11. «И ВРАЖДУ ПОЛОЖУ...»:
ЧЕЛОВЕК,
ВОВЛЕЧЕННЫЙ В БОРЬБУ ПРОТИВ СИЛ ТЬМЫ
1. В предисловии к Пастырской Конституции «Радость и надежда» (Gaudium et spes) мы читаем: «Собор имеет в виду мир, состоящий из людей, или всю семью человечества в ее целом во всех условиях ее существования; мир, в котором развивается история рода человеческого, запечатленный его трудами, поражениями и победами; мир, как верят христиане, сотворенный и хранимый любовью Творца, впавший в порабощение греху, но по сокрушении власти лукавого Христом распятым и воскресшим освобожденный, дабы быть преображенным согласно Божию замыслу и достигнуть своего свершения» (РН 2).
2. В беседах настоящего цикла мы также имеем в виду этот мир. В этих катехизических наставлениях, как известно, рассматривается реальность зла, то есть греха, как в начале, так и на протяжении всей истории человечества. Мы пытаемся воссоздать в них обобщенный образ всего того, что говорит о грехе разнообразный опыт человека. Но мы не забываем также, что грех сам по себе - тайна беззакония, начало и развитие которого невозможно понять без соотнесения его с тайной Бога-Творца, Творца существ, созданных по Его образу и подобию. Приведенные выше слова из Конституции II Ватиканского Собора говорят также о том, что тайна зла и греха - mysterium iniquitatis - не может быть понята правильно без соотнесения с тайной Искупления - mysterium paschale - Иисуса Христа, на что мы обратили внимание еще в первой беседе цикла. Именно такая «логика» веры отражена уже в древних Символах.
3. В такое именно понимание истины о грехе, постоянно провозглашаемой и исповедуемой Церковью, вводит нас первое обетование Искупления, запечатленное в Книге Бытие. После нарушения первой заповеди, которую Бог положил в основу своего древнего Завета-Союза с человеком, мы становимся свидетелями следующего диалога: «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: (Адам,) где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты... И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 9-15).
4. Этот фрагмент из третьей главы Книги Бытие полностью соответствует контексту повествования, относящегося к так называемой «ягвистской» традиции. Это соответствие заметно как в стиле, так и в способе передачи тех истин, с которыми мы уже ознакомились ранее, анализируя слова искусителя и описание первого греха. Несмотря на возможность ошибочных толкований, которые могли бы возникнуть при таком стиле библейского повествования, суть проблематики выражена в нем достаточно ясно. Истины веры раскрываются уже сами по себе, и еще более уясняются из контекста всего того, что сказано на эту тему во всей Библии - от начала и до конца: из всей совокупности Священного Писания (sensus plenior).
Итак, в третьей главе Книги Бытие (3, 9-15 и до конца главы) содержится ответ Бога на грехопадение человека. Это и непосредственный ответ на грех первого человека, и в то же время в нем открывается перспектива всей последующей истории человека на земле, вплоть до ее конца. Книгу Бытие и Апокалипсис св. Иоанна Богослова объединяют преемственность и вместе с тем глубокая взаимосвязь истин, явленных Богом в Откровении. Этому нерасторжимому единству Откровения осознанно верующий человек отвечает своеобразной «логикой веры». Истина о грехе пронизывает всю совокупность этой логики.
5. Согласно Книге Бытие (3, 9-15), грехопадение человека можно определить прежде всего как «непослушание», то есть противление заповеди, выражающей волю Творца. Человек (мужчина и женщина) отвечает за этот поступок, ибо Адам полностью осознает свои добровольные действия. Эту же ответственность влечет за собой каждый личный грех в истории человека, действующего с определенной целью. Знаменательно то, что сказано в связи с этим в Книге Бытие. Бог спрашивает Еву о мотивах поведения их обоих: «Что ты это сделала?» Итак, о весомости поступка надлежит судить на основании самих мотивов или же целей действия. В таком случае вопрос «Что ты это сделала?» воспринимается как «Почему?», а также «Зачем?» И вот, отвечая, женщина ссылается на действия искусителя: «Змей обольстил меня». Из этого ответа следует, что мотив действий, коварно подсказанный змеем - «будете, как боги», стал непосредственной причиной нарушения запрета Создателя и тем самым придал грехопадению осознанный характер. И хотя в высказываниях Бога этот мотив прямо не прозвучал, он несомненно присутствует во всей библейской и исторической реальности, напоминая о том, как неблагоразумно противиться воле Бога или пытаться занять Его место, к каким серьезным последствиям это может привести. Все это указывает па самую суть и глубинный смысл первородного греха и всех последующих грехов, в нем коренящихся.
