12. ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ СПАСЕНИЯ
1. В Четвертой Евхаристической Молитве (Канон IV) Церковь обращается к Богу со следующими словами: «Исповедуем Тебя, Святой Отче, ибо Ты велик, и все дела Свои сотворил премудростью и любовью. Ты создал человека по образу Своему, и вверил ему попечение о вселенной, дабы он, служа одному Тебе - Творцу, - владычествовал над всяким созданием. А когда, ослушавшись, он утратил Твою близость, Ты не оставил его во власти смерти».
Опираясь на истину, выраженную в этой молитве Церкви, в предыдущей катехизической беседе мы рассмотрели сложный по содержанию фрагмент третьей главы Книги Бытие, в котором говорится о том, как ответил Бог на первый грех человека. Слова эти говорят о борьбе человека против «сил тьмы», в которую из-за греха был включен человек в начале истории человечества на земле. В то же время они свидетельствуют о том, что Бог не оставил человека без Своего попечения. Он не оставляет его «в послушании смерти», не оставляет его «рабом греха» (ср.: 6, 17). Ибо вот как Он обращается к змею-искусителю: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15).
2. Приведенные выше слова из Книги Бытие часто называют «Протоевангелием» - первым предсказанием о Мессии, Искупителе. Они говорят о спасительном замысле Бога по отношению к роду человеческому, который после первородного греха оказался в известном нам состоянии «падшей природы» (status naturae lapsae). Прежде всего Протоевангелие указывает на то, что в спасительном замысле Бога занимает главное место. На это ссылается упомянутая нами IV Евхаристическая Молитва, когда, обращаясь к Богу, верующие исповедуют:. «И Ты, Святой Отче, так возлюбил мир, что, когда исполнились времена, Единородного Своего Сына послал нам во спасение. Воплотившись от Духа Святого и родившись от Марии Девы, Он жил в нашем образе, подобный нам во всем, кроме греха».
3. Предсказание, данное в Книге Бытие (Быт 3, 15), названо Протоевангелием, так как оно подтверждается и исполняется только в Откровении Нового Завета - в Евангелии Христа. В Ветхом Завете это предсказание постоянно повторялось различным образом - в обрядах, в символике, в молитвах, в пророчествах, в самой истории Израиля как «народа Божия», идущего к мессианской цели. Однако это всегда происходило на фоне несовершенной веры Ветхого Завета. Исполнение предсказания о пришествии Христа принесет с собой полное Откровение триединого и мессианского по содержанию монотеизма Израиля. В свою очередь Новый Завет позволяет нам раскрыть полное значение текстов Ветхого Завета, согласно известному афоризму св. Августина: In vetere Testamento novum latet, in novo vetus patet, что означает: «Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом» (ср.: Quaestiones in Heptateuchum, II, 73).
4. Анализ «Протоевангелия» и содержащихся в нем предсказаний и обетовании позволяет утверждать, что Бог не оставил человека под властью греха и смерти. Он благоволил помочь ему и спасти его. Господь совершил это только Ему присущим образом, в меру Своей трансцендентной святости, и в то же время в меру того «снисхождения» (condescendentio), на какое способен только Бог-Любовь.
Об этом спасительном снисхождении говорит текст Протоевангелия, предсказывая борьбу («вражду положу») между тем, кто представляет «силы тьмы», и Тем, Кто в Книге Бытие назван потомком жены («семенем ее»). Борьба эта закончится победой Христа («будет поражать тебя в голову»), но эта победа будет оплачена жертвой Креста («ты будешь жалить его в пяту»). «Тайна умилостивления» развеет «тайну греха». Но именно эта крестная жертва позволит взглянуть как бы в самую суть греха и хотя бы частично понять его темную тайну. По-особому выразил это св. апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).
5. В Протоевангелии впервые предсказывается Христос как «новый Адам» (ср.: 1 Кор 15, 45). Более того, Свое торжество над грехом Иисус искупил «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 8); и торжество это принесет с собой такую обильную благодать прощения и спасения, которая неизмеримо перевесит зло первого и всякого последующего человеческого греха. «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим 5, 15).
Итак, следует подчеркнуть, что - если опираться на Протоевангелие - падшему человеку (status naturae lapsae) одновременно открывается перспектива будущего искупления (status naturae redemptae).
