|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

3. ПЕРВЫЙ ГРЕХ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Повествование о первом грехе в третьей главе Книги Бытие обретает особую выразительность в контексте дела творения, когда Творец наделил человека даром первозданной святости и праведности. При толковании этого фрагмента, в центре которого - нарушение наложенного Богом на человека запрета вкушать плоды «с дерева познания добра и зла», без сомнения, следует учитывать древний характер текста и, что особенно важно, его литературный жанр. В то же время, анализируя текст Первой Книги Священного Писания с учетом научных требований, нельзя не заметить крайне важную особенность этого рассказа о грехопадении: в нем говорится о начальном событии, то есть о конкретном факте, который, как утверждается в Откровении, имел место на заре истории человечества. Этот факт имеет - и в этом вторая важная особенность - основополагающее и решающее значение для отношений между Богом и человеком, а также для внутреннего «состояния» самого человека, для взаимоотношений между людьми, наконец, для отношения человека к окружающему миру.

2. Факт, наиболее значимый в упомянутом выше повествовании, относится к нравственной сфере, и причины его кроются в глубине человеческой души. Свершившийся факт влечет за собой коренное изменение «ситуации»: человек лишается состояния первоначальной праведности и оказывается в состоянии греховности (status naturae lapsae); обретает природу, отмеченную печатью греха и склонную ко греху. Отныне этим состоянием будет отягощена вся история человечества. Первый человек (мужчина и женщина) получил от Бога дар освящающей благодати не только для себя, но как основатель человеческого рода также и для своих потомков. Итак, совершив грех, который обратил человека против Бога, человек утратил благодать для себя самого и для своих детей. Согласно вероучению Церкви, опирающемуся на Откровение, в этой утрате благодати, изначально свойственной человеческой природе, заключена самая суть первородного греха как наследия, оставленного нам прародителями.

3. Дабы лучше понять характер этого наследия, следует сначала проанализировать повествование о первом грехе, которое дано в третьей главе Книги Бытие. Повествование начинается с разговора искусителя, в образе змея, с женщиной. Это совершенно новая деталь. До сих пор в Книге Бытие ничего не говорилось о других, помимо человека, разумных и свободных тварях, ибо содержание первых двух глав Книги Бытие относится к миру «видимых существ». Искуситель же принадлежит к миру духовных, «невидимых существ» и только на время разговора принимает видимый образ. Это первое появление злого духа в Библии следует понимать в контексте всего, что на эту тему мы находим в книгах Ветхого и Нового Заветов. (Об этом была уже речь в предыдущих беседах). Особенно ярко это показано в Откровении св. Иоанна Богослова, то есть в последней книге Священного Писания, согласно которой «великий дракон, древний змий» (это явный намек па Быт 3), «называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр 12, 9), был низвержен. Так как сатана «обольщает всю вселенную», в другом месте он назван «отцом лжи» (Ин 8, 44).

4. Грех человека в начале его истории - тот первый грех, о котором мы читаем в третьей главе Книги Бытие, зарождается под влиянием именно этого существа. «Древний змий» говорит женщине: «Подлинно ли сказал Бог: 'не ешьте ни от какого дерева в раю?' И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 1-5).

5. Нетрудно в этом тексте увидеть главное и существенное, что скрыто под покровом якобы малозначительных деталей. Вопрос «Есть или не есть плоды с какого-то дерева?» сам по себе может показаться второстепенным. Но отношение к дереву «познания добра и зла» означает важную и существенную проблему в жизни человека. Искуситель это прекрасно осознает, когда говорит: «в день, в который вы вкусите их, ... будете, как боги, знающие добро и зло». Итак, это дерево означает границу, которую нельзя переступить не только человеку, но вообще всякой твари, пусть самой совершенной. Творение всегда остается только творением, но не Самим Богом. Оно не может, «как боги», знать добро и зло. Только один Господь Бог является источником всякого бытия, Он один - абсолютная Истина и абсолютное Добро - определяет, что есть добро, а что зло. Лишь один Бог является извечным Законодателем, то есть источником всякого закона в тварном мире, и в особенности закона человеческой природы (lex naturae). Человек, будучи существом разумным, должен познавать этот закон и руководствоваться им в своих действиях. Он не может сам устанавливать нравственный закон, сам решать вопрос о том, что есть добро и зло, независимо от Творца и тем более - вопреки Творцу. Ни человек, ни другая тварь не могут ставить себя на место Бога, считая себя хозяином нравственного миропорядка вопреки онтологической структуре дела творения, которая посредством голоса совести, оценивающего поведение человека, отражается в психоэтической сфере человеческого бытия.

