Глава 21. СМЕРТЬ А ЧТО ПОТОМ?
Бог небо, если мы Его обретаем, или ад, если утратим Его, Он судия, испытующий нас, очищающий нас огонь. Л. Борос
В полдень радио передало короткое сообщение: "Боинг-727 рухнул в залив Сан-Франциско. 129 погибших. Причина катастрофы неизвестна". Все произошло неожиданно. Беда застала пассажиров врасплох. Смерть подкралась исподтишка, как ночной вор.
Где бы ни жили люди, над ними всегда висит угроза потерять жизнь. Бессмысленно закрывать на это глаза. Пересадка сердца, замена клеток, операции в анабиозе и т. п. помогают продлить жизнь, но не устраняют смерти.
Что есть смерть?
Что происходит, когда человек умирает? Этот вопрос, надо признаться, ввергает нас в растерянность. Последний шаг каждый делает сам. Исчезновение дыхания, остановка сердца, прекращение мозговой деятельности вот диагноз, при котором можно выдавать свидетельство о смерти. Но разве это последнее слово о смерти?
Обращаясь к Библии, мы не можем ожидать каких-либо врачебных советов. Библия дает религиозное толкование смерти, используя язык образов. Порой эти образы трудно понять, поэтому они вызывают чересчур человеческие, даже детские представления. Надо вновь и вновь задумываться над подлинным смыслом этих образов. (ср. 1 Кор 13,12).
Почему человек должен умереть?
На этот вопрос обычно отвечают так: потому что тело износилось, физические силы исчерпались. Мы возникаем из небытия, растем, достигаем расцвета но с годами теряем жизненные силы. Смерть, следовательно, вполне естественная вещь. Все верно, но давайте задумаемся над тем, что духовная жизнь человека не всегда исчерпывается в той же мере, как его физическая жизнь. Есть очень больные старики, которые молоды духом, обладают кипучей духовной энергией. Смерть человека не просто физико-химический процесс; ведь человек знает о своей смерти и связанных с ней вопросах. Человек умирает иначе, чем растение или животное.
В Священном Писании смерть чаще всего ставится в зависимость от греха, которым с самого начала отмечена вся жизнь человека: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть..." (Рим 5,12). Это не означает, что человек безгрешный не умер бы. Но он не ощутил бы смерть как катастрофу и бессмысленное крушение. Смерть означала бы для него не только конец, угасание земной жизни, но и ее преображение, завершение и кульминацию. Здесь скрыта мысль о том, что смерти можно избегнуть, лишь соединившись с Богом, источником всякой жизни.
Согласно Божиему замыслу, смерть в самом деле незваная гостья, враждебная человеку (1 Кор 15,26). Смерть не должна была в прошлом и не смеет впредь одержать верх над людьми. Наше неприятие смерти вполне обосновано. Она в высшей степени несовместима с нашей любовью к жизни.
Смерть ворота в жизнь
Многие представляют себе смерть как стену, о которую вдребезги разбивается жизнь. Существует ли будущее после смерти? Тут всегда раздаются протесты и сомнения! Кто-то подозревает, что надежда на вознаграждение за наши обиды в загробной жизни всего лишь обман для утешения простых людей и средство отвлечь их внимание от несправедливостей на этой земле. Одним словом, со смертью кончается все.
Но какие последствия вызовет такая точка зрения в земной жизни? Может быть, человеку стоит поставить все на карту, чтобы насладиться всеми земными благами? Трудно возразить против этого, но не начнет ли действовать право кулака? Не покажется ли глупцом добряк, отдающий все силы и средства на поддержку прокаженных, по сравнению с оголтелой кликой, бездумно развязывающей войну ради получения прибыли? Если со смертью кончается все, к чему заниматься делом, не приносящим личной выгоды?
В начале этой книги мы говорили, что человек внутренне противится полному исчезновению. Именно поэтому многие мечтают продолжить себя в детях или творениях рук и ума. Египетские фараоны строили пирамиды, чтобы навсегда остаться вечными. Иные создают великие произведения или "входят в историю", дабы не исчезнуть из памяти человечества. Все это не более чем беспомощные попытки самоутешения. Человеку говорят: после смерти тебя уже не будет, но эхо твоей жизни отзовется в истории. Будет ли оно звучать на протяжении всей истории?
