|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава XVI

СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ И РОССИЯ

(1939—1945)349

Святой Престол не. был особенно удивлен советско-германским пактом, подписанным 23 августа 1939 года в Москве Молотовым и Риббентропом. Нунций в Берлине монсеньор Орсениго еще 17 мая 1939 года сообщал о беседе с Риббентропом, в ходе которой у нунция создалось впечатление, что в скором времени ожидается сближение нацистской Германии с советской Россией. "Сталину, — сказал Риббентроп Орсениго, — совершенно не нравится позиция Англии — доставать каштаны из огня чужими руками". С уходом Литвинова можно было ожидать изменений в политике большеви­ков. "Между нами и Россией есть только одно различие — это большевизм. Если Россия прекратит вести через Коминтерн ком­мунистическую пропаганду во всем мире, мы вполне сможем до­говориться с ней"350.

Святой Престол был предупрежден о готовящемся нападении на Россию. 5 мая 1941 года директор "Osservatore Romano" граф Далла Торре сообщил в статс-секретариат, что прибывший из Мос­квы итальянский дипкурьер информировал его, что в итальянском посольстве войну между Германией и Россией считают неизбеж­ной, а советскую армию — недостаточно подготовленной в кадро­вом и техническом отношении351. Начальник германской военной контрразведки адмирал Канарис, считавший войну, которую развя­зал Гитлер, преступлением, известил Пия XII о планах фюрера. Как писал в мае 1946 года Тардини, тот же информатор, который пре­дупредил Пия XII о готовящемся нападении на Францию в мае

1940 года, "сообщил дату нападения на Россию". "Источником этой информации был начальник служб безопасности Рейха адмирал Канарис", — комментируют это свидетельство составители "Ак­тов и документов" в предисловии к 4-му тому. Похоже, что им известно и нечто большее, поскольку они утверждают: "Несомнен­но, инициативы некоторых его подчиненных исходили в действи­тельности от самого начальника"352. Как бы то ни было, адмирал Канарис, обвиненный в соучастии в покушении на жизнь Гитлера 10 июля 1944 года, был повешен в лагере Флоссенбург 9 апреля 1945 года, хотя до сих пор точно неизвестно, что побудило его по­ступать таким образом.

С началом этой новой фазы Второй мировой войны Ватикан развернул лихорадочную деятельность, целью которой было любой ценой добиться осуществления пастырского окормления католи­ков в странах, оккупированных Вермахтом. С другой стороны, бу­дучи, вне всякого сомнения, мировой державой, папство было вовле­чено в сложную дипломатическую игру. Поэтому мы решили раз­делить эту главу на две части:

1. "Католическая Церковь в оккупированной России".

2. "Ватикан между Союзниками и Осью", приложением к ко­торой является главка "О. Браун в Москве. 1941 —1945".

Католическая Церковь в оккупированной России

Уже 23 июня 1941 года Святой Престол попытался воспользоваться ситуацией, сложившейся в результате оккупации немцами обшир­ных советских территорий, стараясь направить в эти области своих священников до того, как нацистская администрация установила бы там свой собственный "религиозный режим". Не появился ли нако­нец у Католической Церкви шанс — с помощью войны — проник­нуть в Россию? Помощник секретаря по чрезвычайным вопросам монсеньор Тардини мечтал о "некоем Иксе, который бывал в Вати­кане и знает русский язык". Генерал иезуитов и Восточная Конгре­гация готовы были предложить целый ряд имен (об ассумпционистах тогда не подумали). Как бы то ни было, действовать надо было быстро, чтобы использовать уникальную ситуацию353.

Что касается нацистов, то они вовсе не были настроены раз­решить католическим священникам обосноваться в своих тылах — в Белоруссии и на Украине, где жило католическое население ла­тинского или униатского обряда. О многом говорит сам факт на­значения на пост рейхсминистра по делам Восточных земель зак­лятого врага христианства Альфреда Розенберга. Деятельность армейских капелланов была строго ограничена. По замыслу Гит­лера, надо было помешать Ватикану воспользоваться победами на­цистов: ведь Святой Престол отказался объявить крестовый поход против большевиков и благословить новых "крестоносцев".

Прибалтика и Белоруссия

Вторжение в Польшу, временный раздел этой страны между Гер­манией и Россией, наконец, оккупация всех территорий Польши и Прибалтики Вермахтом после начала войны с СССР 22 июня 1941 года принесли миллионы смертей и неисчислимое горе. Заметим, что посреди всего этого океана боли и страданий сохранили пре­жнюю остроту религиозные ссоры между поляками и литовца­ми — последние требовали, чтобы катехизация и проповеди велись на их родном языке; кроме того, польское духовенство, подвергав­шееся преследованиям со стороны немцев, пыталось, несмотря ни на что, проникнуть на территорию оккупированной фашистами Бе­лоруссии, чтобы осуществлять окормление поляков, оставшихся в СССР. "Поляки, — писал из Берлина в статс-секретариат нунций Орсениго, — спешат вернуться в Белоруссию"354.

14 февраля 1942 года архиепископ Виленский монсеньор Ялбжыковский, назначенный апостольским администратором Моги­лева и Минска, направил кардиналу Мальоне отчет о положении в Могилевско-Минской епархии, который был получен в Риме толь­ко 4 июля 1942 года355. Он выражал пожелание, чтобы монсеньор Матуленис и монсеньор Слосканс вернулись в Россию. Сам он также был готов туда поехать, поскольку хорошо знал Россию, про­учившись четыре года в Петербургской академии и прослужив с 1916 по 1917 год в Минске и Могилеве. Но немцы официально позволяли служить на этих территориях только русским и бело­русским священникам, отказывая на практике даже таковым в выдаче разрешений. В Минске оставалось 17 000 католиков, во всей области — более 50 000. Минские католики, вынесшие двад­цать три года советского режима, и теперь пребывали в незавид­ном положении: у них не было священников, и часто им приходи­лось делать пешком по 90 км в соседнюю Пинскую епархию, что­бы найти священника там.

Положение по ту сторону Березины было лучше, потому что этот регион, в частности Могилев и Бобруйск, управлялись воен­ной администрацией и священники, приехавшие туда до оккупации, могли служить. Полоцкий иезуит о. Мирский окормлял террито­рию радиусом 70 км, на которой жило 10 000 человек. Католики России сохранили верность Церкви. Многие белорусские и рус­ские священники родом из этих епархий готовы отправиться в Великороссию. Архиепископ заверял Рим, что эти священники мечта­ют лишь об апостольстве и, несмотря на все упреки в польском национализме, не ставят перед собой никаких националистических или шовинистических целей. Из одной Виленской епархии более 100 000 верующих были высланы в Сибирь и Казахстан. После вступления русских войск четыре священника были убиты право­славными, пятнадцать — отправлены в Россию; еще шестеро были убиты при отступлении советских войск.

3 мая 1942 года поляк Ялбжыковский был арестован немца­ми. Его преемником в должности апостольского администратора Могилева и Минска стал монсеньор Рейнис, литовец по национальности. 22 августа 1942 года он сообщал в Рим об аресте пятидеся­ти священников; шестеро были приговорены к смерти; некоторые из них — увы! — за сотрудничество с польским подпольем356.

Присутствие польского духовенства в Белоруссии продолжа­лось лишь до тех пор, пока эти земли оставались оккупированы немцами. В марте 1943 года, по мере наступления русских войск, они либо сами отступили вместе с немцами, либо были уведены ими насильно. Перед вступлением Красной Армии в Латвию немцы силой увезли с собой епископа Лиепайского монсеньера Урбшса и викарного епископа Рижской епархии монсеньера Рансанса. Архи­епископу Рижскому монсеньеру Спринговичсу удалось — из-за бо­лезни — остаться и осуществлять управление Церковью в Латвии, вновь присоединенной к СССР. В Германии епископы были отправ­лены в Шнейдемюле, где находился также монсеньор Слосканс.