6. Итак, Книга Бытие открывает нам скрытые под покровом, казалось бы, незначительных деталей важные проблемы, имеющие основополагающее значение для человека, зависящего от своей тварной природы. Человек, будучи существом разумным, должен руководствоваться «первоначальной Истиной», которая является истиной его бытия. Он не может претендовать на то, чтобы самому занять место этой истины или встать вровень с ней. Когда подвергается сомнению этот главный принцип Бытия, подрывается весь фундамент подлинно «праведных» отношений твари к Творцу. Слова искусителя, «отца лжи», подвергая сомнению истину о взаимосвязанности Бога и человека, по сути подрывают само состояние первоначальной праведности. Поддаваясь искушению диавола, человек совершает личный грех и тем самым укореняет в человеческой природе состояние греховности,

7. Из библейского повествования становится ясным, что грех не «начинается» в сердце (и совести) человека, не возникает по его собственной инициативе. В какой-то мере он становится отражением и следствием того греха, который уже существовал в мире невидимых существ. Искуситель, «древний змий», принадлежит к этому миру. Еще раньше (in antico) эти наделенные разумом и свободой твари подверглись «испытанию»: они должны были совершить выбор в соответствии со своей духовной природой. Это в них родилось то «сомнение», которое искуситель, как повествует третья глава Книги Бытие, сеет в душах наших прародителей. Еще раньше Бог-Творец, будучи единственным источником блага для всех тварей, а для духовных существ в особенности, стал объектом подозрений и обвинений. Истина существования, истина бытия, требующая подчинения твари своему Создателю, была подвергнута сомнению и вытеснена первородной гордыней, которая и привела эти существа к тому, что их собственный дух стал источником и нормой свободы. Те, кто признал, что они могут быть, «как боги, знающие добро и зло», своим выбором противопоставили себя Богу, вместо того чтобы в согласии с истиной о собственной тварности выбрать себя «в Боге», ибо «кто, как не Бог!» Человек же, по наущению искусителя, подчинился бунтующему духу и его сообщникам.

8. Слова, услышанные первым человеком возле «дерева познания добра и зла» (Быт 3), подтверждают всю тяжесть зла, которое может родиться по свободной воле твари в отношении Того, Кто, будучи Творцом, является также источником всякого бытия и блага, той щедрости, на какую способна бескорыстная и истинно отцовская любовь. Именно эта щедрая любовь подвергается сомнению, наталкивается на отрицание и отказ. Тварь, желающая быть «как боги», провозглашает, по меткому выражению св. Августина, «себялюбие, доходящее до пренебрежения к Богу» (ср.: «О Граде Божием», XIV, 28: PL 41, 436). Это, пожалуй, наиболее глубокое определение того греха, который дал о себе знать в начале истории человечества в словах искусителя. Contemptus Dei: отказ от Бога и пренебрежение Богом, ненависть ко всему тому, что составляет сущность Бога и что исходит от Бога.

Увы, это не единичный факт, случившийся на заре истории человечества. Как часто мы становится свидетелями фактов, жестов, слов, жизненных ситуаций, в которых проглядывает наследие первого греха!

В повествовании, данном в Книге Бытие, грех связывается с диаволом. Эта истина о «древнем змие» будет подтверждена во многих других текстах Священного Писания.

9. Каким на этом фоне предстает перед нами грех? Далее в Книге Бытие мы читаем: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание: и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3,6).

О чем свидетельствует эта по-своему очень точная запись? Она гласит: первый человек поступил вопреки воле Творца, поверив словам искусителя, что плоды этого дерева «дают знание». Нет оснований считать, что человек полностью перенял весь этот заряд отрицания и ненависти к Богу, содержавшийся в словах «отца лжи», однако он поддался внушению искусителя использовать тварную вещь вопреки запрету Творца, возомнив, что и он - человек - может стать таким, «как боги, знающие добро и зло».

По словам св. апостола Павла, первый грех человека - это прежде всего «непослушание» Богу (ср.: Рим 5, 19). Анализ третьей главы Книги Бытие и размышления над этим удивительно глубоким текстом показывают, как может сформироваться это «непослушание» и в каком направлении оно может развиваться по воле человека. Можно сказать, что «начальный» грех, описанный в Книге Бытие (Быт 3), до некоторой степени заключает в себе первоначальную «модель» всякого человеческого греха.

(10. 09. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|