18. СВЯТОЙ ДУХ
1. «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков».
Сегодня, начиная катехизическую беседу о Святом Духе, мы обращаемся, как и в предыдущих наших беседах, в которых мы размышляли об Отце и Сыне, к словам Никео-Константинопольского Символа Веры, входящего в латинскую литургию.
Никейский (325) и Константинопольский (381) Соборы способствовали уточнению понятий, широко используемых в учении о Святой Троице: о Едином Боге, Который в единстве своей Божественной Сущности есть Отец и Сын и Святой Дух. Учение о Святом Духе было разработано, главным образом, на Константинопольском Соборе.
2. Поэтому Церковь исповедует свою веру в Святого Духа, выражая ее в приведенных выше словах. Эта вера является ответом на самооткровение Бога: Бог пожелал явить Себя «в пророках... а в последние дни в Сыне» (ср.: Евр 1, 1). Сын, давший откровение об Отце, явил нам также Духа Святого. «Каков Отец, таков Сын, таков Дух Святой» - возвещает Символ Веры Quicumque, созданный в V в. Значение слова «таков» разъясняют дальнейшие слова Символа: «несотворенный, неизмеримый, предвечный, всемогущий». «Но не три всемогущих, а один всемогущий. Равным образом Бог есть Отец, Бог есть Сын, Бог есть Святой Дух. Но не три бога, а единый Бог».
3. Здесь, пожалуй, следует начать с разъяснения понятия «Дух - Святой Дух». Это слово появляется уже на первой странице Библии: «И Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2) - так говорится в описании акта творения. Дух - по - древнееврейски ruah: буквально «дыхание», «дуновение», «ветер», что по - древнегречески звучит как рпеита от рпео, а по-латыни - spiritus от spiro2. Этимология здесь важна, поскольку она объясняет, как мы увидим в дальнейшем, смысл догмата и подсказывает ход рассуждении.
Духовность - существенная особенность самой Божественной Сущности: «Бог есть Дух» - сказал Христос в разговоре с Самарянкой (Ин 4, 24). (В одной из предыдущих катехизических бесед речь шла о Боге как бесконечно совершенном Духе). «Духовность» Бога означает не только наивысшую и абсолютную нематериальность, но также и чистый, предвечный акт познания и любви.
4. Когда в Библии, и в особенности в Новом Завете, говорится о Святом Духе, то это выражение относится не к самой Божественной Сущности, но к Кому-то, Кто находится в особой связи с Отцом и Сыном. Об этом свидетельствуют многочисленные тексты, главным образом из Евангелия от св. Иоанна. Наиболее выразительны те, которые относятся к прощальной проповеди Иисуса Христа в четверг, перед Пасхой, во время Тайной Вечери.
Перед близкой разлукой с апостолами Иисус возвещает им о пришествии «другого Утешителя». Он говорит им: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14, 16). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин 14, 26). Святой Дух, Которого Христос называет здесь «Утешителем», будет послан Отцом от имени Сына. В дальнейшем сам Иисус более подробно разъясняет характер этого ниспослания: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26).
Итак, Святой Дух исходит от Отца, и будет ниспослан на апостолов и Церковь, как от Отца во имя Сына, так и от Самого Сына, когда Он возвратится к Отцу.
Иисус продолжает далее: «[Дух Истины] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).
5. Все эти слова, так же как и другие тексты Нового Завета, имеют огромное значение с точки зрения всего домостроительства спасения. Они говорят о том, Кем является Дух Святой по отношению к Отцу и Сыну. Они имеют тринитарное значение: они говорят, что Святой Дух не только «посылается» Отцом и Сыном, но также «исходит» от Отца.
Мы здесь затрагиваем вопросы, имеющие ключевое значение для всего учения Церкви о Святой Троице. Святой Дух посылается от Отца и от Сына, Который, завершив Свою искупительную миссию, разделил с Ним славу Свою (ср.: Ин 7, 39; 16, 7), и эти ниспослания, миссии (missiones) предопределяют всю совокупность домостроительства спасения в истории человечества.
Эти ниспослания в то же время указывают нам на источник «происхождения», который заключен в самом Боге. Сын, предвечно от Отца исходящий, будучи от Него рожденным, принял во временном измерении человеческую природу ради нашего спасения. Святой Дух, от Отца и от Сына «исходящий», явил нам Себя сначала во время Крещения и Преображения Иисуса Христа, а затем в день Пятидесятницы, когда снизошел на Его учеников; ныне Святой Дух пребывает в сердцах верующих вместе с даром любви.
И поэтому не будем забывать предостережение св. апостола Павла: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30). Позволим же Ему вести нас. Он поведет нас тем «путем», который есть сам Христос; путем, который в конце концов осчастливит нас встречей с Отцом.
(13. 11. 1985)