Украина

Оккупированная Советами в ходе их вторжения в Польшу 17 сен­тября 1939 года Западная Украина познала все тяготы советской религиозной политики и атеистического воспитания молодежи. 22 июня 1941 года нацисты положили конец этой первой советс­кой оккупации. 30 августа 1941 года митрополит Львовский Анд­рей Шептицкий выразил радость по поводу окончания большевис­тского владычества, "во время которого все мы были почти что приговорены к смерти": их целью было окончательно искоренить христианскую веру в народе, особенно в детях и молодежи, кото­рые, "ведомые Духом Святым, сопротивлялись наступлению безбо­жия и безнравственности". Перед отступлением в одном только Львове большевики убили около 6000 человек. Все молодые жите­ли были увезены на восток357.

Шептицкому удалось послать двух униатских священников в Киев. Но 16 июля 1941 года Гитлер заявил, что служить там имеют право только православные священники: он не собирался позволить Католической Церкви пожинать плоды "крестового по­хода", присоединиться к которому она не захотела. Нужно сказать, что положение во времена гитлеровской оккупации было едва ли лучшим, если только не худшим, чем при большевиках; особенной жестокостью отличались систематические истребления евреев и произвол войск СС по отношению к простому населению, отданно­му на их милость.

Через год после начала фашистской оккупации, 29—31 авгус­та 1942 года, митрополит Андрей Шептицкий писал Пию XII: "Се­годня вся страна понимает, что немецкий режим — возможно, даже еще в большей степени, чем режим большевистский, — является порочным, почти что дьявольским строем". Было убито более 200000 евреев. В Киеве за несколько дней было убито 130 000 человек — мужчин, женщин, детей358.

Несмотря на весь трагизм ситуации, Шептицкому удалось ре­организовать структуру униатской Церкви на Украине, создав, в силу полномочий, предоставленных ему Пием X в 1907 году, четы­ре экзархата. Экзархом Великой Украины с местопребыванием в Киеве был назначен Иосиф Слипый, архиерейская хиротония кото­рого состоялась 22 декабря 1939 года (9 декабря ст. ст. — в день, когда Восточная Церковь празднует Непорочное Зачатие). 12 ап­реля 1942 года Слипый писал кардиналу Тиссерану, что ему уда­лось отправить в Киев двух священников и что их признали не­мецкие власти. Он хотел поехать в Киев сам, но нацисты предпо­читали униатам православных иерархов — таких, как Дионисий Варшавский и Алексий (Громадский) Волынский359 .

В обстановке всеобщих потрясений — политических и религи­озных — митрополит Шептицкий предложил дерзновенную по тем временам церковную политику по отношению к искренне верую­щим православным. Он считал, что папа мог "включить в Католи­ческую Церковь всех искренне верующих раскольников, даже в том случае, если эти раскольники не будут знать об этом и считать своим епископом епископа-раскольника". Если бы папа в публич­но провозглашенном указе дал бы власть законным (униатским) епископам над всеми искренне верующими раскольниками (право­славными), "он включил бы их этим актом в Католическую Цер­ковь". Имена раскольников по-прежнему вносились бы в приход­ские книги раскольничьих церквей, сами они по-прежнему считали бы себя принадлежащими к соответствующей раскольничьей Церк­ви. "Однако, — полагает Шептицкий, — смею со смирением пред­положить, что сам факт этого папского деяния, которое должно быть обязательно публичным, должен взять верх в очах Бога"360. Но имеет ли Бог нужду в папских деяниях! 6 ноября 1943 года советские войска взяли Киев, 28 июля 1944 года — Львов. 14 октября 1944 года, через три месяца после возвращения во Львов Красной Армии, Шептицкий написал Стали­ну письмо, в котором поздравлял его с победоносным шествием советских войск от Волги до Сана, в результате которого Западная Украина была воссоединена с Великой Украиной, а все украинцы — объединены в один народ; в этом единстве, писал он, осуществлялось историческое предназначение Украины. Митрополит выражал надежду, что Церковь, испытывающая радость в связи с этими собы­тиями, сможет пользоваться на территории СССР и под руковод­ством Сталина полной свободой в своей деятельности и развитии361.

Тремя неделями позже, 1 ноября 1944 года, митрополит скон­чался. 5 ноября состоялись фактически общенациональные похо­роны: восемь епископов, сто пятьдесят священников, десятки тысяч верующих; все это проходило с разрешения советских властей ("Annuente gubernio sovietico", как написал Иосиф Слипый в сво­ем отчете, посланном в Рим), на похоронах — по свидетельствам хроник, к сожалению, не подтвержденным ни одним из известных нам надежных источников, — присутствовал секретарь Компартии Украины Никита Хрущев362.

Слипый верил в возможность найти общий язык с Кремлем. Он повез в Москву денежное пожертвование от Львовской епар­хии в пользу раненых красноармейцев — говорят, сумма равня­лась 100 000 рублям. Но Сталин не принял эту делегацию. Вскоре Православной Церкви суждено было раскрыть намерения советс­кой власти. 2 февраля 1945 года вместо скончавшегося 15 мая 1944 года Сергия патриархом был избран Алексий. В мае 1945 года новый патриарх обратился к униатам с призывом возвратить­ся в лоно Матери-Церкви и порвать все связи с Ватиканом. "В своем послании по поводу Рождества и Нового года, — писал Алек­сий униатам, — папа говорил о братских чувствах по отношению к фашистским бандитам, о жалости к Гитлеру — величайшему пре­ступнику за всю историю человечества"363.

11 апреля 1945 года Слипый и четверо украинских епископов, верных Риму, были арестованы. В марте 1946 года Слипый был приговорен к двадцати годам каторжных работ. Освобожденный по просьбе Иоанна XXIII в 1964 году, он умер в Риме 7 сентября 1984 года, преобразовав перед этим украинскую униатскую Цер­ковь в квазипатриархат, не признанный папой во избежание ос­ложнения отношений с Московским патриархатом.

Транснистрия

На территориях, занятых союзницей стран Оси Румынией (в Бес­сарабии и Транснистрии), Святой Престол образовал Транснистрийскую миссию во главе с монсеньером Глазером. 10 сентября 1941 года кардинал Мальоне попросил нунция в Бухаресте монсе-ньора Кассуло передать Марку Глазеру, что по согласованию с румынским правительством маршала Антонеску ему поручено пастырское окормление Транснистрии — территории между Днес­тром и Бугом, включая Одессу, временно присоединенной к Румынии, — хотя совсем незадолго до этого, в августе того же года, германская миссия сообщила румынскому министерству по делам религиозных культов, что Берлин категорически запрещает като­лическим священникам доступ на оккупированные территории364. Интересна судьба монсеньора Глазера: он родился в Ландау близ Одессы (основанном в 1815 году выходцами из Ландау, что в Рейнском Пфальце), в 1916 году получил приход в Кишиневе и оставался здесь вплоть до того времени, когда Бессарабия перешла к Румынии. В июле 1942 года он был назначен апостольским визитатором Транснистрии, а в июне 1943-го — титулярным епископом Цезаропольским. 23 марта 1944 года, когда советские войска при­ближались к Одессе, он покинул этот город и перебрался в Буха­рест, понимая, что, если останется, его расстреляют — не за священ­ство или епископство, а за немецкую национальность. В июне 1950 года он скончался в ясской тюрьме после допроса в полиции.

Членами Транснистрийской комиссии были иезуит Пьетро Леони, военный капеллан, посвятивший себя окормлению католи­ков восточного обряда в России, и ассумпционист Жан Николя, который в 1943 году, воспользовавшись отпуском, поехал из ру­мынского города Бейуша, где он преподавал, в Одессу, чтобы по­смотреть, что стало с церковью св. Петра, в которой служил о. Манилье. 23 июля 1943 года он написал о. Кенару радостное письмо: в воскресенье 25 июля он должен был совершить первую мессу в "нашей" церкви св. Петра. Поскольку сам он должен был вернуть­ся в Бейуш, окормление прихода должен был взять на себя один священник восточного обряда — о. Леони. 15 августа 1943 года, по возвращении из Одессы, о. Николя посылает "от нашего лица — нам, находящимся в привилегированном положении (!), самые ис­кренние пожелания: да воплотится девиз и мечта о. д'Альзона об этих краях".

