|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

9. ГРЕХ ЧЕЛОВЕКА И «ГРЕХ МИРА»

1. В настоящем цикле катехизических наставлений мы размышляем над истиной о грехе. В центре наших размышлений - понятие «актуальный [личный] грех». Однако мы постоянно соотносим его с первородным грехом, последствия которого сказываются на каждом потомке Адама. Отсюда и определение греха - «первородный». Из-за первородного греха все люди находятся в состоянии наследственной греховности, и если они не пребывают в общении с благодатью, пожертвованной Богом человечеству через Искупление Иисуса Христа, то легко встают на путь личных грехов.

В Конституции И Ватиканского Собора так сказано об этом: «вся человеческая жизнь - и индивидуальная, и коллективная - проявляется как трагическая борьба между добром и злом, между светом и тьмою. Более того, человек видит, что собственными силами он неспособен действенно побороть нападения зла... Но Сам Господь пришел, чтобы освободить и укрепить человека, обновляя его изнутри» (РН 13). Только в таком контексте напряженности и конфликтов, свойственных падшей человеческой природе, следует размышлять над проблемой личного греха.

2. Актуальный грех имеет глубоко личный и по сути личностный характер, ибо это всегда определенный личный поступок, который, не согласуясь с нравственным законом, противоречит воле Божией. Священное Писание помогает нам понять, к чему приводит такой поступок и что он несет с собой. Уже в Ветхом Завета при определении греха применяются разные выражения, указывающие на разные моменты и стороны той реальности, которой в свете Божественного Откровения является грех. Так, иногда он просто называется «злом» (ra'): тот, кто грешит, «делает зло пред очами Господа» (ср.: Втор 31, 29). Отсюда грешники, называемые также безбожниками (rasa'), это те, - кто «забывает Бога» (ср.: Пс 9, 18), кто говорит: «не хотим мы знать путей твоих» (Иов 21, 14), у кого «нет страха Божия» (Пс 36 [35], 2), тот, кто «не уповает на Господа» (ср.: Пс 32 [31], 10) и, более того, кто «пренебрегает Бога» (Пс 10 [9б], 13), думая, что «не увидит Господь, и не узнает Бог» (Пс 94 [93], 7), «говоря в сердце своем: Ты не взыщешь'« (Пс 10 [9б], 13). Грешник или безбожник не боится притеснять справедливых (ср.: Пс 12 [II], 9), «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют» (Пс 94 [93], б), или «воздают... за добро злом» (Пс 109 [108], 5). Противопоставлением грешнику в Священном Писании является праведник (sadiq). Итак, грех - в широком значении этого слова - понимается как несправедливость.

3. Разнообразные формы такой несправедливости отражены в слове pesa', которым подчеркивается, что грех - это зло, причиненное другому человеку, тому, чьи права нарушены действием греха. Это же слово означает «бунт» против высшей власти, а тем самым и против Бога, - об этом мы можем прочесть у Пророков. «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис 1, 2; ср. также, например: Ис 48, 8-9; Иез 2, 3).

В этом смысле грех означает также «беззаконие» ('awon, греч. αδιχια ανομια). Согласно Библии, это слово одновременно выражает греховное состояние человека - человека, виновного в грехе, - так как этимологически это слово означает «уклонение с правильного пути», «искривление» или еще «искажение», одним словом - поведение, противоречащее закону. Осознание этого зла выражено в скорбном признании Каина: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт 4, 13), а также в словах Псалмопевца: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс 38 [37], 5). Вина-беззаконие вызывает разрыв между человеком и Богом, об этом говорит слово hata, этимологически восходящее к выражению «упущение по отношению к кому-то». Поэтому Псалмопевец восклицает: «Тебе единому согрешил я» (ср.: Пс 51 [50], 6).

4. Согласно Священному Писанию, грех как основное состояние «беззакония» является оскорблением Бога, неблагодарностью за Его благодеяния человеку и более того - пренебрежением к Его Пресвятому Лицу. «Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?» - спрашивает пророк Нафан согрешившего Давида (2 Цар 12, 9). Грех - позор и скверна, вот почему Иезекииль говорит, «чтобы более не оскверняли себя всякими беззакониями своими» (Иез 14, 11), и особенно идолопоклонством, которое Пророки часто сравнивали с «блудом» (ср.: Ос 2, 4. 6-7). И поэтому Псалмопевец просит: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс 51 [50], 9).

В этом же контексте следует понимать и слова Христа, записанные в Евангелии: «Исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» (Мф 15, 18-20; ср.: Мк 7, 21-23). В отличие от богатого словаря Ветхого Завета, в Новом Завете слово «грех» не имеет стольких соответствий. Понятие греха передается греческим словом «αυομια» - беззаконие (ср., например: Мф 7, 23; 13, 41; 24, 12; 1 Ин 3, 4). О грехе говорят также слова «αμαρτια» - ошибка, или «οφειλημα» - долг (например: «и прости нам долги наши» - ср.: Мф 6, 12; Лк 11, 4).