А что говорит о будущем человека вера? Христос обещает: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин 11,25). Хотя Павлу было известно, как немилосердно вмешивается смерть в жизнь, грубо разрушая надежды, планы и губя целые общества, он, тем не менее, воспринимает смерть не как болезненную разлуку, а как возвращение домой: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше!" (Флп 1,23; 2 Кор 5,8).
Для верующего смерть не безысходный конец, лишенный смысла, а новое начало. Поэтому в Библии о смерти говорится в таких выражениях, которые вовсе не звучат обреченно, а наоборот, утешают.
Разумеется, нельзя представлять себе это так, будто у Христа есть некое чудодейственное лекарство против смерти. Просто смерть, по Его мнению, отнюдь не неизбежное зло, которое мы должны претерпеть. Подобно тому, как вернулся из царства смерти Христос, и мы будем жить с Ним дальше (ср. 1 Фес 4,13-18).
Смерть последняя возможность решить
Первый раз идущего в школу маленького мальчика сбивает по дороге машина, и во время перевозки в больницу он умирает от травмы. Первое, что приходит в голову: угасла, не успев расцвести, юная жизнь. Такой преждевременный насильственный конец потрясает. Очевидно, что смерть не является лишь тогда, когда человек уже внутренне пришел к завершению жизни.
Но иначе ли обстоит дело со смертью взрослого человека? Справились ли мы со своими заботами и сомнениями? Они в самом деле решены? Нередко даже зрелый человек не может толково оценить итоги своей жизни и достойно завершить ее. Порой человека надо избавить от всего наносного, заставить его сбросить маску, которую он привык носить, и прекратить игру, чтобы он понял, наконец, что по-настоящему важно в жизни.
Поэтому смерть означает для человека, по мнению многих теологов, еще одну, последнюю возможность принять решение. Мы умираем не в одно мгновение, этот процесс начинается с рождения человека. Смертью он завершается в ней человек достигает своей зрелости, невзирая на возраст, отрясает с себя все наносное, преходящее. Если взглянуть на смерть под этим углом зрения, то она представится не угасанием, как кажется со стороны, а последним поступком человека на этой земле. Вот он оказывается у пределов земной жизни. В эту минуту у него появляется последняя возможность оглянуться на свое прошлое и первый шанс заглянуть за черту неведомого. Если Бог есть, человек познает Его как Властелина мира и Господина своей жизни. Почему бы не пересмотреть свое отношение к Богу именно в такую минуту?
Даже если кто-то никогда не признавал Бога, или ему представляли Бога как сказочное существо или тирана, то теперь, в смерти, появляется возможность самому встретиться с Богом. Все даже слабоумные и душевнобольные люди, даже нерожденные дети в мгновение смерти имеют возможность встретить Бога и тогда получить шанс довести свое человеческое существование к зрелой осмысленности.
И все-таки было бы легкомысленно всю жизнь не интересоваться Богом в надежде, что при смерти еще будет на это время. Кто знает, хватит ли тогда сил полностью отречься от своего прошлого и наперекор привычным жизненным установкам обратиться к новой цели? Для достижения чего-либо в будущем следует начать прямо сейчас.
Последним решением человека должно стать либо одобрение своего прошлого, либо исправление, а возможно, и отречение от всей предыдущей жизни. Это решение окончательно и неизменно, ибо в этой жизни уже нельзя говорить о какихлибо новых жизненных позициях. Смерть уничтожает всякое сомнение и неясность. За ее чертой все определено. "Как дерево упадет, так и останется лежать". Суть библейской притчи о богаче и бедняке Лазаре (Лк 16,19-31) заключается в том, что смерть навеки скрепляет судьбу человека. Учение о переселении душ противоречит Священному Писанию.
Будет ли судим человек?
Как мы представляем себе тот "суд", который, по убеждению христиан, ожидает каждого после смерти? (ср. Рим 2,5; 2 Кор 5,10). Многим, возможно, приходит на ум трон судьи, перед которым предстанет покойный в ожидании Божьего приговора. Другим видится раскрытая книга, в которой записаны все поступки, совершенные нами в жизни. В этих картинах отражается представление о том, что человеку придется держать отчет за прожитую жизнь. Иными словами: есть предел бесправию! Существует высшая инстанция, охраняющая справедливость.