29 декабря 1943 года нунций в Бухаресте Кассуло писал о нем в статс-секретариат: "Ассумпционистский священник, служив­ший в Бейуше, ездил также в Одессу, проявляя попечение о быв­шей церкви французской колонии, являющейся собственностью отцов ассумпционистов. В настоящее время церковь полностью отреставрирована, румынское правительство выделило на восста­новительные работы значительную сумму. Этот монах исполнен решимости оставаться на одесском приходе, даже если туда вер­нутся русские"365. "Это вызывает некоторые опасения у румынско­го правительства и румынского населения, — продолжал нунций. — Тем временем население немецкого и польского происхождения очень радуется возможности религиозной практики — единствен­ного способа обрести истинное утешение".

1 декабря 1944 года Николя написал из Бейуша открытку о. Жерве, который получил ее 26 декабря 1944 года. (Париж был освобожден еще 25 августа!) Николя сообщил, что готовится воз­вратиться в Одессу, чтобы осуществить мечту о. д'Альзона, и наде­ется, что о. Браун сможет навестить его там. В письме от 18 марта 1945 года, переданном через освобожденного пленного, находивше­гося проездом в Одессе, о. Николя пишет Кенару, что Браун его балует; начальник городского штаба (русский) разрешил ему посе­щать французских военнопленных, находящихся в Одессе в ожи­дании отправки на родину. Среди них было двое военных капелла­нов. Вместе с тем, признается о. Жан, в течение пяти недель у него были сложности в отношениях с православными, предлагавшими ему перейти в их веру.

14 апреля 1945 года Николя отправил последнее письмо из Одессы: на протяжении полутора лет ему ничего не было известно о членах своего ордена — за исключением о. Брауна; двое священ­ников — иезуит Леони и он — окормляли около 8000 верующих, большей частью — поляков. Одесса была важным центром, через который проходила репатриация военнопленных. "В настоящее время мы пользуемся полной свободой совершать богослужения". В тот же день он передал через отправлявшегося на родину бель­гийского военнопленного другое письмо, в котором говорил, что надеется вложить свою лепту в дело возвращения к Богу этой огромной страны, в которой он сейчас находится, где духовность разрушена в гораздо большей степени, чем все остальное. Двумя неделями позже, 29 апреля 1945 года, он и о. Леони были арестова­ны366. Что касается его документов, то они были в полном порядке: о. Николя получил паспорт от посла вишистского правительства в Бухаресте Поля Морана. Посол свободной Франции в Москве Роже Гарро, хотя и выразил некоторое недовольство, выдал ему новый французский документ. Но поскольку Николя совершал богослу­жение в восточном обряде, он вызвал враждебность со стороны православного духовенства. Как бы то ни было, присутствие като­лического священника-иностранца явно противоречило законода­тельству и всему духу советской системы.

В Москве о. Николя удалось написать письмо г-же Отт, в котором он известил ее, что находится "в том санатории, где умер г-н Отт и где ему придется полечиться еще восемь лет". Было очевидно, что о. Николя находился на Лубянке, в лапах ГПУ, и что ему предстояло пробыть там еще восемь лет. Он пробыл в лубянской тюрьме до 4 января 1946 года. Затем о. Жана отправили в Казахстан — в среднеазиатские степи, где он находился до декаб­ря 1949 года. Затем его этапировали в Воркуту, на угольные шах­ты недавно открытого месторождения. Этот город за Полярным кругом является поистине белым адом: восемь месяцев лежит снег, ничто не плодоносит в таком климате. Всю зиму тянется полярная ночь с двумя-тремя часами сумеречного света в сутки; в июне солнце дает слабый, как бы полуночный свет. О. Николя заболел цингой и выжил лишь благодаря своей способности брать­ся за любую работу и дару художника — он рисовал бесчисленные портреты Сталина.

О. Николя, священник, на протяжении трех лет не имевший возможности служить литургию, смог совершить ее в Воркуте. Один польский рабочий, с лагерного завода, сделал несколько ма­леньких дюралюминиевых коробочек. Их можно было использо­вать как потир и дискос. Из размоченного в воде изюма удалось добыть несколько капель вина. Один из священников совершал мессу в штольне шахты. О. Николя служил в ящике своего пись­менного стола. Если кто-то входил, он тотчас закрывал ящик. "Мы были счастливы, — писал он, — возносить Богу жертву Того, кто умер за спасение мира".

Все поиски, предпринятые о. Кенаром и французским посоль­ством в Москве, оказались тщетными, потому что им не был изве­стен регистрационный номер заключенного. По истечении срока заключения о. Николя оставался в ссылке в Воркуте. В конце концов удалось найти его следы: МИД Франции опрашивал фран­цузов, которым — неизвестно каким чудом — удалось вернуться на родину. Их спрашивали, не встречали ли они некоего о. Николя. И вот один бретонец по фамилии Мзердов, корреспондент парижс­кой газеты "Temps", также имевший несчастье быть в Воркуте, ответил: "Да, я встречал французского священника по фамилии Николя". Тотчас после этого руководитель восточноевропейского отдела Кэ-д'Орсэ де Лабулай информировал об этом генерального эконома ассумпционистов, отвечавшего за связь с МИДом. Фран­цузское посольство в Москве сообщило обо всем этом службе безопасности, которая — через воркутинскую милицию — допро­сила о. Николя. Ему сказали, что он может вернуться во Францию. Опасаясь провокации, он ответил, что предпочитает остаться. На­конец удалось его убедить, что предложение вернуться на родину было искренним. 22 июня 1954 года он прибыл в аэропорт Ле Бурже, где его встречали о. Дюфо, сменивший в 1952 году о. Кена­ра на посту генерала ордена ассумпционистов, и представитель министерства иностранных дел.

Я много раз встречался с о. Николя после его возвращения из СССР. Когда я провожал его на вокзал Перраш в Лионе и мы шли по мосту Китшенер, я заметил, что он сильно взволнован и озирает­ся по сторонам. Он боялся слежки. Осенью 1954 года в Риме я водил его в Ватиканскую Библиотеку, чтобы показать великолеп­ные миниатюры из "Vaticanus graecus" 1162 г., изображающие житие Богородицы. Он рассеянно смотрел на них, размышляя о Воркуте и о бесчисленных портретах Сталина, нарисованных им в этом заполярном городе. Я задавал ему вопросы о России, о железных дорогах, о жизни за Полярным кругом. Он отвечал уклон­чиво. Позже Николя признался мне, что принял меня за шпиона ГПУ, выдававшего себя за агента ЦРУ.

Ватикан в политической и психологической войне Союзников и Оси

С 22 июня 1941 года Пий XII придерживался строгого нейтралите­та по отношению к обеим воюющим сторонам. Говоря о преступ­лениях нацистов, в частности об истреблении евреев, историки резко осуждали Пия XII за его молчание. Вместе с тем, насколько мне известно, те же историки не осуждали его за молчание по поводу ГУЛАГа, о котором ему было известно не меньше, чем о нацистских концлагерях. Папа принял это решение сознательно, отдавая в нем отчет своей совести и Самому Богу. Наверное, мож­но было представить себе другое отношение ко всему происходив­шему, но нельзя забывать, что публичное и одностороннее осужде­ние преступлений, совершенных одной из противоборствующих сторон, было способно привести к еще более тяжелым последстви­ям — так, во всяком случае, считал Пий XII.