5. Приведенные выше слова Христа, которые определяют грех тем, что исходит из «сердца» человека, что происходит в глубине его души, подчеркивают основную особенность греха. Зарождаясь внутри человека, в пределах его воли, грех всегда по своей сути является личным действием (actus personae), осознанным и добровольным действием, в котором выражается свободная воля человека. Только потому и можно говорить о нравственной ценности поступка, что в нем проявляется свобода человеческой воли. Только в силу этого мы можем судить о наличии в нем нравственного зла, подобно тому, как мы определяем поступок благим, если он не противоречит объективной нравственной норме, и в конечном счете - воле Бога. Только то, что рождается по свободной воле, влечет за собой личную ответственность. В этом смысле сознательный и добровольный поступок составляет вину человека, если этот поступок противоречит нравственной норме (воле Бога), закону, заповеди, и в конце концов - совести человека.

6. Священное Писание, как правило, всегда говорит о грехе как о чем-то индивидуальном и личном, а также имеющем отношение к определенному субъекту, к человеку, непосредственно совершившему грех. Когда в некоторых текстах появляется выражение «грех мира», следует понимать его - по крайней мере, если речь идет о причинности и ответственности - именно в таком значении. «Мир» как таковой не является виновником греха, виновником может быть только разумная и свободная тварь, пребывающая в мире, то есть человек (или же в ином измерении - чистый сотворенный дух, то есть «ангел», о чем мы уже говорили в предыдущих беседах).

Выражение «грех мира» мы встречаем у св. апостола Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29) (в чине Божественной Литургии эти слова звучат как «грехи мира»). В Первом Послании св. апостола Иоанна мы находим такой странный оборот: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2, 15-16). Еще более выразительно это передают следующие слова: «Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19).

7. Как понимать эти слова - «грех мира»? Приведенные цитаты убедительно показывают, что речь идет не о «мире» как творении Божием, но об особом измерении - как бы духовном пространстве вне Бога, в котором на основе тварной свободы зародилось зло. Перенесенное в «сердце» прародителей под влиянием «древнего змия» (ср.: Быт 3 и Откр 12, 9), то есть диавола, «отца лжи», зло давало плоды от «начала» истории человеческого рода. Первородный грех оставил после себя «ростки греха», то есть тройственную похоть, склоняющую человека ко греху. Личные грехи, совершаемые людьми, составляют как бы «среду греха», а она в свою очередь создает условия для новых личных грехов, как бы подталкивает к ним отдельных людей. Таким образом, «грех мира» не отождествляется с первородным грехом, но является как бы синтезом, суммой его последствий в истории отдельных поколений и всего человечества. В результате следы греховности носят на себе и разные человеческие замыслы, намерения, начинания и установления, что проявляется также в рамках тех человеческих «общностей», которые создают культуру и цивилизацию и которые обуславливают жизнь и поведение отдельных людей. В этом смысле можно было бы говорить о «грехе структур», то есть о «загрязнении», переходящем из сердец людей в среду общества, в котором они живут, и на структуры, составляющие основу их существования и определяющие условия этого существования.

8. Ибо грех, в основном сохраняя сугубо личный характер, в то же время имеет и свое социальное измерение, о чем я упоминал в апостольском наставлении о примирении и покаянии, обнародованном после завершения работы Синода Епископов в 1983 г. В этом документе сказано: «Говоря о социальном грехе, надо прежде всего признать то, что, учитывая солидарность людей, столь же таинственную и непостижимую, сколь осязаемую и конкретную, грех каждого человека каким-то образом затрагивает и остальных. Это второй лик той солидарности, которая на религиозном уровне развивается как глубокая и волнующая тайна единения святых ('святых общение'), благодаря которому мы можем утверждать, что 'каждая душа, восходящая на небеса, преображает мир'. К сожалению, этой закономерности восхождения соответствует и закономерность нисхождения. Отсюда мы можем говорить о греховной общности: душа, падшая под тяжестью греха, увлекает за собой Церковь, а некоторым образом и весь мир» (Reconciliatio et paenitentia, 16).

В наставлении далее говорится о грехах, которые особо заслуживают того, чтобы определить их как «социальные грехи». Эту тему мы еще рассмотрим в рамках другого цикла катехизических бесед.

9. Из вышеприведенных слов довольно ясно следует, что «социальный грех» - это не то же самое, что библейский «грех мира». Но в то же время, чтобы понять суть «греха мира», следует принимать во внимание не только личное, но и общественное измерение греха. В апостольском наставлении Reconciliatio et paenitentia мы далее читаем: «Нет греха, даже самого скрытого и тайного, глубоко индивидуального, который был бы связан только с тем, кто его совершает. Каждый грех, с большей или меньшей силой, с большей или меньшей степенью ущерба, отражается на всей церковной структуре, на всей человеческой семье. Бесспорно, что в первом значении каждому человеческому греху можно приписать характер социального греха» (п. 16). Отсюда следует вывод, что анализ социального аспекта человеческой греховности помогает нам уяснить, почему мир становится своеобразной отрицательной средой, которую Священное Писание отображает в своем учении о «грехе мира».

(5. 11. 1986)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|