6. ПОБЕДА ХРИСТА НАД ДУХОМ ЗЛА
1. Наши катехизические беседы о Боге, Творце «всего невидимого», прояснили и укрепили нашу веру в той ее части, которая касается истины о злом духе, или сатане, существования которого Бог - наивысшая Любовь и Святость, мудрое и всесильное Провидение, ведущее нашу жизнь к победе над князем тьмы, - конечно, не желал. Ибо вероучение Церкви убеждает нас, что могущество сатаны не является беспредельным. Он всего лишь творение, хотя, будучи чистым духом, и обладает очень большой силой, но все-таки он - тварь, ограниченная и подчиненная воле и власти Бога. Его действия в мире, порожденные ненавистью к Богу и Его Царству, попускаются Божиим Провидением, которое силой и благостью (fortiter et suaviter) управляет историей человечества и мира. Действия сатаны приносят, несомненно, много вреда отдельным личностям и всему обществу - вреда в духовном плане, а косвенно, и в физическом, но все-таки они не в состоянии уничтожать Добро - конечную цель, к которой стремится человек и весь тварный мир. Эти действия не могут помешать окончательному пришествию Царства Божия, в котором осуществится полное торжество справедливости и любви Отца к творениям, которым извечно уготовано свое «предназначение» в Сыне-Слове, Иисусе Христе. Мы можем прямо сказать, вслед за св. апостолом Павлом, что зло содействует благу (ср.: Рим 8, 28) и служит созиданию славы «избранных» (ср.: 2 Тим 2, 10).
2. Таким образом, можно признать, что вся история человечества, в конечном итоге, представляет собой историю спасения, в которую вписана победа Христа над «князем мира сего» (ср.: Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11). «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк 4, 8) - решительно говорит Христос сатане. В драматический момент своего служения, отвечая на позорное обвинение в том, что он изгонял бесов как союзник вельзевула, их повелителя, Иисус произносит эти суровые и в то же время утешительные слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие» (Мф 12, 25-26, 28). «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение. Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк 11, 21-22). Эти слова Христа об искусителе нашли свое историческое воплощение в смерти на кресте и Воскресении из мертвых Искупителя. Христос разделил Свою сопричастность к человечеству до самой смерти на кресте, дабы - как читаем мы в Послании к Евреям - «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые... подвержены рабству» (Евр 2, 14-15). В этом состоит глубокая убежденность христианской веры: «князь мира сего осужден» (Ин 16, 11); «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», - как об этом свидетельствует св. апостол Иоанн (1 Ин 3, 8). Христос, распятый и воскресший из мертвых, оказался тем «Сильнейшим», который победил «сильного», диавола, и свергнул его.
Церковь участвует в победе Христа над диаволом: Христос даровал своим ученикам силу изгонять бесов (ср.: Мф 10, 1 и парал.; Мк 16, 17). Церковь осуществляет эту победную власть с помощью веры во Христа и молитвы (ср.: Мк 9, 29; Мф 17, 19); в некоторых особых случаях эта власть может принять форму экзорцизма.
3. В этот «исторический» период победы Христа вписано и обетование окончательной победы, связанной с Парусией - вторым и последним пришествием Христа в конце времен, на ожидание которого направлена жизнь христианина. И хотя история мира и дальше продолжается под влиянием «духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф 2, 2), в сознании верующих живет уверенность в том, что они призваны к борьбе за окончательное торжестве Добра: «Потому что наша брань не против крови и плоти; но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духа злобы поднебесных» (Еф 6, 12).
4. Эта борьба, по мере приближения к концу, будет приобретать все более острый характер, как это особенно подчеркивается в Откровении св. Иоанна Богослова, в последней Книге Нового Завета (ср.: Откр 12, 7-9). И все же, именно в этой Книге особо подчеркнута та уверенность, какую вселяет в нас Божественное Откровение во всей своей полноте - уверенность в том, что борьба эта завершится конечной победой добра. В этой победе, которая уже совершилась в пасхальной тайне Христа, до конца исполнится первое пророчество Книги Бытие во фрагменте, именуемом - как это знаменательно! - Протоевангелием, в котором Бог предупреждает змея: «И вражду положу между тобою и между женою» (Быт 3, 15). Завершая в этот последний период тайну своего отцовского Провидения, Бог «избавит от власти тьмы» тех, кто извечно «предназначен во Христе», и введет их «в Царство возлюбленного Сына Своего» (ср.: Кол 1, 13). Тогда и Сын отдаст Отцу весь мир - «да будет Бог всё во всем» (1 Кор 15, 28).
5. На этом заканчивается цикл катехизических бесед о Боге, Творце «всего видимого и невидимого», связанных, как мы старались показать, с истиной о Божием Провидении. Эти беседы объясняют верующему, что тайна начала мира и истории человечества неразрывно связана с тайной конца, когда проявится целесообразность всего, что было сотворено. Символ Веры, в котором органично связуются в единую нить многие истины, является поистине гармоничным изложением веры.
Постепенно и самым естественным образом, с восхищением вглядывались мы в великую тайну Божественного разума и любви, предстающих перед нами в творческой деятельности Бога, которой охвачена вся вселенная, все люди и весь мир чистых духов. Мы размышляли о тринитарном источнике этой деятельности, ее премудрой целесообразности, направленной на жизнь человека, истинного «образа Божия», призванного в свою очередь обрести полноту человеческого достоинства в созерцании славы Божией. Мы осветили одну из наиболее сложных проблем, волнующих человека, которые возникают перед ним, когда он занимается поисками истины, - проблему страдания и зла. Эта проблема возникла не по причине ошибки или злого намерения Бога, но была предопределена Его выбором, в определенном смысле рискованным, когда Он решил создать нас свободными, чтобы мы были Его друзьями. Из свободы же возникло зло. Но Бог не отступил от своего замысла, предопределив нам быть Его чадами во Христе; Он своей трансцендентной премудростью руководит всем тварным миром fortiter et suaviter, так чтобы добро не было побеждено злом.
И вот теперь, позволяя Божественному Откровению вести нас, мы должны углубиться в другие тайны нашего спасения. Мы уже открыли истину, которая должна храниться в сердце каждого христианина: истину о существовании чистых духов, творений Божиих, изначально добрых, но затем, в силу греховного выбора, необратимо разделившихся на ангелов света и ангелов тьмы. И хотя существование злых ангелов требует от нас постоянной бдительности, чтобы не поддаться искушению, мы уверены, что Христос Искупитель окружает нашу жизнь своей всепобеждающей силой, дабы и мы смогли выйти из испытаний победителями. В этом нам действенно помогают добрые ангелы, посланники Божественного милосердия, к которым мы, по наставлению Священного Предания Церкви, обращаем свою молитву: «Ангел Божий, хранитель мой, просвети меня, охрани меня, веди и направляй меня, доверенного твоему небесному попечению. Аминь».
(20. 08. 1986)