6. Первый ответ Бога на грех человека запечатлен в третьей главе Книги Бытие. Он позволяет нам с самого начала познать Бога как безгранично праведного и вместе с тем милосердного. Начиная с первого предсказания, Он проявляется как Бог, Который так «возлюбил ... мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16), «послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин 4, 10), «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8, 32).
Именно этим подтверждается, что Бог, Который в Своей трансцендентной святости отвергает грех, справедливо наказывая грешника, в то же время, полный неизъяснимого милосердия, охватывает его Своей спасительной Любовью. Протоевангелие предсказывает эту спасительную победу добра над злом, которая на страницах Евангелия раскроется в пасхальной тайне Распятого и Воскресшего Христа.
7. Знаменательно, что слова из Книги Бытие (3, 15) «вражду положу» па первый план отчасти выдвигают женщину - «вражду положу между тобою и женою». Не сказано - между тобою и мужчиной, но именно «женою». Комментаторы этих строк с давних пор подчеркивают одну характерную параллель. Искуситель - «древний змий», согласно тексту Библии (Быт 3, 4), обратился сначала к женщине и благодаря ей победил. Бог в свою очередь, предсказывая Искупителя, первой противопоставляет Жену Князю тьмы. Итак, женщине предназначено быть в какой-то мере первой, с кем будет заключен окончательный Завет, в котором силы зла будут побеждены Мессией - Ее Сыном («семенем ее»).
8. Повторю еще раз: это крайне знаменательная деталь, тем более если учесть, что в истории Завета Бог обращался прежде всего к мужчинам (Ной, Авраам, Моисей). В этом случае первенство, как нам кажется, принадлежит Жене, конечно же, принимая во внимание Ее потомка, Христа. Многие Отцы и Учители Церкви видят в женщине из Протоевангелия Матерь Христа - Марию. Она первой участвует в этой победе над грехом, которую одержал Христос. Ибо Мария освобождена от первородного и любого другого греха, это - в согласии со Священным Преданием - было отмечено еще на Тридентском Соборе (ср.: DS 1516, 1573) и в виде торжественной формулы провозглашено папой римским Пием IX, который обратил особое внимание на то, что касается первородного греха, и обнародовал Догмат о Непорочном Зачатии (ср.: DS 2803).
«Многие древние Отцы», - как говорится в одном из документов II Ватиканского Собора, - представляют Марию, Матерь Христа, как новую Еву (точно так же, как св. апостол Павел называет Христа новым Адамом). Мария занимает место Евы и становится противопоставлением тому, чем была Ева - «матерь всех живущих» (ср.: Быт 3, 20), но одновременно - вместе с Адамом - причина всеобщего грехопадения. Мария становится для всех causa salutis («виной спасения») - благодаря своему послушанию и единению со Христом ради нашего спасения (ср.: Иреней, Adv. haereses, III, 22, 4).
9. Это вероучение было прекрасно обобщено в единое целое на II Ватиканском Соборе. Процитируем пока только один из соборных текстов, которым можно наилучшим образом завершить цикл катехизических наставлений о грехе, представленных в свете самых древних свидетельств веры и надежды на пришествие Искупителя: «Отец Милосердия восхотел, чтобы воплощению предшествовало согласие Той, Которая предназначена быть Матерью, чтобы, как жена способствовала смерти, так и Жена содействовала к жизни. Это ... верно о Матери Иисуса, даровавшей миру ту Жизнь, Которая обновляет все... Поэтому неудивительно, что у Святых Отцов превозобладал обычай называть Богородицу Всесвятой и от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Духом Святым и созданной как новая тварь. Облагодатствованная уже в самый миг Своего Зачатия сиянием святости. Дева из Назарета приветствуется Ангелом Благовещения по повелению Божиему как «Благодатная» (ср.: Лк 1, 28) и отвечает небесному вестнику: «Вот - Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Итак, Мария, Дщерь Адамова, дав согласие на слово Божие, стала Матерью Иисуса и, приняв всем сердцем спасительную волю Божию и не связанная никаким грехом, предала Себя всецело как Раба Господня Сыну Своему и Его делу, подчиняясь Ему и вместе с Ним, по благодати Всемогущего Бога, служа тайне искупления» (СН 56).
Итак, в Марии и через Марию все человечество и все живое как бы заново обрело первозданную красоту, присущую им на заре творения.
(17. 12. 1986)