С одной стороны, Святой Престол испытывал давление дер­жав Оси, требовавших объявить крестовый поход против СССР, с другой — англичане и американцы с удивительной настойчивос­тью просили его осудить нацизм и признать, что в России снова существует свобода совести. Но Ватикан не поддавался на подоб­ные требования. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно про­честь одиннадцать томов "Актов и документов Святого Престола, относящихся ко Второй мировой войне", изданных Пьером Бле, Робертом А. Грэхемом и ныне покойными Анджело Мартини и Буркхардтом Шнейдером в 1965—1981 годах. Мы же ставим задачу не столько рассказать о фактах, ибо они и так известны, сколько показать, что основным — можно сказать, эксклюзивным — источником информации Святого Престола были доклады Неве и получаемая из Москвы корреспонденция, которую на протяжении всей войны посылал о. Браун.

С 22 июня 1941 года американцы считали, что они — пусть не явно — тоже участвуют в войне: США оказывали военную помощь Советскому Союзу. Но президенту Рузвельту пришлось преодолеть сопротивление значительной части католического населения Аме­рики, испытывавшей враждебность по отношению к СССР из-за го­нений за веру в этой стране. 3 сентября 1941 года Рузвельт напра­вил Пию XII письмо, в котором говорилось, что личный посланник президента посол Майрон Тэйлор готов обсудить с папой все про­блемы, волнующие лично президента и общественное мнение США367. На первом месте был вопрос об отношении советского правитель­ства и русского народа к религии. "Насколько мне известно, — зая­вил Рузвельт, — церкви в России открыты". Он предполагал, что ход событий заставит СССР признать свободу совести, не разрешая при этом Церкви вмешиваться в образование и политику. Как бы то ни было, если даже советская диктатура и советская идеология выживут, это будет гораздо менее опасно, чем если удержится гитле­ровская диктатура (о германской идеологии ничего не говорилось, но она, судя по всему, подразумевалась). Майрон Тэйлор жаловался, что некоторые католические епископы в США выдвигают на первый план антирелигиозную политику коммунизма, считая это достаточ­ным основанием для отказа большевикам в любой помощи368. Статс-секретарь кардинал Мальоне успокоил его и ответил, что папа осу­дил коммунизм, а вовсе не русский народ; что епископы и священ­ники должны предоставить политикам заниматься политикой, посвятив себя воспитанию добропорядочных граждан369.

Накануне прибытия в Ватикан Тэйлора, который собирался от имени Рузвельта обратиться к Святому Престолу с просьбой оказать моральную поддержку войне против нацизма, новый ита­льянский посол Бернардо Аттолико370 призвал Ватикан выступить с антикоммунистической декларацией, что приобрело бы особое значение в сложившемся контексте. 29 августа 1941 года на встрече с генералами генштаба, на которой присутствовал и Муссолини, Гитлер заявил, что война, которую он ведет, является в первую очередь войной антибольшевистской371. "Относительно большевиз­ма Святому Престолу нечего добавить ко всему тому, что было им высказано ранее, — ответил Тардини. — От кого действительно требуются некоторые разъяснения, так это от тех, кто еще вчера говорил, что союз с СССР — залог мира, а сейчас объявляют крес­товый поход. А что можно сказать о положении Церкви в Герма­нии?" — "Оно лучше, чем в СССР, — возразил Аттолико. — Я был и в Москве и в Берлине; в Берлине существует свобода религиозного культа, в Москве — нет". Когда Пию XII передали содержание этой беседы, он заметил: "После отъезда Аттолико из Берлина положение ухудшилось"372.

Аттолико вернулся к вопросу о декларации против большевиз­ма 17 сентября 1941 года. Если папа не может осудить большевизм, не осудив при этом и нацизм, что, как считал Аттолико, вполне по­нятно, то пусть хотя бы скажут свое слово епископы. Посол подчер­кнул, что говорит все это как член Католической Церкви. "Как Атто­лико и как cattolico", — сострил по этому поводу Тардини373.

Теперь, надеемся, нашему читателю стало ясно, какому давле­нию со стороны обоих противоборствующих блоков подвергался Ватикан начиная с 1941 года и до самого конца войны: немцы и итальянцы настойчиво просили Пия XII провозгласить крестовый поход против безбожного коммунизма, американцы и англичане — выступить с заявлением в пользу России, потому что Сталин, как полагали они, вот-вот должен был восстановить свободу совести. О. Браун, остававшийся в Москве на протяжении всей войны и регулярно посылавший сообщения апостольскому делегату в Ва­шингтоне монсеньору Амлето Чиконьяни, будущему кардиналу-статс-секретарю Иоанна XXIII, и время от времени — апостольскому делегату в Ливане монсеньору Лепретру, являлся для Ватикана основным источником информации о положении религии в Со­ветском Союзе — во всяком случае, в том, что касалось фактичес­кой стороны дела.

Сильное разочарование вызывала в статс-секретариате чрез­мерная доверчивость американского руководства, которое, полага­ясь на слова советских представителей, было уверено, что Сталин и его правительство изменят свою политику. "Между тем, — заме­тил Тардини 5 сентября 1941 года, — Соединенные Штаты долж­ны знать обо всем этом (о борьбе с религией и отсутствии под­линной свободы совести) лучше, чем кто-либо другой: ведь о. Бра­ун — американец, и они должны получать от него из Москвы соответствующую информацию"374.

Последний биограф Сталина Жан Эллейнштейн еще более резко пишет об иллюзиях американцев относительно Сталина и Советского Союза. Когда в июле 1941 года Хопкинс, направленный Рузвельтом в Москву для сбора информации, был встречен в Ар­хангельске сотрудниками НКВД, у представителя президента сло­жилось обманчивое впечатление. "Они были похожи именно на тех, кем являлись на самом деле, ничем не отличаясь с виду от обычных американских полицейских в штатском". — "С виду — может быть, и да, но по духу — ничего общего, — замечает Эллейн­штейн. — Уже по этим словам видно, сколь глубоки были иллю­зии американцев, приведшие в итоге к Ялте и столь катастрофи­ческим для всего мира результатам"375.

С 28 сентября по 1 октября 1941 года — в то самое время, когда немцы начали наступление на столицу России, — в Москве состоялись трехсторонние переговоры между Сталиным, Аверелом Гарриманом и лордом Бивербруком. Гарриман задал вопрос о сво­боде совести в России. Сталин привел в ответ статьи из Консти­туции, касающиеся свободы совести, основанной на отделении Цер­кви от государства. Сообщая Рузвельту о переговорах, Гарриман, достаточно хорошо понимавший что почем, писал: "У меня созда­лось впечатление, что Советы хотят ограничиться словесными обе­щаниями и некоторыми примерами, которые могли бы создать ил­люзию смягчения их позиции, на самом деле практически ничего не меняя в своей нынешней политике"376. Это было вполне очевид­но и полностью совпадало с мнением о. Брауна, с которым Гарри-ман встречался и который передал ему письма для Майрона Тэйлора, посвященные положению религии в СССР. Сталин н-амеревался использовать религию исключительно в политических целях: на территориях, не занятых немцами, — для гальванизации народ­ных масс, на оккупированных территориях — для того, чтобы насе­ление не прониклось симпатиями к захватчикам, разрешавшим от­крывать храмы.

Чтобы разъяснить ситуацию президенту Рузвельту, 20 сен­тября 1941 года монсеньор Тардини передал послу Тэйлору сек­ретную ноту о положении религии в России: гонение по-прежне­му продолжается, говорилось в этом документе; большинство цер­квей закрыто, продолжается дехристианизация страны. К 1 сентября 1939 года в Советском Союзе не оставалось ни одного католичес­кого епископа377. Со своей стороны, апостольский делегат в Ва­шингтоне 11 ноября 1941 года составил подробный доклад о поло­жении религии в России, основанный на письме о. Брауна Майрону Тэйлору, которое было передано через Аверела Гарримана. Браун просил делегата доставить это письмо в Ватикан378.

Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, резюмировал Чиконьяни слова Брауна, конечно, провозглашает свободу совести, а декрет от 23 января 1918 года провозглашает отделение Церкви от государства. Но в действительности все не так. Большинство куль­товых зданий закрыто или используется не по назначению. Служи­тели культа подвергаются гонениям, под страхом запрещения совер­шать богослужения, увольнения за штат, тюремного заключения или ссылки они вынуждены платить непомерные налоги. Многие погиб­ли от нищеты и лишений. Нет богослужебных книг и предметов. Не издаются больше ни Библия, ни Коран, ни какая-либо другая религи­озная литература. Напротив, антирелигиозная и атеистическая прес­са имеет огромные тиражи и поддерживается государством.

С 1926 года в России не было рукоположено ни одного като­лического священника. Положение крайне тяжелое, и если где-то еще остался живой священник или действующая церковь, то это нисколько не меняет катастрофическую ситуацию. Немецкое втор­жение, разумеется, нанесло тяжелый удар по СССР. Правительство призвало народ к мужеству, сопротивлению, самопожертвованию, и религия вполне может оказаться полезной для усиления патриоти­ческих настроений. С другой стороны, определенное влияние на ситуацию могут оказать призывы президента Рузвельта восстано­вить свободу совести в СССР — президент не скрывал, что пре­кращение гонений на веру в России может ускорить вступление США в войну на стороне русских. Посол по особым поручениям Гарриман, посланный Рузвельтом в Москву, и посол Стейнхардт, некоторое время представлявший Соединенные Штаты в СССР, обсуждали вопрос о свободе совести и встречались специально для этого с о. Брауном. "О. Браун, полностью осознавая, что причи­ной этих новых требований является прежде всего политическая конъюнктура, считает тем не менее, что именно сейчас настал под­ходящий момент для оказания давления на русское правительство, чтобы заставить последнее признать подлинную свободу совести и исповедания религии. Он попросил, чтобы его письмо, адресован­ное апостольскому делегату в Вашингтоне монсеньору Чиконьяни, передали вместе с его докладом в статс-секретариат".

Что касается самого апостольского делегата, то он смотрел на перспективы восстановления свободы совести в России скептичес­ки; призывы Рузвельта, с его точки зрения, не могли привести к ко­ренным изменениям, как не привели к ним и подписанные в ноябре 1933 года Рузвельтом и Литвиновым договоры, ознаменовавшие уста­новление дипломатических отношений между США и СССР. Литви­нов только что был назначен послом СССР в США, и это назначение, считал Чиконьяни, могло принести большую выгоду интересам Рос­сии379 .

Последующий ход военных действий — немецкие армии на подступах к Москве, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, упорное сопротивление советских войск — не изменил по суще­ству положение в этой области и не смог опровергнуть прогнозы о. Брауна. Доказательством тому служит датированная 31 марта 1943 года памятная записка статс-секретариата, врученная 4 апре­ля 1943 года посланнику Великобритании Осборну. Этот документ также был составлен на основе информации, полученной Святым Престолом от о. Брауна380.

Положение религии в России, говорится в этой памятной записке, по-прежнему весьма тяжелое. Антирелигиозное законода­тельство остается в силе и строго соблюдается. Религиозные цен­ности, конфискованные до июня 1941 года, остаются в руках госу­дарства. Монастыри по-прежнему закрыты — их существование запрещено по закону. По тому же закону приходы лишены права юридического лица. Количество недействующих церквей остается таким же, как и в начале войны. Ни одна из церквей, отнятых у верующих до июня 1941 года и приспособленных под клуб, склад, кинотеатр и т.д., не была возвращена общинам. Из католических церквей и часовен, существовавших на территории собственно Рос­сии в 1918 году — а тогда их было более тысячи, — действующи­ми остаются лишь две: св. Людовика в Москве, где служит о. Бра­ун, и Лурдской Богоматери в Ленинграде (храм открыт для верую­щих, но после того как в июле 1941 года — вслед за разрывом дипломатических отношений между СССР и правительством Виши — о. Флоран покинул Россию, здесь нет священника). Кроме того, о. Флорану было запрещено проповедовать по-русски. В па­мятной записке говорится также о кражах священных предметов из церкви св. Людовика в 1939—1940 годах, о которых подробно рассказывал о. Браун в своей частной корреспонденции.

Со времени начала русской революции было арестовано око­ло тысячи католических священников, проживавших на террито­рии России. Большинство из них погибло в тюрьмах, концлагерях и на каторжных работах. Из тех, кто остался в живых — выяснить число таковых представляется совершенно невозможным, — никто не освобожден, чтобы возобновить свое служение; Церковь не имеет никакой возможности открыть школы или какие-либо другие уч­реждения. Остается в силе категорический запрет собирать детей и юношей, не достигших 18-летнего возраста, для получения ими религиозного образования. Кроме того, запрещены любые публи­кации религиозного характера — книги, периодика и даже простые печатные листки.

Советы проводили точно такую же антирелигиозную полити­ку в Прибалтике и оккупированной ими части Польши. "Из от­правленных в Россию польских католических священников к 1942 году 52 по-прежнему оставались в заключении (некоторые свя­щенники, насколько нам известно, смогли покинуть Советский Союз вместе с солдатами армии Андерса; эта армия, сформированная в Средней Азии, ушла с территории СССР через Иран и Ливан и принимала участие в высадке в Италии и в боях за Монте-Кассино). Такова мрачная действительность, затмить которую не долж­ны некоторые пропагандистские меры — в частности, послабле­ния по отношению к Православной Церкви. Так, перестали изда­ваться атеистические журналы; московское радио осуждает гонения на религию в Германии. В октябре 1941 года советское правитель­ство само эвакуировало руководство Православной Церкви из сто­лицы, а на Пасху 1942 года в Москве был отменен комендантский час, чтобы верующие могли отпраздновать Светлую Ночь".

В пропагандистских целях была напечатана на разных языках на удивление роскошно иллюстрированная книга под названием "Правда о религии в России", ее издателем была Московская пат­риархия. Вопреки очевидным фактам, эта книга стремилась дока­зать, что Русская Православная Церковь всегда пользовалась и пользуется полной свободой при советском режиме. Это была пер­вая публикация Православной Церкви после 1936 года, когда был издан скромный литургический календарь381.

19 сентября 1942 года Майрон Тэйлор вручил папе меморан­дум о перспективах на послевоенный период382. В своей ноте Пий XII ответил, что Святой Престол не одобряет такой мир, который был бы достигнут ценой сохранения подавления прав и свободы сове­сти в некоторых странах. Действительно, в то время Ватикан видел, что победа Советов могла привести к потере независимости наций, подпавших под влияние СССР, и к лишению гражданских свобод населения территорий, оккупированных Красной Армией383. Именно этим объясняются постоянные предостережения Пия XII, обращенные к Рузвельту. Папа не верил в победу государств Оси и поэтому понимал, что США оставались единственной страной, способной оказать давление на СССР. История тегеранских пере­говоров и ялтинских соглашений показывает, что тревоги Пия XII были столь же обоснованны, сколь напрасны были его надежды. Сталин, исполненный решимости сохранить владычество над Польшей, остался глух к просьбам Рузвельта и смог перехитрить Черчилля.

В ходе переговоров с монсеньором Тардини384 Майрон Тэйлор настаивал на необходимости вхождения России в семью на­ций. Она уже сделала некоторые шаги, говорил он, "даже в области религии". К тому же даже о. Браун признавал, что "в России про­исходят большие перемены". Тардини представил факты, свидетель­ствовавшие об обратном. 24 сентября 1942 года он с горечью пи­сал о близорукости руководства США по отношению к религиоз­ным проблемам в СССР. Святой Престол никогда не даст провести себя в этой области, тогда как Рузвельт считает, что с учетом эволюции коммунистического режима Ватикан вполне смог бы установить modus vivendi с Россией. "О. Браун — подъем патри­отических чувств оказал определенное воздействие и на него, — находясь в Москве, поддерживает эту идею. Как плохо, когда мис­сионеры начинают заниматься политикой"385.

