17. ЕДИНОСУЩНЫЙ ОТЦУ
1. Во время прошлой катехизической беседы мы размышляли о том, что Иисус Христос, открывая людям Отца, явил Себя Самого как Сына, единосущного Отцу.
Опираясь на свидетельство Христово, Церковь исповедует и возвещает веру в Бога-Сына посредством формулы Никео-Константинопольского Символа Веры: «Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу».
Эта истина веры была возвещена самим Христом, скреплена Его смертью на кресте, утверждена его воскресением из мертвых, засвидетельствована апостольским учением и запечатлена в апостольских Писаниях Нового Завета.
Христос говорит: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8, 58). Он не говорит: «Я был», но «Я есмь» - то есть всегда, извечно пребывающий в настоящем. Апостол Иоанн напишет в прологе своего Евангелия: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1, 1-3). И значит, эти слова - «ранее, чем Авраам...» - в контексте полемики Иисуса Христа с продолжателями традиций Израиля, ссылавшимися на Авраама, означают: «задолго до Авраама» и разъясняются словами из четвертого Евангелия - «в начале у Бога», то есть в вечности, присущей только Богу; в вечности, общей с Отцом и Духом Святым. Ибо возвещается в Символе Веры Quicumque: «И ничто в этой Троице не является ни более ранним, ни более поздним, ни большим или меньшим, но три Ипостаси в единой вечности слитно пребывают и совершенно равны между собой» (Denz. 39 [75]).
2. Согласно Евангелию от св. Иоанна, Сын-Слово был в начале у Бога, и Слово было Бог (ср.: Ин 1, 1-2). Эту же мысль мы находим и в апостольском учении. Так, в Послании к Евреям мы читаем: «[Сына] поставил [Бог] наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, держит все словом силы Своей» (ср.: 1, 2-3). А в Послании к Колоссянам св. апостол Павел пишет: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (ср.: 1, 15).
Таким образом, согласно апостольскому учению, Сын единосущен Отцу, ибо Он есть Бог-Слово. В этом Слове и через Него все произошло, был сотворен мир. До момента творения, до начала всего «видимого и невидимого», Слово вместе с Отцом обладает предвечным Бытием и Божественной Жизнью, будучи «сиянием славы и образом Его ипостаси». В этом Начале без начала Слово есть Сын, ибо Оно предвечно рождается от Отца. Новый Завет открывает нам эту непостижимую для нас тайну Триединого Бога: в онтологически абсолютном единстве своей Сущности - Бог есть предвечный и безначальный Отец, рождающий Слово, и Он же есть Сын, рожденный как Слово Отца.
3. Это предвечное рождение Сына является истиной веры, истиной, многократно возвещаемой и подтверждаемой Церковью (не только на Никейском и Константинопольском Соборах, но и на многих других; например, на IV Латеранском Соборе в 1215) - подтверждаемой, а также разъясняемой Отцами Церкви и теологами: конечно же, в той мере, в какой неисчерпаемая Божественная Реальность доступна нашему человеческому, всегда неадекватному пониманию. Истина эта разъясняется, например, в Катехизисе Тридентского Собора; в нем очень точно сказано: «Бесконечное изобилие Бога настолько велико, что познавая Самого Себя, Он рождает Сына, равного Себе».
Вне всякого сомнения, это предвечное рождение и порождение в Боге имеет абсолютно духовную природу, ибо «Бог есть Дух». По аналогии с гносеологическим процессом человеческого мышления, благодаря которому человек, познавая себя, творит собственный образ, идею, «понятие» (то есть «зародившуюся идею», часто называемую, по ассоциации с латинским verbum [слово], внутренним словом), возьмем на себя смелость размышлять о порождении Слова или же предвечного «понятия» и внутреннего Слова Бога. И вот Бог, познавая Самого Себя, рождает Слово-Сына, Который есть Бог, так же как Отец. В этом акте рождения Бог является одновременно и Отцом - как рождающий, и Сыном - как рожденный, полностью сохраняя Божественную самотождественность, исключающую существование многих «богов». Слово есть Сын, единосущный Отцу, и вместе с Ним Он является единым Богом Откровения Ветхого и Нового Заветов.
4. Такое толкование непостижимой для нас тайны сокровенной жизни Бога заключает в себе вся совокупность христианского Предания. И если Божественное рождение и порождение есть истина веры, непосредственно содержащаяся в Откровении и сформулированная Церковью, то ее истолкование, представленное нам Отцами и Учителями Церкви, составляет аргументированную и достоверную теологическую доктрину.
И все же мы не вправе требовать от нее, чтобы она полностью развеяла все туманности, заслоняющие от нашего разума Того, «Который обитает в неприступном свете» (1 Тим 6, 16). Ведь если человеческий разум не в состоянии постичь Божественную Сущность, то тем более он неспособен проникнуть в тайну сокровенной жизни Бога. Здесь особенно уместно применить известное суждение: «Если бы Его можно было постичь, Он не был бы Богом».
Тем не менее, Откровение дает нам возможность познать тайну в общих чертах, оно выражает ее и способствует тому, что мы воспринимаем ее суть, хотя эта тайна превышает возможности нашего разума, и уповаем на небесное провидение и приуготовляемся к нему. Итак, мы веруем, что «Слово было Бог» (ср.: Ин 1, 1), что Оно «стало плотью и обитало с нами» (ср.: Ин 1, 14), что «тем, которые приняли Его,.. [Бог] дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1, 12). Мы веруем в «Единородного Сына, сущего в недре Отчем» (ср.: Ин 1, 18), Который, покидая землю, обещал нам «приготовить место» (ср.: Ин 14, 2) в славе Бога как приемным чадам и братьям Своим (ср.: Рим 8, 15. 23; Гал 4, 5; Еф 1, 5).
(6. 11. 1985)