|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

7. СОСТОЯНИЕ ПАДШЕГО ЧЕЛОВЕКА

1. Символ Веры, преподанный папой Павлом VI в конце 1968 года, объявленного Годом Веры, заключает в себе вероучение Священного Писания и Священного Предания о первородном грехе. Мы читаем в нем: «Веруем, что все мы являемся падшими в Адаме; поэтому человеческая природа, присущая всем людям, пришла, по причине первородного греха, совершенного Адамом, в состояние, ставшее причиной многих бед. Нынешняя природа человеческая уже не та, какую имели наши прародители, сотворенные в святости и праведности, не подверженные злу и смерти. Итак, падшая природа человека лишилась дара благодати, прежде украшавшего ее. Человеческой природе был нанесен урон в ее природных силах, она стала подвержена власти смерти, ставшей уделом всех людей. И потому каждый человек рождается в состоянии греха. Мы повторяем вслед за Тридентским Собором, что первородный грех вместе с человеческой природой передается «путем рождения, а не подражания» и является личным грехом «каждого человека».

2. «Веруем, что Господь наш Иисус Христос искупил нас силою Своей Крестной Жертвы от первородного греха и от всех личных грехов, совершенных каждым из нас, так что сбываются слова апостола: 'Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать'» (Рим 5, 20).

В дальнейшем Символ Веры, называемый также Credo Populi Dei, обращается, точно так же как и Декрет Тридентского Собора, к святому крещению, и прежде всего - к крещению младенцев: «дабы, лишенные при рождении надприродной благодати, они возрождались от воды и Духа Святого к Божественной жизни в Иисусе Христе».

Как видим, также и текст папы Павла VI подтверждает, что все учение о грехе, данное в Откровении, и прежде всего учение о первородном грехе, тесно связано с тайной Искупления. Поэтому и мы стараемся представить эту взаимосвязь в настоящих катехизических наставлениях, поскольку реальность греха в истории человека невозможно понимать иначе. Особым образом об этом свидетельствует Послание св. апостола Павла к Римлянам, на которое в основном и ссылается Тридентский Собор в Декрете о первородном грехе.

В Credo Populi Dei Павел VI включил все элементы учения о первородном грехе, содержащиеся в Декрете Тридентского Собора.

3. В Символе Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei - в связи с грехом прародителей говорится о «падшей человеческой природе». Чтобы понять смысл данного выражения, следует представить себе первый эпизод этого падения, воспроизведенный в тексте Книги Бытие (Быт 3). С присущим этой Книге антропоморфическим пониманием вмешательства Бога, в эпизоде изображается наказание, наложенное Господом на Адама и Еву.

Итак, Бог обращается к женщине после совершенного ею греха: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3, 16).

«Адаму же [Бог] сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: 'не ешь от него', проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3, 17-19).

4. Приведенные выше слова относятся к ситуации человека в мире, это слова сильные и суровые. Библейский автор, не колеблясь, приписывает Богу слова приговора. Приговор этот заключает в себе «проклятие земли»: весь видимый тварный мир стал для человека чуждым и непокорным. Св. апостол Павел сказал об этом так: «тварь покорилась суете», имея в виду грех человека. Поэтому «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», пока не будет освобождена «от рабства тлению» (ср.: Рим 8, 19-22). Это «тление» твари определяет судьбу человека в видимом мире. Труд, посредством которого человек добывает себе средства к существованию, совершается им «в поте лица», то есть связан с тяжелыми усилиями. Вся жизнь человека наполнена испытаниями и страданиями, начиная с рождения, когда испытывает боли женщина, а ребенок, хотя и неосознанно, кричит и плачет.

5. И наконец, вся жизнь человека на земле проходит под знаком грядущей смерти, которая, согласно Откровению, неразрывно связана с первородным грехом. Сам грех является синонимом духовной смерти, ибо из-за него человек лишился освящающей благодати - источника надприродной жизни. В свою очередь знамением и следствием первородного греха является тленность плоти, ставшая с тех пор уделом всех людей. Человек был создан Богом для бессмертия: смерть, которая предстает как трагический переход в черную бездну небытия, является следствием греха, предопределяемым в какой-то степени его внутренней логикой, но прежде всего смерть - это Божия кара. Таково учение Откровения и таково вероучение Церкви: если бы не было греха, конец человеческой жизни не был бы столь драматичен.