В Священном Писании особо подчеркивается, что Бог стремится спасти человека и никак не заинтересован в его осуждении и отвержении (Ин 3,16; Лк 19,10; 1 Тим 2,4). Только от самого человека зависит, достигнет ли он в жизни заветной, Богом поставленной цели. В смертный час приходит самопознание без всяких иллюзий. Человек познает свои отдельные дела и сотканную из них ткань собственной жизни. Тут и приходит к нему понимание хороших и плохих поступков, совершенных им. В сущности, он сам судит себя. Но этот суд одновременно является и Божиим судом, ибо тогда человек яснее познает Бога и Его заповеди, а, следовательно, и суждения Бога о прожитой человеком жизни.
Библия действительно поясняет, что суд начинается не после смерти, а еще при жизни (Лк 6,37 и далее; ср. Мф 12,33 и далее). С той стороны лишь будет утвержден приговор, который сам себе вынесет человек в результате своих повседневных поступков. Божий суд это как бы подпись под решением человеческой совести.
Существует ли чистилище?
"...каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор 3,13; ср. 2 Макк 12,38 и далее).
Из этого текста послания апостола Павла исходит Католическая Церковь в своем учении о "чистилище". Немецкоязычные верующие часто употребляют слово "Fegfeuer" "очищение огнем" ("fegen" означает "очищать", а "Feuer" "огонь"). Это не совсем удачно выбранное слово, ибо вызывает представление о палящем огне. Церковь в официальной латинской терминологии использует слово "purgatorium", что означает лишь "состояние очищения", а об огне и речи нет. Павел в своем тексте говорит об очищении "как бы из огня", намекая, что его слова следует понимать как сравнение. Какое все это имеет отношение к нашей жизни?
Многие знают, насколько тяжело бывает отвыкать от курения или иных вредных привычек. Даже если дурная привычка побеждена, долго еще мучит желание снова поддаться ей. Психологи называют такое состояние "непреодоленным прошлым". Суровая реальность нашей жизни такова, что приходится терпеть горькие последствия наших действий.
То же верно и в нашем отношении к Богу. Человек готов принять Бога, пытается жить по вере, но сам еще "не перебродил", принципиальное решение не перевернуло всю его жизнь. Такой человек не совершит убийства или кражи, но всегда готов солгать или бросить оскорбление ведь он не принимает это всерьез. Любовь и вера не успевают сделать нас такими, какими мы должны бы и могли стать. Подобные наклонности могут сохраняться и после самой смерти, пока человек не почувствует на себе всевидящего Божьего взгляда и не осознает с грустью свои недостатки. Как в зеркале видит он теперь свою слабость и несовершенство, болезненно ощущает потребность избавиться от них. Человек бесповоротно выбрал Бога, но надо смыть со своей жизни все грязные наносы. Так сразу после смерти начинается очищение человека. Чистилище, следовательно, не какое-то место, а процесс, начавшийся в человеке, который только что попал к Богу, но еще не готов к жизни с Ним (Откр 21,27). Над длительностью этого процесса не нужно задумываться, в данном случае для нас это не имеет значение.
В этой связи необходимо правильно понять высказывание Иисуса: "...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему не в сем веке, ни в будущем" (Мф 12,32). Эти слова с очевидностью подтверждают, что и в ином мире прощение и очищение еще возможны. Теперь понятно, почему католики молятся за умерших и за покой их душ, особенно в праздник Поминовения усопших (2 ноября). Это соответствует идее общности всех верующих (ср. главу Мария и святые), их взаимосвязи и заступничестве друг за друга (ср. 1 Кор 12,12). Поэтому действия и молитвы одного идут на пользу всем остальным верующим, в том числе и умершим. Что подобное возможно, предчувствовал еще Иуда Маккавей. Он был убежден, что покойным можно помочь молитвами и жертвоприношениями (2 Макк 12,38 и далее). Поэтому с самого возникновения христианства стало привычным молиться за усопших, как подтверждают многие из надгробных надписей. Тертуллиан (около 160-220 гг.) сообщает, что в годовщину смерти покойных поминали и в Евхаристии.
