|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4. ВСЕОБЩНОСТЬ ГРЕХА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕКА
И ЕГО НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР

1. «Поставленный Богом в состояние праведности, человек, однако, по обольщению лукавого, злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставил себя Богу, желая достигнуть своей цели вне Бога» (РН 13). Вот что сказано в Конституции II Ватиканского Собора на тему нашего предыдущего катехизического наставления, то есть о первом грехе в истории человечества, на основании повествования, данного в Книге Бытие (Быт 3).

В этой главе Книги Бытие говорится о грехе прародителей человечества, но само действие связано с «ситуацией греха», которая охватила все человечество и стала называться первородным грехом. О чем говорит это понятие? Собственно говоря, оно ни разу не появляется на страницах Священного Писания. В то же время, вслед за рассказом о грехе первых людей, в Священном Писании - в последующих главах Книги Бытие, а также в других Книгах, - описано настоящее «вторжение» греха, который, как последствие грехопадения Адама, наводняет собою весь мир, приводя ко всеобщей испорченности человечества.

2. Так, уже в четвертой главе Книги Бытие мы читаем о братоубийстве, совершенном Каином, сыном Адама и Евы, который убил своего младшего брата Авеля (ср.: Быт 4, 3-15). Уже в шестой главе Книги Бытие говорится о всеобщей нравственной испорченности: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6, 5). И далее: «И воззрел (Господь) Бог на землю; и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6, 12). Автор Книги Бытие без колебания заключает: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6, 6). Последствием столь великого упадка человечества во времена Ноя - согласно той же Книге Бытие - стал потоп (Быт 7-9). В тексте упоминается также о строительстве Вавилонской башни (ср.: Быт 11, 1-9), приведшем, вопреки намерениям строителей, к смешению языков и рассеянию людей. Все это лишь указывало на то, что никакой внешний союз, лишенный своих корней в Боге, не в состоянии сохранить единение людей. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в истории человека грех проявляется не только в форме «противостояния» Богу. Иногда греховность проявляется в действии, совершаемом в осознании отсутствия Бога, как будто Бог и не существовал. Это дерзостное убеждение в том, что можно не обращать внимания на Бога, что можно обойтись без Него, провозглашая всесилие человека, по его собственному мнению не имеющее предела. В таком случае «Вавилонская башня» может служить предостережением для современных людей. Вот почему я напомнил о ней в моем апостольском наставлении Reconciliatio et paenitentia (13-15).

3. Всеобщая греховность человечества, так ярко засвидетельствованная уже в Книге Бытие, различным образом показана на многих страницах Библии. Греху всегда сопутствует отказ человека от Бога. Особенно красноречиво высказался на эту тему св. апостол Павел в Послании к Римлянам: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим 1, 28-31. 25-27. 32).

Можно сказать, что этот фрагмент представляет собой точное описание «ситуации греха» во времена зарождения Церкви Христовой, в те времена, когда писал и трудился вместе с другими апостолами св. апостол Павел. Несомненно, в этом мире существовали определенные духовные ценности, но очень часто они были искажены многократным воздействием греха. Христианство же последовательно и отважно препятствовало этому, пытаясь склонить своих приверженцев к радикальной перемене нравов, обусловленной велением раскаявшихся сердец. Все это наложило неизгладимый отпечаток на культуры и человеческие общности, рождающиеся и развивающиеся под влиянием этого обращения. Воздействие христианских ценностей на широкие общественные круги продолжается и сегодня, особенно ярко проявляясь в жизни некоторых народов.

4. Весьма знаменателен тот факт, что в наше время мы можем найти соответствие тому, что описал св. апостол Павел в Послании к Римлянам; в Пастырской Конституции II Ватиканского Собора «Радость и надежда» мы читаем: «Все, что направлено против самой жизни, как например всякого рода человекоубийство, геноцид, аборт, евтаназия и намеренное самоубийство, все, что насилует цельность человеческой личности, как членовредительство, телесные или нравственные мучения, попытки поработить самую душу; все, что оскорбляет человеческое достоинство, как нечеловеческие условия жизни, произвольные заключения в тюрьму, ссылки, рабство, проституция, торговля женщинами и подростками, а также и позорные условия труда, в которых к трудящимся относятся как к орудиям наживы, а не как к свободным и ответственным личностям, все это и прочее подобное - действительно позорно. Отравляя человеческую цивилизацию, все это позорит так поступающих больше, чем тех, кто переносят несправедливость, и наносит величайшее оскорбление Творцу» (РН 27).