Монсеньор Тардини не вполне справедлив: о. Браун был не миссионером в России, а капелланом посольства США. Без предо­ставляемой им информации Тардини едва ли смог бы составлять столь обстоятельные аналитические комментарии для Майрона Тэйлора и английского посланника сэра Осборна. Кроме того, о. Браун был единственным информатором Святого Престола, ос­тававшимся на протяжении Второй мировой войны — с 1 сентяб­ря 1939 года, дня вторжения в Польшу, до 9 мая 1945 года — в Москве. Наконец, если и был такой человек, который никогда не строил каких бы то ни было иллюзий относительно свободы сове­сти при коммунизме, то это именно Браун. К тому же он прекрасно понимал, что американцы занимают ошибочную позицию по пово­ду положения религии в Советском Союзе.

Доказательством тому служит нота от 26 сентября 1942 года, врученная послу Тэйлору. Желая показать, каково истинное поло­жение религии в России, Тардини ссылается здесь на о. Брауна, "настоятеля единственной католической церкви в Москве", кото­рый пишет: "Стали говорить об открытии церквей, но у меня пока что нет ни одного доказательства этому". "Вместе с тем, — отмечает Тардини, — о. Браун сообщил, что по радио были переданы некоторые отрывки из произведений русских писателей, исполнен­ных благородных патриотических чувств, а в официальной прес­се — в "Правде" и "Известиях" — опубликован ряд сообщений из церковной жизни"386.

Кроме того, статс-секретариат планировал с помощью Брауна получить у Советов сведения о военнопленных, необходимые для информационного бюро Ватикана и для последующего установле­ния переписки с их семьями. "Если поручить это дело о. Брауну, американскому священнику, окормляющему приход св. Людовика в Москве, можно не сомневаться, что будут достигнуты значитель­ные успехи", — говорилось в письме статс-секретариата послу Майрону Тэйлору (25 сентября 1941 года)387. К сожалению, советская сторона принципиально отказалась предоставить какие-либо дан­ные, и 22 декабря 1941 года апостольский делегат в Вашингтоне вынужден был телеграфировать, что американское правительство не в силах что-либо сделать в этом направлении388.

Слухи о письме Сталина папе

Следует особо упомянуть о двух событиях, сыгравших важную роль в психологической войне, которую вели друг против друга союз­ники и державы Оси. Это слухи о письме Сталина папе и встреча аббата Орлеманского со Сталиным.

Радиостанция "Радио-Урбе", зависимая от официального агент­ства итальянского фашистского правительства "Стефани", передала 3 марта 1942 года информацию о том, что Сталин якобы направил папе письмо, в котором просил об установлении дипломатических отношений между СССР и Святым Престолом389. Поскольку эта ин­формация исходила из вполне определенного источника, статс-сек­ретариат счел, что фашистский режим решил поставить Святой Престол в неудобное положение, обвинив его таким образом в готовности пойти на компромисс с коммунизмом. 9 марта 1942 года кардинал Мальоне направил через нунция монсеньера Боргонджини Дуку протест итальянскому правительству. Святой Престол счи­тал излишним опровергать безосновательное сообщение, но выра­жал недовольство по поводу того, что именно итальянское агентство распространяет информацию, способную поставить Ватикан в не­ловкое положение390. Предполагаемое письмо Сталина, говорят изда­тели "Актов и документов Святого Престола", было использовано пропагандой союзников, которые приняли его за серьезный признак изменений в положении религии в Советском Союзе391.

Если фашисты хотели поставить в неудобное положение Ва­тикан, то они просчитались, поскольку "письмо" было в конечном счете использовано против них. Но от них ли исходила провокация? Незадолго до этого Япония объявила об установлении дипломати­ческих отношений со Святым Престолом. Это давало большое пси­хологическое преимущество Оси. Союзники были заинтересованы в том, чтобы заставить мировое общественное мнение поверить, что Сталин также обратился к папе с предложением об установлении дипломатических контактов. Этому известию поверили в Лондоне, хотя кардинал Мальоне и заверил апостольского делегата монсеньора Годфри, что такого письма никогда не было.

В существование письма поверили и сами немцы. В Киеве, где незадолго до этого была закрыта униатская церковь, комендатура Вермахта, прослышав о письме Сталина папе о восстановлении свободы совести, решила не отставать от противника и снова от­крыть этот храм. 12 апреля 1942 года Иосиф Слипый сообщает об этом кардиналу Тиссерану: "Распространившиеся слухи о том, что Сталин направил Святому Отцу письмо, в котором говорится о восстановлении свободы Церкви в СССР, так повлияли на киев­ского коменданта, что он решил вновь открыть нашу церковь"392.

Дело Орлеманского

Чтобы понять смысл этого эпизода психологической войны, кото­рую вел Советский Союз за общественное мнение в странах-союз­ницах, нужно сперва сказать несколько слов об отношении Стали­на к Польше.

После нападения Гитлера на Россию 22 июня 1941 года СССР и правительство Польши, находившееся в эмиграции в Лондоне, 30 июля 1941 года восстановили дипломатические отношения для того, чтобы вместе воевать — не на одном и том же фронте, но против общего врага. Польша рассматривала также это сближе­ние с Советским Союзом как шанс освободить своих военноплен­ных и облегчить участь гражданского населения, вывезенного в глубь России по мере наступления немцев. Монсеньор Юзеф Гавлина, капеллан польского правительства в Париже, Анжере, а за­тем — с 20 июня 1940 года — в Лондоне393, вернулся в Россию в качестве главного капеллана будущей польской армии. 19 апреля 1942 года он приехал через Тегеран в Россию, привезя с собой 50 походных алтарей, 572 Библии, 53 500 распятий, 784 000 образков. 28 апреля 1942 года он прибыл в Москву и до 3 мая помогал в служении о. Брауну. С 8 мая по 3 июня Гавлина был в Куйбышеве, где находился тогда, среди остальных иностранных дипломатов, ак­кредитованных при правительстве СССР, новый польский посол Станислав Кот. С его помощью Гавлина организовал военное капелланство формировавшейся на территории СССР польской армии. Он хотел также создать гражданский "деканат" для польских католиков в России, в который вошли бы 197 приходских свя­щенников, находившихся в ведении посольства и соответственно — на содержании польского правительства. Но Вышинский — один из руководителей советского внешнеполитического ведомства — ответил решительным отказом на все предложения наладить пас­тырское окормление гражданских лиц394.

В начале июня 1942 года монсеньор Гавлина уехал из Куйбы­шева в Ташкент, где проходила подготовку армия Андерса. 7 июня он встретился с генералом, затем поехал в Самарканд, где также находились поляки. Поездки польского священника стали беспо­коить НКВД: его спросили, не является ли он иезуитом и обязан ли подчиняться папе в области политики. В конце июля Гавлина уехал из России, а 2 октября 1943 года Пий XII поручил ему окор­мление поляков — военных и гражданских лиц, — ушедших из СССР в Иран395.

Отношения между СССР и Польшей были снова прерваны 23 апреля 1943 года, после того, как 12 апреля немцы обнаружили следы Катынской бойни: в лесу около деревни Катынь под Смо­ленском русские зарыли 4500 трупов польских офицеров, приве­зенных сюда из козельского лагеря и расстрелянных в конце мар­та — начале мая 1940 года. Глава польского лондонского прави­тельства генерал Сикорский, направлявшийся в Багдад, чтобы призвать польских солдат воевать с большевизмом на стороне со­юзников, погиб в загадочной авиакатастрофе над Гибралтаром 4 июля 1943 года396.

15 июля 1943 года Советы представили аккредитованным в Москве журналистам новую польскую дивизию в составе 12 000 человек под командованием Жыгмунта Балинга, независимую от армии Андерса и вошедшую в состав армии Сталина. Специально освобожденный по этому поводу из тюрьмы священник Кубш от­служил в приокском лесу мессу, и польские солдаты поклялись всем святым бороться за освобождение Польши и сохранять вер­ность советскому союзнику397.

