|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

5. ПАДШИЕ АНГЕЛЫ - ЗЛЫЕ ДУХИ

1. Продолжая тему предыдущих катехизических бесед, во время которых мы размышляли над теми положениями учения Церкви, которые посвящены миру ангелов, творений Божиих, обратимся сегодня к тайне свободы, обращенной некоторыми из них против Бога и Его замысла о спасении людей.

Евангелист Лука пишет, что в тот момент, когда ученики, преисполненные радости, вызванной успехами их первого проповеднического служения, возвратились к Учителю, Иисус произнес слова, над которыми стоит задуматься: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18). Этими словами Господь утверждает, что благовествование Царства Божия всегда означает победу над диаволом, но созидание Царства постоянно подвергается опасности всевозможных ловушек со стороны злого духа. Говорить об этом - а именно это и является предметом нашей сегодняшней беседы - означает готовиться к борьбе, которая и составляет жизнь Церкви в этот завершающий период истории спасения (как об этом говорится в Откровении св. Иоанна Богослова - ср.: 12, 7). В то же время это позволяет прояснить смысл подлинного вероучения Церкви, исповедуемого перед лицом тех, кто вносит в него путаницу, приписывая роли сатаны слишком большое значение, а также тех, кто отрицает или преуменьшает его зловещую силу.

Предыдущие катехизические беседы об ангелах подготовили нас к пониманию явленной нам в Священном Писании и передаваемой всей совокупностью Священного Предания Церкви истины о сатане, то есть о падшем ангеле или злом духе, известном также под именем диавола, или демона.

2. Это «падение», которое носит характер отрицания Бога и как следствие этого - проклятия, есть состояние, свободно избранное теми тварными духами, которые решительно и бесповоротно отвергли Бога и Его Царство, желая захватить Его власть и разрушить домостроительство спасения, а также порядок всей сотворенной вселенной. Как отражение этих устремлений звучат в начале библейской истории человека слова змея-искусителя: «Вы будете, как боги» (ср.: Быт 3, 5). Этими словами злой дух пытается внушить человеку то внутреннее состояние соперничества, непослушания и противостояния по отношению к Богу, которое является как бы стержнем всего существования падшего ангела.

3. Повествование о падении человека, которое мы находим в ветхозаветной Книге Бытие, напоминает нам об этой позиции соперничества, которую сатана пытается навязать человеку, чтобы склонить его к прегрешению (ср.: Быт 3, 5). Также в Книге Иова (ср.: 1, 11; 2, 5. 7) мы читаем о том, как сатана пытается подтолкнуть к бунту страдающего человека. В Книге Премудрости Соломона (ср.: 2, 24) сатана предстает виновником смерти, которая вошла в историю человечества вместе с грехом.

4. Учение Церкви, представленное на IV Латеранском Соборе (1215), гласит, что диавол (или сатана) и другие демоны «были сотворены Богом как добрые духи, но стали злыми по своей собственной воле» (Denz. 428 [800]). Так, мы читаем в Послании св. апостола Иуды: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд 1, б). Также во Втором Послании св. апостола Петра мы читаем: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2, 4). Понятно, что если Бог «не щадит» грешных ангелов, то поступает так потому, что они и далее пребывают в грехе, навечно «связанные узами» того выбора, какой они сделали изначально, отвергнув Бога, вопреки истине о наивысшем и конечном Благе, каковым является сам Бог. Св. Иоанн пишет о том же: «сначала диавол согрешил» (1 Ин 3, 8). «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины» (Ин 8, 44).

5. Все эти тексты дают нам возможность понять природу и размеры греха, совершенного сатаной и состоявшего именно в том, что он отверг истину о Боге, познанном в свете разума и Откровения как безграничное Благо, как сама Любовь и Святость. И грех этот особенно велик, ибо сатана был наделен наивысшим духовным совершенством и необыкновенными познавательными способностями ангельского разума, наибольшей свободой и изначальной близостью к Богу. Отвергая эту истину о Боге актом своей свободной воли, сатана становится как бы вселенским «лжецом» и «отцом лжи» (Ин 8, 44); он сам пребывает в решительном отрицании Бога и к тому же эту собственную трагическую «ложь о Благе», каковым является Бог, он пытается навязать тварному миру, другим существам, созданным по образу Божию, и в особенности людям. В Книге Бытие мы находим точное описание именно такой «лжи», искажения истины о Боге, которые сатана (под видом змея) старается передать первым представителям человеческого рода, говоря, что Бог налагает на человека определенные ограничения, так как Он ревниво оберегает свои права (ср.: Быт 3, 5). Сатана уговаривает человека освободиться из-под этого ярма и стать «как боги».

6. Распространяя свою экзистенциальную ложь, сатана становится также - как пишет св. апостол Иоанн - «человекоубийцей», то есть разрушителем той надприродной жизни, которую Бог изначально даровал ему самому, а также тварям, по своей природе являющимся «образом» Бога, - другим чистым духам и людям. Сатана хочет разрушить жизнь, исполненную согласия с истиной, жизнь в полноте блага, надприродную жизнь благодати и любви. Вот почему автор Книги Премудрости Соломона пишет: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2, 24). А Христос предостерегает в Евангелии: «Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10, 28).

