3. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ
КАТЕХИЗАЦИЯ
ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ВЕРЕ И СЛУЖИТ ВЕРЕ
1. В прошлый раз мы беседовали с вами о катехизации и ее связи с институтом катехумената, поскольку эта форма катехизации зародилась в самый ранний период истории Церкви. Затем, по мере того как все более широко распространялся обычай крестить младенцев, институт катехумената стал утрачивать свой первоначальный характер. Как уже было упомянуто, эта форма катехизации сохраняется там, где к таинству крещения готовятся взрослые люди - тогда период катехумената особенно насыщен интенсивными катехизическими наставлениями, дополняемыми процессом «приобщения к тайнам» чипа крещения, ко всей обрядовой практике Церкви, и постепенным вхождением катехуменов в жизнь церковной общины.
Обычай крестить младенцев вскоре после их рождения возник как выражение живой веры членов общины, и прежде всего семьи и родителей, которые сами были воспитаны в вере и хотят, чтобы этот дар как можно скорее обрели и их дети. Обычай этот, как известно, по-прежнему соблюдается Церковью как символ предусмотрительной любви Господа Бога. Родители, обращаясь с просьбой крестить своих новорожденных детей, дают обещание воспитывать их по-христиански. И как бы подкрепляя свои заверения, они просят других верующих, называемых крестными родителями, оказать им поддержку, а если потребуется - и заменить их, чтобы воспитать новоокрещенного в духе христианской веры.
Этот обычай, повсеместно практикуемый, имеет важное значение в деле катехизации. Воспитание крещеного ребенка в духе христианской веры невозможно без систематической катехизации. То, что когда-то - при крещении взрослых людей - входило в программу катехумената, то есть предшествовало принятию таинства крещения, в нынешних условиях как бы переносится за пределы самого таинства, откладывается до той поры, когда маленький христианин будет в состоянии воспринимать поучения об истинах веры и о нормах христианской нравственности, постепенно - ступень за ступенью - приобщаясь к практике всей совокупности христианских таинств. И таким образом, с одной стороны сохраняется та особая связь катехизации с таинством крещения, которая возникла с самого начала, еще в день Пятидесятницы, а с другой - катехизация, перенесенная (в силу обещания, данного родителями младенца и его крестными родителями) на период после принятия таинства крещения, становится как бы открытым процессом, длящимся в течение всей дальнейшей жизни христианина.
2. Можно ли сказать, что этот процесс становится как бы «вторичным катехуменатом»? Если под словом «катехуменат» подразумевать только все то, что связано с самой подготовкой к обряду крещения, тогда, конечно, такое выражение может иметь всего лишь метафорический смысл. Но если слово «катехуменат» означает для нас не столько сам упомянутый институт, сколько нашу внутреннюю готовность пребывать в вере и развиваться в вере - тогда выражение «вторичный катехуменат» как нельзя более точно передает вкладываемый в него смысл. Ибо катехизация соответствует потребностям веры - потребностям ее познавать, пребывать в ней и совершенствоваться в ней.
Обязательства, которые берут на себя родители и крестные во время обряда крещения младенца, относятся прежде всего к периоду детства и отрочества. Поскольку катехизация, будучи процессом приобщения к сокровенным тайнам Христа, не предваряла принятие таинства крещения, постольку она должна протекать особенно интенсивно, предваряя принятие других таинств, приобщающих к христианской жизни (миропомазания и причащения), а также таинства покаяния. Однако и другие периоды христианской жизни должны сопровождаться процессом катехизации (непрерывная катехизация). Особенно в период выбора жизненного пути так необходима катехизация, связанная с таинством брака. Так же и весь цикл обучения и воспитания в духовной семинарии отчасти может быть назван «великой катехизацией». В некоторой степени этому соответствуют послушничество (новициат) и последующие этапы посвящения при монашеском призвании. Катехизацией, подготавливающей к таинству покаяния, являются различного рода реколлекции, а также покаянные богослужения, введенные в церковную практику после II Ватиканского Собора. Существуют также различные виды катехизации, связанные с таинством елеопомазания.
3. Поскольку приобщение христианина к таинствам требует многократных и одномоментных катехизических наставлений - все более интенсивных и конкретизированных - необходимо заметить, что та открытость процесса катехизации, которую несет с собой таинство крещения, подразумевает необходимость не просто эпизодических, катехизических наставлений, но прежде всего необходимость систематической катехизации - того, что Отцы Церкви называли «религиозным обучением». Цель этого обучения не в том, чтобы преподать знания «о религии» (в данном случае - христианской), речь идет о наиболее глубоком познании сути веры - того содержания, которое заключено в Божественном Откровении и которому нас постоянно учит Церковь (учительство и жизнь).
Катехизация основана на вере и служит вере. Именно поэтому катехизические наставления должны сопутствовать каждому христианину на всем протяжении его жизни, сообразно различным периодам жизненного пути, разным задачам и обязанностям, из которых он складывается. Речь идет о том, чтобы это «слово, исходящее из уст Божиих» (Мф 4, 4), постоянно доходило до человека - и «не возвращалось... тщетным» (ср.: Ис 55, 11), чтобы оно постоянно воплощалось в формы человеческой жизни.
(19. 12. 1984)