|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

19. ОТ ОТЦА И СЫНА ИСХОДЯЩИЙ

1. В предыдущей катехизической беседе мы сосредоточили наше внимание на Ипостаси Святого Духа, размышляя над словами Никео-Константинопольского Символа Веры в той формулировке, которая используется в латинской литургии: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков».

Святой Дух «ниспосылается» Отцом и Сыном, и «исходит» от каждого из Них. Вот почему Его называют также «Духом Отца» (например: Мф 10, 20; 1 Кор 2, 11; Ин 15, 26) и «Духом Сына» (Гал 4, 6), или же «Духом Иисуса» (Деян 16, 7), так как сам Иисус посылает Его (ср.: Ин 15, 26). Вот почему Римско-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (a Patre Filioque procedit), а Православные Церкви возвещают, что Он исходит от Отца через Сына. Причем исходит «по воле», «посредством любви» (per modum amoris), что опять-таки является общепринятым суждением (sententia certa), то есть теологической точкой зрения, общепризнанной в учении Церкви.

2. Это убеждение основано на этимологии имени Spiritus Sanctus, о которой уже шла речь в предыдущей беседе: дух - spiritus - рпеита - ruah. Согласно этой этимологии, «происхождение» Духа Святого от Отца и Сына определяется как «дуновение»: Spiramen - дуновение Любви.

Это дуновение не есть рождение. В силу предвечного рождения, от Отца «происходит» только Слово: Сын. Бог, Который предвечно познает Себя и все в Себе, рождает Слово. В этом предвечном рождении (и порождении), которое происходит мыслительным образом (per modum intellegibilis actionis), Бог, в абсолютном единстве своей Природы, своей Божественной Сущности, есть Отец и Сын. Он «есть», а не «становится», Он «есть» извечно. Он - изначальный и безначальный. В свете этого термин «происхождение» должен пониматься адекватно: не как «становление» в некой временной последовательности. Все это относится и к «происхождению» Духа Святого.

3. Итак, Бог извечно через рождение (и порождение), в абсолютном единстве Божественной Сущности, есть Отец и Сын. Рождающий Отец любит рожденного Сына, а Сын любит Отца любовью, которая тождественна любви Отца. В единстве Божественной Сущности любовь, с одной стороны, является Отческой, а с другой - Сыновней. Отец и Сын не только соединены этой обоюдной любовью как две бесконечно совершенные ипостаси, но их взаимное Благорасположение, их взаимная Любовь от Них исходит и в Них пребывает как ипостась. Отец и Сын могут «дохнуть» Духом Любви, Который есть ипостась, единосущная Им. Таким образом, Бог, в абсолютном единстве своей Божественной Сущности, извечно есть Отец, Сын и Святой Дух.

Символ веры Quicumque гласит: «Святый Дух исходит от Отца и Сына, Он не является ни созданным, ни сотворенным, ни рожденным, но исходящим». «Исходящим», как мы уже говорили, «посредством любви». Вот почему Отцы Церкви называют Святого Духа Любовью, Милосердием, Благорасположением, Узами Любви, Лобзанием Любви. Все эти слова свидетельствуют именно о таком «происхождении» Святого Духа - от Отца и Сына.

4. Можно сказать, что Бог в своей сокровенной жизни «есть Любовь», которая олицетворяется в Святом Духе: Духе Отца и Сына. В то же время Святой Дух именуется Даром.

Ибо в Духе Святом, Который есть Любовь, заключен источник всех даров, ниспосылаемых Богом тварному миру и имеющих свое начало в Боге. Дар бытия, ниспосылаемый через сотворение; дар благодати, ниспосылаемый через всю совокупность домостроительства спасения.

В свете теологии тринитарного Дара нам становятся более понятными слова, запечатленные в Деяниях Апостолов: «получите дар Святого Духа» (Деян 2, 38). Эти слова произносит Иисус Христос, уходя к Отцу и прощаясь с самыми близкими людьми. В этом свете нам более понятны и слова апостола: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

Поэтому закончим наши размышления словами из литургической молитвы-призыва: «Приди, Святой Дух, наполни сердца верующих в Тебя и огонь любви Твоей в них зажги».

(20. 11. 1985)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|