29 декабря 1943 года апостольский делегат в Вашингтоне монсеньор Чиконьяни телеграфировал, что заслуживающий дове­рия журналист утверждает, будто Ватикан заключил со Сталиным договор о будущем Восточной Польши: Сталин разрешит свобод­но исповедовать религию, а папа не будет противиться аннексии Восточной Польши Россией. Сталин якобы согласился также га­рантировать свободу совести во всем Советском Союзе. 31 декаб­ря 1943 года последовал лаконичный ответ из Ватикана: "Notizie prive di fondamento" — "Известия лишены оснований"398.

В то же время при содействии Москвы был создан Народный национальный совет (31 декабря 1943 года), преобразованный затем в Польский комитет национального освобождения (21 июля 1944 года), или Люблинский комитет, из которого 31 декабря 1944 года было сформировано временное правительство, переехав­шее в Варшаву после взятия столицы Польши советскими войска­ми (17 января 1945 года).

Приближалась Ялтинская конференция. И хотя де Голль, бу­дучи в начале декабря 1944 года в Москве, нашел, что Сталин выглядит очень уставшим, тот был еще полон сил — просто он немного состарился399. И одной из главных своих задач диктатор считал превращение Польши в сателлита Советского Союза.

Польша должна стать вассалом СССР — такова была идея-фикс Сталина. В ходе трехсторонних переговоров, проходивших в октября 1941 года, — в то время, когда немцы были у ворот Моск­вы, — он объяснил своим английским и американским партнерам, что не потерпит на своих границах существования Польши, откры­той для ударов захватчиков с Запада, и превратит эту страну в форпост обороны России. Именно в этом контексте и надо рас­сматривать встречу Сталина с аббатом Орлеманским.

Переговоры Орлеманский—Сталин

Орлеманский, американский священник польского происхождения, был человеком простым и наивным: он пришел в советское кон­сульство в Нью-Йорке и попросил визу в СССР, чтобы встретить­ся со Сталиным и обсудить с ним вопросы, связанные с положени­ем религии в мире. 17 апреля 1944 года, с согласия госсекретаря США Корделла Халла, он направился, через Аляску и Сибирь, в Москву. 28 апреля 1944 года "Правда" опубликовала фотографию Сталина и Молотова, беседующих с "католическим священником из Спрингфилда Орлеманским Станиславом". Вечером 28 апреля, в интервью Московскому радио, он заявил, что к великому своему удивлению обнаружил, что Сталин — друг Католической Церкви! Он не имел ничего против религии и, по его собственным словам, был готов начать с Ватиканом переговоры о заключении соглаше­ния. "Должен сказать, — продолжал Орлеманский, обращаясь к полякам, — что Сталин — друг поляков. Он считает, что Польша не должна впредь являться коридором, через который свободно про­ходят враги, стремящиеся к захвату советских земель. Он хочет видеть Польшу большой, сильной, независимой и демократической страной, способной защитить свои границы. Сталин отнюдь не наме­рен вмешиваться во внутренние дела польского правительства. Он хочет, чтобы между Польшей и Советскими республиками установились дружеские отношения и гармоническое сотрудни­чество"400 .

Во время пребывания в Москве аббат Орлеманский и сопро­вождавший его профессор Оскар Ланге встретились с о. Брауном, который разрешил аббату совершить мессу в квартире, чтобы "цер­ковь св. Людовика никоим образом не упоминалась в этой, печаль­ной памяти истории". 15 мая 1944 года о. Браун послал провинци­альному викарию ассумпционистов в Нью-Йорке о. Армане письмо, которое тот получил лишь в конце июля. "5 мая, в 11 часов вече­ра, — писал Браун, — я в первый и единственный раз принял пре­подобного Орлеманского в сопровождении двух корреспондентов. Возможно, причиной этого визита был кремлевский документ, кото­рый он хотел мне показать. Он разрешил мне, как ассумпционисту, снять с него копию. Вскоре после этого я предпринял все необходи­мые шаги, чтобы передать ее в Рим rapidissimo et Secretissimo modo401. Когда он сказал мне, что собирается использовать этот до­кумент против тех, кто сочувствует польскому Лондонскому прави­тельству, я спросил, не хочет ли он сначала проинформировать обо всем апостольскую делегацию в Вашингтоне. В связи с этим при­лагаю сделанные мною для папы переводы нескольких статей".

По возвращении в США, 12 мая 1944 года Орлеманский про­вел в Чикаго пресс-конференцию. "Сталин по-настоящему демок­ратичен и открыт, — заявил Орлеманский. — Я говорил с ним как человек с человеком, как американский гражданин, и я спросил его: "Думаете ли вы, что можно сотрудничать с Его Святейшеством Пием XII в деле борьбы против насилия и против гонений на Католическую Церковь?" Сталин ответил: "Думаю, что да". — "Но раз так, будет ли советское правительство придерживаться линии на преследование Католической Церкви?" Сталин ответил: "Как защитник свободы совести и отправления культа, я считаю, что такая линия неприемлема и должна быть изменена". Что касается Польши, Сталин пообещал сделать все от него зависящее, чтобы в этой стране не было гонений на веру"402.

Эти заявления вызвали настоящий скандал, и епископ Спрингфилдский Томас О'Лири, в юрисдикции которого находился Орле­манский, запретил его в пастырском служении. "Правда" опубли­ковала по этому поводу статью, полную негодования. Почему, спра­шивалось в статье, католическая иерархия не приняла санкций против фашистского священника Коглина, не прекращающего вы­ступать по американскому радио с грубыми нападками против СССР? Американская пресса в целом проявила к Орлеманскому благосклонность, и Рузвельт собирался даже принять у себя в Бе­лом доме этого польского священника, который в течение четырех часов беседовал со Сталиным. С большим трудом Корделл Халл отговорил президента от этого.

14 мая аббат Орлеманский написал письмо апостольскому делегату монсеньору Чиконьяни. Признавая, что совершил просту­пок, покинув приход без благословения епископа, он утверждал, что сделал это для того, чтобы помочь Церкви в Польше. Выража­лось пожелание, чтобы его послание было передано в Ватикан. Сталин искренне хочет установить мир со Святым Престолом; нужно послать в СССР польских священников, чтобы оказать ду­ховную поддержку полякам. В своей депеше Чиконьяни писал, что в американской печати появилась целая серия статей по этому поводу, причем авторы большинства публикаций действия Орлеманского оправдывают. Некоторые газеты доходят до того, что пи­шут, что, если бы Орлеманский был принят в Риме, президент Руз­вельт счел бы это шагом Святого Престола навстречу Сталину. Напротив, епископы считают, что поездка Орлеманского и его встреча со Сталиным — пропагандистский трюк. Большинство поляков считают Орлеманского предателем, некоторые из них говорят даже, что он готовит четвертый раздел Польши403.

Вполне естественно, что дело Орлеманского обеспокоило и Берлин. Посол фон Вайцзекер пожаловался на это монсеньору Тардини. Тардини ответил, что, поскольку Ватикан не имеет ника­кого отношения к поездке Орлеманского, папа не считает себя обя­занным предпринимать какие-либо официальные шаги по этому поводу. Вместе с тем, настаивал посол, речь шла об очень "высокой политике" (он произнес эти слова по-французски). "О низкой, об очень низкой политике", — прервал его Тардини. "Да, очень низкой политике", — проговорил посол404.

Делегация комитета Свободной Франции, обосновавшаяся, после вступления союзных войск на территорию Италии 13 июня 1944 года, в римском палаццо Фарнезе, также проявила интерес к делу Орлеманского. Член этой делегации доминиканец о. Дарси напра­вил в статс-секретариат следующий секретный запрос: "Некий польский священник (его фамилия, если мне не изменяет память, — Орлеманский или что-то в этом роде) имел некоторое время назад длительную беседу со Сталиным, в ходе которой обсуждались воз­можности возобновления дипломатических отношений между Рос­сией и Святым Престолом. Французское правительство, находяще­еся в Алжире, очень интересуется, обоснована ли эта информация. Оно направило по этому поводу зашифрованную телеграмму свое­му представителю в Риме (Кув де Мюрвиллю)". Монсеньор Тар­дини сделал на этом запросе пометку: Ndf = nulla da fare — ниче­го не делать, то есть не давать хода405.