Сейчас не время проводить исторический анализ или сравнивать статистические данные, чтобы показать, в какой мере этот соборный текст - наряду с другими обвинительными высказываниями не только иерархов Церкви, но также католических и некатолических ученых и экспертов - точно описывает «ситуацию греха» в современном мире. Одно несомненно, что даже без учета масштабов этих явлений, сам их факт - печальное подтверждение того «развращения человеков», о котором говорится в Библии. Об этом говорят также документы Церкви, в чем мы сможем убедиться во время следующей катехизической беседы.

5. В данный момент сосредоточим свое внимание на двух положениях. Во-первых, Божественное Откровение и его подлинное истолкование в лице Учительства Церкви неизменно и систематически утверждают всеобъемлющее значение греха в истории человека. Во-вторых, эта повторяющаяся из поколения в поколение ситуация греховности, заметная «извне» на всем протяжении истории человечества, ввиду опасных явлений этической патологии, проявляющихся и в личной, и в общественной жизни, легче распознается и оказывает более сильное воздействие, когда она обращена «вовнутрь» человека.

В другом фрагменте этой же Конституции II Ватиканского Собора говорится: «То, что нам известно из Божественного Откровения, подтверждается самим опытом, ибо человек, вникая в свое сердце, узнает себя склонным ко злу и погруженным во всякого рода зло, которое не может происходить от его благого Творца. Нередко, отказываясь признавать в Боге свое начало, человек нарушает и должный порядок, направляющий его к его конечной цели, и в то же время всю гармонию как в отношении самого себя, так и в отношении других людей и всех тварей (РН 13).

6. В этом высказывании современного Учительства Церкви заключено не только то, что вытекает из исторического и духовного опыта, но прежде всего здесь верно отражено то вероучение, о котором говорится во многих Книгах Библии, начиная с повествования, данного в третьей главе Книги Бытие, которое мы уже проанализировали ранее как свидетельство первого греха в земной истории человека. Здесь мы лишь напомним наболевшие вопросы Иова: «Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего?» (Иов 4, 17). «Кто родится чистым от нечистого?» (Иов 14, 4). «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?» (Иов 15, 14). Аналогичный вопрос находим в книге Притчей: «Кто может сказать: 'я очистил мое сердце, я чист от греха моего?'« (Притч 20, 9).

В Псалмах слышен тот же вопль: «Господи!... не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс 143 [142], 2); «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс 58 [57], 4); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс 51 [50], 7). Все эти тексты обнаруживают преемственность мысли в Ветхом Завете и отчасти намечают трудную проблему, какой является зарождение состояния всеобщей греховности.

7. Итак, Священное Писание говорит нам, что корни греха следует искать в глубине человеческой души, в совести и в сердце человека. Но вместе с тем грех рассматривается в нем как наследственное зло. Эту мысль, как нам кажется, выражает Псалм 51, согласно которому человек, «зачатый» в грехе, обращается с призывом к Богу: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс 51 [50], 12). Тема всеобщности греха и его наследственного, до некоторой степени «врожденного», характера часто повторяется в текстах Священного Писания. Так, в Псалме 14 читаем: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 14 [13], 3).

8. В этом контексте следует понимать и «жестокосердие», о котором говорит Христос (ср.: Мф 19, 8). У св. апостола Павла это «жестокосердие» предстает скорее как нравственная слабость, более того, как своего рода неспособность делать добро. Вот его слова: «Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7, 14-15); «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7, 18); «когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим 7, 21). Неоднократно уже обращали внимание на аналогию между этими словами апостола и словами римского языческого поэта: Video meliora proboque, deteriora sequor (ср.: Овидий, Metamorph. 7, 20). В этих текстах (а также во многих других произведениях духовной и светской литературы) предстает перед нами одна из наиболее волнующих сторон человеческого опыта, объяснимая лишь в свете истины о первородном грехе, данной нам в Откровении.

9. Современное вероучение Церкви (особенно документы II Ватиканского Собора) полностью отражает истину Откровения, когда говорит, что мир, «сотворенный и хранимый любовью Творца, впал в порабощение греху» (ср.: РН 2). Далее в этой же Пастырской Конституции мы читаем: «всю историю людей заполняет ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась при самом начале мира и будет продолжаться до последнего дня, как говорит Господь. Включенный в эту борьбу, человек должен постоянно бороться, дабы привязаться к добру, по без великих трудов, без помощи благодати Божией, не может он в самом себе обрести единства» (там же, 37).

(17. 09. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|