|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

6. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА, СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКОМ

1. В Декрете Тридентского Собора раскрывается учение Церкви о первородном грехе.

В предыдущем катехизическом наставлении мы рассмотрели вероучение Тридентского Собора о личном грехе прародителей, а сегодня нам предстоит обсудить, как Собор определяет те последствия, которые принес этот грех всему человеческому роду.

В Декрете Тридентского Собора на эту тему сказано следующее.

2. Грех Адама перешел на всех его потомков, то есть на всех людей, поскольку они произошли от прародителей и от них унаследовали человеческую природу, которая была лишена близости с Богом.

Декрет Тридентского Собора (ср.: DS 1512) четко определяет: грех Адама причинил ущерб не только первому человеку, но и всему его потомству; Адам лишился первоначальной святости и праведности, проистекающих из освящающей благодати, не только для себя, но и «для нас» (nobis etiam). Итак, он навлек на весь род человеческий не только смерть плоти и другие наказания (последствия греха), но и сам грех как смерть души (peccatum, quod mors est animae).

3. В этом фрагменте Декрет Тридентского Собора ссылается на слова св. апостола Павла из его Послания к Римлянам. К этим же словам апостола обращался и Карфагенский Синод, излагая изначальное учение Церкви.

Эти слова в современном переводе звучат следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5, 12). В греческом оригинале было: «εφ'ω παντεζ ημαρτον», что затем было переведено в латинском тексте Вульгаты как in quo omnes peccaverunt, «в котором (одном человеке) все согрешили», хотя носители греческого языка с самого начала ясно понимали то, что в Вульгате было переведено in quo как «потому что» или «так как», - то есть так, как этот оборот переводится в наше время. Однако такое понимание и такой перевод греческого выражения εφ'ω не меняет того убеждения, какое мы находим в тексте св. апостола Павла, что грех Адама (то есть грех прародителей) имеет свои последствия для всех людей. В той же главе Послания к Римлянам апостол пишет: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим 5, 18). Следовательно, св. апостол Павел связывает греховность всего человечества с виной Адама.

4. Приведенные слова св. апостола Павла, па которые обращает наше внимание Учительство Церкви, проясняют нашу веру в том, что касается последствий, к которым привел весь род человеческий грех Адама. Именно на это вероучение будут опираться католические экзегеты и теологи, мудростью веры оценивая гипотезы о происхождении человечества, выдвигаемые наукой.

Особенно важными, побуждающими к дальнейшим поискам в этом направлении являются слова папы Павла VI, с которым он обратился к участникам симпозиума теологов и ученых: «Вполне понятно, что, на ваш взгляд, никак нельзя согласовать с подлинной католической доктриной объяснения первородного греха, предлагаемые некоторыми современными авторами, которые, опираясь на лишенную доводов концепцию полигенизма, отрицают - более или менее определенно - положение, что грех, принесший так много зла человечеству, был прежде всего совершен на заре истории и выразился в непослушании Адама - первого человека, являющегося прообразом человека будущего» (AAS 58, 1966, 654).

5. Декрет Тридентского Собора кроме того утверждает, что грех Адама переходит на всех его потомков в силу их происхождения, а не только в результате следования дурному примеру. Декрет гласит: «Об этом грехе Адамовом, который изначально был его личным грехом и который путем рождения, а не подражания, переходит на всех, то есть становится личным грехом каждого отдельно взятого человека» (DS 1513).

Итак, первородный грех наследуется по рождению, на что указывает практика крещения младенцев, на которую также ссылается Декрет Собора. Вскоре после рождения младенцы, хотя они и неспособны совершать личные грехи, однако, согласно извечной традиции Церкви, получают крещение для оставления грехов. В Декрете говорится, что они «получают истинное крещение для оставления грехов, дабы, возрождаясь, они очистились от того, что тяготеет над ними от рождения» (DS 1514).

В таком контексте понятно, почему первородный грех ни в одном из потомков Адама не имеет характера личной вины. Он заключается только в отсутствии освящающей благодати в природе человека, которая по вине прародителей отклонилась от пути к надприродной цели. Это «грех природы», который только по аналогии можно отнести к «греху лица». В состоянии первоначальной праведности, до совершения греха, освящающая благодать в виде дара надприродным образом «оснащала» человеческую природу. В силу внутренней «логики» греха как отрицания воли Бога - Подателя этого дара - человек лишается благодати. Освящающая благодать перестала быть надприродным обогащением человеческой природы, которую прародители передают всем своим потомкам в таком состоянии, в каком она находилась, когда они положили начало поколениям людей. Поэтому зачатие и рождение человека происходит вне освящающей благодати. Именно это «начальное состояние» человека, связанное с его происхождением, является главной сутью первородного греха как наследия (peccatum originate originatum - как это обычно определяют).

6. Мы не можем закончить эту беседу, не повторив того, о чем говорилось в самом начале этого цикла, а именно: первородный грех необходимо истолковывать в постоянном соотнесении с тайной Искупления, совершенного Иисусом Христом, Сыном Божиим, Который «ради нас, людей, и ради нашего спасения стал человеком». Этот фрагмент Символа Веры, говорящий о спасительной цели Воплощения, главным образом и прежде всего относится к первородному греху. Декрет Тридентского Собора полностью построен на подобном соотнесении, потому что такой характер носит вся совокупность Предания Церкви, отправная точка которого - Священное Писание, и в первую очередь - Протоевангелие, то есть обетование победы над диаволом и освобождения человека. Такое обетование мы находим в Книге Бытие (Быт 3, 15), а затем и в других текстах Священного Писания, вплоть до наиболее полного выражения истины Откровения, данного в Послании к Римлянам. По словам апостола, Адам «есть образ будущего» (Рим 5, 14). «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим 5, 15).

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).

Тридентский Собор особое внимание обращает на слова св. апостола Павла из Послания к Римлянам (5, 12) и ставит их в центр своего учения, поскольку в них утверждается не только всеобщность греха, но и всеобщность Искупления. Собор обращается также к практике крещения младенцев, что обусловлено тесной взаимосвязью между первородным грехом как всеобщим наследием, полученным от прародителей вместе с человеческой природой, и истиной о всеобщем Искуплении в Иисусе Христе.

(1. 10. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|