По мере наступления советских войск, когда победа союзни­ков стала для Святого Престола очевидной, Пий XII, предвидя, что значительная часть католических стран окажется под советским влиянием, с еще большей настойчивостью продолжил направлять Рузвельту послания, в которых говорил о тяжелом положении ка­толиков в России. Если отношение государства к Православной Церкви, возможно, и изменилось — 6 сентября 1943 года было вос­становлено патриаршество, и Православная Церковь заявляла себя союзницей советского правительства в его экспансионистских и имперских планах по отношению к Европе, — то Католическая Церковь оставалась гонимой. Книга "Правда о религии в России", роскошно изданная и переведенная на несколько языков, писал Пий XII Рузвельту, приводя целый ряд доказательств, — просто про­пагандистский трюк, содержащий большое количество лжи.

Тегеранская конференция (27 ноября — 2 декабря 1943 года) усилила эти опасения и утвердила Святой Престол во враждебном отношении к СССР. После Тегерана Филип Муррэй говорил с Руз­вельтом о проблеме католиков. Рузвельт сказал, что в ходе бесед со Сталиным он понял, что русский народ — после нескольких лет господства атеистического режима — остался глубоко религиозен. В беседе с Аверелом Гарриманом Сталин высказал два интерес­ных тезиса: 1) что он не хочет иметь дело с Римской Церковью по причине ее интернационального характера (это обстоятельство при установлении контактов может вызвать серьезные затруднения); 2) что после войны в России усилится влияние народа и уже через двадцать лет Католическая Церковь станет самой влиятель­ной религиозной общиной в России!

Монсеньор Чиконьяни, к которому обратились в связи с этим за консультацией, 15 марта 1944 года ответил: президент Рузвельт думает, что Сталин разрешит свободу вероисповедания, только ког­да это будет ему выгодно. По мнению Аверела Гарримана, посла США в Москве с 1942 по 1946 год, Сталин допускал, что народ хочет религии, и был бы не против национальной формы Церкви под контролем государства. Именно поэтому он враждебно на­строен по отношению к католичеству. Католицизм не сможет стать влиятельной силой, если в стране не наступит демократия406.

15 апреля 1945 года, когда оккупация Польши полностью завер­шилась, монсеньор Чиконьяни направил Тардини информацию, кото­рая некоторым образом освещала ход событий. Один заслуживаю­щий доверия журналист сообщил ему, что во время Ялтинской конфе­ренции Сталин сказал Черчиллю и Рузвельту, что он займется перевоспитанием европейской молодежи: это займет у него пятнад­цать лет. Сталин сказал также, что не потерпит, чтобы на территориях стран, принявших беженцев, продолжали существовать очаги заразы и оппозиции: всех беженцев следует отправить обратно в свои стра­ны. Можно прийти к выводу, что их ждут жестокие преследования407. Чтобы облегчить сближение с Ватиканом, союзники решили просить Сталина выступить с декларацией в защиту свободы со­вести. Советский посол в Лондоне Майский попросил Майрона Тэйлора подготовить соответствующий проект. Тэйлор отказался, поскольку, во-первых, все это могло быть представлено как явное вмешательство во внутренние дела Советского Союза, а во-вторых — такая декларация была бы совершенно излишней после того, как Сталин сделал уже столько заявлений по этому же поводу408.

Но статс-секретариат не сложил оружия. 13 июля 1944 года Майрон Тэйлор получил очередную ноту, в которой говорилось, что антирелигиозное законодательство по-прежнему в силе. Ду­ховенство либо находится в заключении, либо просто не имеет возможности служить, хотя некоторые польские священники — но далеко не все — во второй половине 1942 года были освобож­дены в связи с формированием армии Андерса. В "United Nations News" от 28 июня 1944 года было опубликовано сообщение, со­гласно которому в России было около 5000 православных церк­вей, 1800 — католических, 1300 мечетей, 1100 церквей протестан­тских и 1000 синагог. Что касается Католической Церкви, гово­рится в ноте, эта информация абсолютно неверна (данный пункт был включен по распоряжению Пия XII). Наконец, советский ком­мунизм, даже после роспуска Коминтерна в мае 1943 года, про­должает распространяться по всему миру, особенно в завоеван­ных странах, проводя политику длинной руки. В таких условиях Святой Престол может занять только позицию "бдительного и активного выжидания"409.

Вступление союзников в Рим не изменило враждебного от­ношения Святого Престола к Советам. Членом контрольной ко­миссии союзников в Италии был Богомолов. Личный представи­тель президента Рузвельта в ранге посла Роберт Мэрфи во время беседы с Тардини 23 июня 1944 года весьма лестно отзывался о Богомолове. Когда однажды Мэрфи заговорил с ним о гонениях на религию, Богомолов ответил ему по-французски: "Се sont des choses du passe" — "Все это в прошлом". Он добавил также, что хотел бы завязать контакты с Ватиканом. Получив эту информацию, Тардини ответил, что Церковь имела до сих пор слишком горький опыт, чтобы так легко поверить в коренные изменения в религи­озной политике Советского Союза; что же касается некоторых фактов смягчения гонений, то их можно истолковать и как чисто пропагандистские шаги. Rebus sic stantibus — все осталось по-прежнему — контакты с Москвой казались ему преждевременны­ми. Тогда Мэрфи сказал, что Богомолову хотелось бы по крайней мере посетить ватиканские музеи и Сикстинскую капеллу. "Му­зеи открыты для всех", — ответил Тардини со свойственной ему прямотой и резкостью410.

12 июля 1944 года Майрон Тэйлор передал Пию XII меморан­дум, в котором сообщалось об усилиях США, направленных на получение от советской стороны гарантий религиозной свободы — в частности, для католиков Восточной Польши, территория кото­рой становилась частью СССР, и стран Центральной Европы, кото­рые оказывались в зоне влияния — можно сказать, господства — Советского Союза411.

В ноябре 1944 года генерал де Голль отправился в Москву. Когда монсеньор Валерио Валери — которого де Голль уважал, но не хотел признать в роли нунция, поскольку тот был аккредитован при правительстве Виши, — 20 декабря 1944 года прощался с гене­ралом, покидая Францию, он спросил его о поездке в Москву. Де Голль ответил, что по его впечатлениям русский народ устал от долгой войны. Сталин состарился и уже не хочет распространять свое влияние за пределы граничащих с Россией государств; церк­ви открыты и полны людей. Еще во время переписи 1937 года значительное большинство народа назвало себя православными верующими. Тем не менее казалось, что генерал был не очень до­волен своим визитом, — в отличие от прессы, которая с восторгом трубила о поездке де Голля в Россию412.

Святой Престол, обеспокоенный тем, что десять польских епар­хий — полностью или частично — должны были отойти к Совет­скому Союзу, с еще большим усердием возобновил шаги по полу­чению от большевиков соответствующих гарантий. Но увы! 5 ап­реля 1945 года Ватикан сообщил Майрону Тэйлору, что 417 священников из Люблина и его окрестностей вывезены в СССР; 12 священников — преподавателей Люблинского универ­ситета казнены; детей вывозят в Россию413. Действительно, разве Сталин не сказал, что собирается заняться воспитанием молодежи в послевоенной Европе?

События, свидетелями которых мы являемся на протяжении уже сорока лет: окончательное разделение Европы, господство СССР над так называемыми Народными республиками с ограниченной самостоятельностью, судьба католиков в этих странах — все это показывает, насколько прав был Пий XII в своих пророческих прогнозах. Католическая Церковь, сказал мне однажды кардинал Вышиньский, отступила на 350 километров — от Днепра до Сана и Буга, — и никого это не встревожило и не обеспокоило, никого, кроме папы Пия XII.

|<в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|