Человек был создан Богом также и для блаженства. А оно в пределах земного бытия должно было означать для человека освобождение от страданий, по крайней мере насколько это возможно: posse поп pati, подобно тому, как и освобождение от смерти в значении posse поп mori. Как следует из слов Самого Бога, приведенных в Книге Бытие (Быт 3, 16-19), из других текстов библии и из Священного Предания, вместе с первородным грехом эта свобода перестала быть участью человека. Жизнь человека на земле была обречена на страдания и неизбежность смерти.

6. В Символе Веры - Credo Populi Dei - говорится, что человеческая природа после первородного греха была уже «иной, чем та, которой были наделены прародители». Она стала «падшей» (lapsa), потому что лишилась освящающей благодати и других даров, которые в состоянии первоначальной праведности и позволяли говорить о совершенстве (integritas) человеческой природы. Речь идет не только о бессмертии и блаженстве, утраченных из-за греха. Здесь важно и внутреннее состояние разума и воли, то есть обычные силы разума и воли. Вследствие первородного греха весь человек, и духовно, и телесно - secundum animan et corpus, как было уточнено на Синоде в Оранже (529), а затем повторено в Декрете Тридентского Собора, - стал подвержен «тлению»: in deterius commutatum fuisse.

7. В духовной сфере человека это «тление» проявляется как помрачение разума, ослабление его способности познавать истину, ослабление свободной воли, которая стала более податливой в чувственном плане и менее стойкой перед воздействием ложных представлений о добре, выдвигаемых разумом, находящимся в плену у страстей. Однако, согласно учению Церкви, все эти проявления «тления» не носят безусловный характер, они не являются сутью человеческих способностей. Поэтому падший человек способен познавать разумом главные истины естественного права, религиозные истины и нравственные принципы. Он может также творить добро. Поэтому вернее было бы говорить о помрачении разума, об ослаблении воли, о «повреждении» духовных способностей человека, например в сфере чувств, нежели о полной утрате их основополагающих возможностей, также в плане познания Бога и любви в Нему.

Декрет Тридентского Собора подчеркивает эту истину об изначальной праведности человеческой природы и тем самым выступает против возражений Лютера, подхваченных позднее янсенистами. В Декрете сказано, что человек, вследствие Адамова греха, не лишился свободной воли (Кап. 5: liberum arbitrium... поп amissum et extinctum). И поэтому он способен совершать поступки - добрые, несущие в себе подлинную нравственную ценность, или злые, - что свидетельствует о свободе человеческой воли. Однако человек, пребывающий в состоянии греховности, не может сам, без помощи Христа, обратиться к надприродному благу, в котором заключены вся полнота его становления как личности и его подлинное спасение.

8. Если говорить о большей предрасположенности воли человека ко злу, чем к добру, то это связано с тем, что в падшей человеческой природе остались «ростки греха» (fomes peccati), от которых прежде человек, пребывающий в состоянии первоначального совершенства (integritas), был свободен. Эти «ростки греха» Тридентский Собор определил также как «вожделение» (concupiscentia), добавив при этом, что они остаются и в оправданном Христом человеке, а значит - и после принятия крещения. Декрет Тридентского Собора вполне определенно подчеркивает, что «вожделение» само по себе не является грехом, но ех peccato est ad peccatum inclinat (ср.: DS 1515, Кап. 5). Таким образом, вожделение как следствие первородного греха оказывается причиной предрасположенности человека к личным грехам, совершаемым им в результате ошибочного применения своих способностей (эти грехи называют актуальными, в отличие от первородного греха). Подобная предрасположенность остается в человеке и после принятия крещения. В этом смысле каждый из нас носит в себе «ростки греха».

9. Так католическое вероучение определяет и характеризует состояние падшей человеческой природы (natura lapsa). Состояние это было представлено здесь на основании Священного Писания и Предания Церкви. Наиболее выразительно вероучение Церкви передают Декрет Тридентского Собора и Символ Веры папы Павла VI - Credo Populi Dei. Напомним еще раз, что, согласно этому учению, основанному на Откровении, человеческая природа не только является «падшей», она «искуплена» в Иисусе Христе: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Именно в таком свете следует рассматривать первородный грех и все его последствия.

(8. 10. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|