6. Знаменательно также, и вместе с тем вполне закономерно, что в дальнейшем своем ответе на первый грех человека Бог прямо обращается к искусителю, к «древнему змию», про которого Иоанн Богослов скажет: «обольщающий всю вселенную» (Откр 12, 9). Ибо согласно Книге Бытие, Господь Бог сначала сказал ему: «За то, что ты сделал это, проклят ты». Слова проклятия обращены к змею, но относятся они к тому, кого Христос назовет «отцом лжи» (Ин 8, 44). В свою очередь этот ответ Бога на первый грех знаменует собой ту борьбу, которая на протяжении всей истории человека будет вестись между этим самым «отцом лжи» и «женою и семенем ее».
7. Об этом очень выразительно сказано в Конституции И Ватиканского Собора: «Ибо всю историю людей заполняет ожесточенная борьба против сил тьмы, борьба, которая началась при самом начале мира и будет продолжаться до последнего дня, как говорит Господь. Включенный в эту борьбу, человек должен постоянно бороться, дабы привязаться к добру, но без великих трудов, без помощи благодати Божией, не может он в самом себе обрести единство» (РН 37). В другом фрагменте еще более определенно говорится о той борьбе «между добром и злом», которую ведет каждый человек: «человек видит, что собственными силами он неспособен действенно побороть нападения зла, так что каждый чувствует себя словно связанный цепями». Далее в тексте Конституции этому сильному образу не менее яркими красками противопоставлена истина об Искуплении: «Но Сам Господь пришел, чтобы освободить и укрепить человека, обновляя его изнутри и извергая вон 'князя мира сего' (Ин 12, 13), удерживающего его в рабстве греху. Ибо грех умаляет человека, отталкивая его от достижения полноты» (РН 13).
8. Такого рода высказывания Учительства современной Церкви с максимальной точностью передают истину о грехе, выраженную сначала в Книге Бытие (3, 15), а затем и во всей совокупности Священного Писания. «Поставленный Богом в состояние праведности, человек... злоупотребил свободой с самого начала истории, противопоставил себя Богу, желая достигнуть своей цели вне Бога» (РН 13). Здесь речь идет о грехе в буквальном значении этого слова. Как о первом грехе, так и о каждом последующем. Соборная Конституция вместе с тем также напоминает, что этот первый грех был совершен «по обольщению лукавого» (там же). В Книге Премудрости Соломона мы читаем: «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2, 24). Думается, что в данном случае слово «смерть» означает и сам грех (то есть смерть души - лишение той жизни с Богом, в которую вводит нас освящающая благодать), и физическую смерть, которая не оставляет надежды на воскресение в славе. Человек, нарушивший заповедь, связанную с «деревом познания добра и зла», был в перспективе всей человеческой истории лишен Богом «дерева жизни» (Быт 3, 22).
9. В соборном тексте сказано, что одновременно с первым грехопадением и его наследием в человеческой истории открывается перспектива борьбы, о которой говорят слова, сказанные Богом: «И вражду положу» (Быт 3, 15). Отсюда следует, что если грех с самого начала связан со свободной волей и ответственностью человека, является «драмой», которая разыгрывается между человеком и Богом, то одновременно человек через грех «включен» в «борьбу против сил тьмы» (ср.: РН 37). Человек чувствует себя словно «связанный цепями» (там же, 13) во всей этой mysterium iniquitatis («тайне греха»), превышающей человека и его земную историю.
Как точно сказал об этом автор Послания к Ефесянам: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6, 12). Мысль об ужасающей реальности греха, который тяжелым бременем лежит на всей истории, особенно на всей нашей современности, неминуемо приводит к наполняющей нас трепетом истине, выраженной в Библии и в соборном тексте, о человеке, «включенном в борьбу против сил тьмы». Однако мы не должны забывать, что над этой мрачной тайной изначально сияет свет, освобождающий историю от ужаса беспощадного осуждения: обетование пришествия Спасителя.
(10. 12. 1986)