехизации. В день Пятидесятницы Симон Петр, возглашая истину об Иисусе Христе, распятом на кресте и воскресшем из мертвых силой Духа Святого, воспламенил верой и приуготовил к крещению три тысячи человек. Эту «керигму» апостола Петра - его возвещение (от греч. keryssein - провозглашать, возвещать) можно назвать первой катехизацией, то есть катехизическим поучением, и в частности наставлением, подготавливающим к принятию крещения. И таким образом подтвердились слова Иисуса Христа о тех, «кто будет веровать и креститься» (ср.: Мк 16, 16). Одновременно выяснилось, что обязательным условием веры является слово Божие, сказанное и услышанное: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» - напоминает св. Павел.
2. С момента своего зарождения в Иерусалиме, в день Пятидесятницы, Церковь «пребывает постоянно в учении Апостолов», что означает встречу в вере тех, кто учит, с теми, кого учат. И именно в этом смысл слова «катехизация» - от греч. katechek. Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (katE - с горы, есhек - звучать, раздаваться, произносить). Более позднее значение - «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика - откликом на слова учителя). Последнее разъяснение особенно важно для нас, поскольку оно подчеркивает, что та форма наставления, какой является катехизация, носит чаще всего не односторонний характер, как, например, лекция или доклад, а осуществляется в виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов.
Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов Отцов Церкви. С ним соседствует и слово «катехумен», буквально означающее «наставляемый, поучаемый» (katechг menos). В нашем контексте речь идет, конечно же, о человеке, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. Прежде всего слово «катехумен» относилось к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа, выраженной словами: «Уверуют и примут крещение». В этом же духе и св. Августин определяет католического катехумена как человека, «готовящегося принять крещение» (ср.: Contra litteras Petiliani III, 17, 20: PL 43, 357) - то есть которого «поучают» истинам веры и христианским нормам поведения, чтобы подготовить его к таинству крещения (ср.: De catechizandis rudibus I, 1: PL 40, 310).
3. Такое уточнение (а вместе с тем и сужение) понятия «катехумен» - а значит, и понятия «катехизация» - было связано с практикой вероисповедания первых христиан. Как в день Пятидесятницы в Иерусалиме, так и на протяжении всего раннего периода истории Христианской Церкви вероисповедание и таинство крещения принимали, как правило, взрослые люди. Обряду крещения предшествовал подготовительный период, довольно продолжительный - обычно от двух до трех лет. Нечто похожее происходит и в наше время, особенно на территориях, охваченных миссионерской деятельностью, где подготовка к таинству крещения взрослых людей проходит в форме катехумената. Подготовка эта с самого начала заключалась не только в изложении истин веры и христианских норм поведения, но также в постепенном вхождении катехуменов в жизнь церковной общины. Процесс катехизации становился своего рода «инициацией», то есть постепенным посвящением в таинство крещения, а значит, и приобщением ко всей совокупности христианских таинств и обрядов, вершиной и средоточием которых является Евхаристия.
Достаточно внимательно вчитаться в обрядовые формулы таинства крещения (как взрослых, так и младенцев), чтобы убедиться в том, какое глубокое и кардинальное обращение совершается посредством этого таинства. Принимающий таинство крещения не только исповедует веру (согласно Апостольскому Символу), но вместе с тем «отрекается от сатаны - и всех дел его и всей гордыни его», отдавая себя тем самым Богу Живому: таинство крещения - первый и основополагающий акт освящения человеческой личности, посредством которого человек отдает себя Отцу в Иисусе Христе силой Духа Святого, действующего в этом таинстве, благодаря чему человек «родится от воды и Духа» (ср.: Ин 3, 5). Св. Павел само погружение в крещальную воду уподобляет погружению в искупительную смерть Христа, посредством чего мы становимся сопричастниками новой надприродной жизни, откровение о которой дано нам в воскресении из мертвых Иисуса Христа (ср.: Рим 6, 3-5).
4. Все это свидетельствует об интенсивности и глубине того процесса катехизации, который с первых веков христианской Церкви, принимая формы катехумената, был связан с принятием таинства крещения и допущением к таинству причащения и, тем самым, ко всей полноте церковной жизни. Эта интенсивность и глубина самым непосредственным образом отразились на всей совокупности катехизического служения. Ибо Церковь постоянно «пребывает в учении Апостолов», а катехизация, будучи основным проявлением этого «пребывания», безусловно, не ограничивалась рамками катехумената, стараясь помочь верующим как можно глубже и основательнее постичь тайны учения Христа.
(12. 12. 1984)