7. Вследствие греха прародителей этот падший ангел приобрел в какой-то мере власть над человеком. Это учение, неизменно исповедуемое и оглашаемое Церковью, было подтверждено на Тридентском Соборе в декрете о первородном грехе (ср.: Denz. 788 [1511]). Это учение находит свое драматическое выражение в таинстве Крещения, когда катехумена призывают отречься от сатаны и его соблазнов.

Это влияние сатаны на человека, некоторая его власть над предрасположенностью человеческого духа (и тела) находит отражение в Священном Писании, где сатана называется «князем мира сего» (ср.: Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11) и даже «богом века сего» (ср.: 2 Кор 4, 4). Кроме того, мы встречаем много других имен, определяющих его пагубное влияние на человека, такие как «вельзевул» или «велиар», а также «дух нечистый», «искуситель», «лукавый» и, наконец, «антихрист» (1 Ин 4, 3). Его сравнивают со «львом» (1 Петр 5, 8), «драконом» (в Откровении св. Иоанна Богослова) и «змеей» (Быт 3). Очень часто встречается определение «диавол», оно происходит от греческого diaballein (отсюда diabolos), что означает: вызывать разрушения, разделять, клеветать, обманывать. И поистине, все это изначально проявляется в действиях злого духа, который в Священном Писании представлен как личность, причем подчеркивается, что он не один: «нас много» - кричат Иисусу бесы в Гадаринской стране (ср.: Мк 5, 9); «диавол и ангелы его» - говорит Иисус, описывая день Страшного Суда (ср.: Мф 25, 41).

8. В Священном Писании, и особенно в Новом Завете, во многих местах говорится о том, что власть и влияние сатаны и других злых духов охватывает весь мир. Об этом свидетельствует хотя бы притча Христа о поле (которым является мир), о добром семени и о плевелах, которые диавол сеет, как сорную траву, среди пшеницы, стараясь тем самым уничтожить в сердцах людей то благо, которое в них было «посеяно» (ср.: Мф 13, 38-39). Вот почему мы слышим многочисленные призывы к бдительности (ср.: Мф 26, 41; 1 Петр 5, 8), к молитве и посту (ср.: Мф 17, 21). Об этом же выразительно сказал Господь: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк 9, 29). Действия сатаны по отношению к людям проявляются прежде всего в том, что он стремится склонить их ко злу. Злой дух пытается повлиять на человека, на его воображение, наконец, на высшие способности его души, чтобы отвлечь их от Закона Божия. «Вершина» этих действий сатаны - искушение самого Христа (ср.: Лк 4, 3-13), когда сатана пытается противостоять установленным Богом требованиям домостроительства спасения.

В некоторых случаях действия злого духа оказывают влияние не только на мир материальных вещей, он может завладеть и телом человека; тогда говорят об «одержимости бесом» (ср.: Мк 5, 2-9). Не всегда так просто определить, что в таких случаях является результатом действия сверхъестественных сил. Церковь не поддерживает и не может поддерживать тенденцию слишком поспешно связывать многие факты с непосредственным вмешательством диавола. Но в принципе Церковь не может отрицать того, что сатана, стремясь навредить и причинить зло, способен решиться на столь крайние проявления своей силы.

9. В заключение необходимо добавить, что потрясающие слова апостола Иоанна - «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19) - указывают на присутствие сатаны в истории человечества, которое становится более активным по мере того, как человек и общество удалются от Бога. Тогда злому духу легче глубоко и эффективно «законспирировать» свое влияние, что вполне отвечает его «интересам». Злой дух может действовать наиболее успешно в том случае, когда ему удается склонить человека к отрицанию его (диавола) существования во имя рационализма или любой другой системы мировоззрений, которая не желает знать о действии злого духа в мире. Разумеется, это не значит, что действия сатаны исключают значение свободной воли и ответственности человека, а также разрушают спасительное действие Иисуса Христа. Скорее, речь идет о конфликте между темными силами зла и силой искупления. И как проникновенно в связи с этим звучат слова, с которыми Христос обратился к Петру на пороге Своего крестного пути: «Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя!» (Лк 22, 31-32).

Следовательно, мы понимаем теперь, почему Господь так решительно завершает молитву о Царстве Божием «Отче наш», которой Он нас Сам научил (в отличие от многих других молитв того времени), напоминая нам о том, что в нашей жизни мы постоянно подвергаемся опасности со стороны коварных действий зла-лукавого. Христианин, обращаясь к Отцу, как научил нас Иисус, и призывая Его Царство, со всей силой своей веры восклицает: не введи нас во искушение, избавь нас от зла, от лукавого. Помоги нам, Господи, не впасть в грех неверности, к которому нас склоняет тот, кто изначально был неверным.

(13. 08. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|