Бог будущее человека
Вы наверняка спросите: где и как продолжается жизнь усопших? Об этом мы знаем очень мало. "Но, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор 2,9). В Священном Писании говорится только, что мы будем жить (1 Кор 15,12 и далее), что Бог призовет нас к Себе и у Него нам предстоит жить (2 Кор 5,8).
Все высказывания Библии о том, что мы называем небом, лишь описывают бытие у Бога. В Библии говорится о вечной жизни, непрерывном блаженстве, мире без страданий, свете и покое; используются выражения "вечеря", "Божия обитель", "брачный пир" и т. д. Все это лишь попытки выразить то, что нельзя описать словами.
В первых главах описывается человек как открытое существо, подталкиваемое вперед мечтой о наполненной жизни. Христианство объясняет это так: подобная надежда отнюдь не иллюзия. Человеку суждено нежданное обогащение и обретение наполненности бытия, истинная конечная цель. Но достигнет он заветной цели лишь тогда, когда исполнятся все ожидания, исчезнет все несовершенное, оскверненное и мы осознаем подлинный смысл жизни. Так будет, когда человек встретится с Богом, "дотронется" до Него. Вот оно небо. Если человек непосредственно "узрит Бога" (Мф 5,8), он превратится в полное воплощение человека, каким Бог замыслил его при сотворении.
В каждой людской жизни есть мгновения подлинного счастья: внутреннее ощущение гармонии и домашнего тепла, свободы и познания, уверенности в своих силах, покоя и сильной радости, дарованной взаимной любви и т. д. Все это предощущение неба. Мрак жизни рассеивается, и мы предчувствуем тайну, к которой близимся.
Вопрос "А где находится небо?", в сущности, не имеет смысла. Небо это состояние, а не место, это новый, совершенный образ жизни. Небо не располагается где-то за облаками, являя собой некий отмеренный участок Млечного Пути. Небо не существует вне нашего мира оно и есть наш спасенный, а тем самым и совершенный мир.
Когда в Библии используются пространственные представления о том, что Бог находится "наверху", "в небе", то этими словами выражаются отличие и возвышенность Бога.
Иногда слышишь возражение: христиане ожидают рай после смерти потому, что в нашей земной жизни пасуют перед трудностями. Это может быть верно по отношению к некоторым верующим. Но в целом такая позиция не является истинно христианской. Павел даже говорит: "...каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор 3,8). Иными словами, наша судьба решается в зависимости от того, что мы делаем каждый день. "Небу" не безразлична наша жизнь. Все хорошее в ней "воздвигается", возносится, а точнее уже есть начало "неба".
Это не просто музыка будущего. "Небо" и вправду началось. Библия часто подчеркивает, что в Христе мы видим Бога (Ин 12,45), через Христа нас пробудили к новой жизни и перенесли в "небо" (ср. Еф 2,4-7). Итак, главное совершилось. "Небо", жизнь с Богом начались, но мы еще не в состоянии полностью воспринять эту истину и должным образом ее развить. Надо созреть, чтобы оправдать надежды. До нашей смерти все остается нерешенным мы еще можем потерпеть крах.
"Осужденный навечно"
На вопрос, как живущие представляют себе ад, обычно отвечают: это гигантская черная подземная тюрьма, там дымно и мрачно. Черти гоняются за грешниками и жестоко истязают их. Всюду огонь. Другие полагают, что душа там вечно мается, блуждает, не обретая покоя.
Каждый человек стремится к успеху, к достижению цели. Разве все мы не ощущали страха при мысли, что потерпим поражение? Люди часто винят себя за испорченную жизнь. Они чувствуют, что должны терпеть горькие последствия этого.
Гораздо хуже обстоит дело, когда люди сознают, что потерпели окончательный крах. Они приходят в отчаяние, что по собственной вине утратили возможность достичь своего истинного предназначения. Это и есть ад. Христос нередко напоминает о двух формах посмертной жизни: великой радости от исполненного предназначения или безутешного горя из-за впустую прожитой жизни (ср. Мф 5,29; 10,28; 13,42; 25,34-36).
Однако никто не может ввергнуть человека в мрачную безнадежность, кроме него самого. Такое случается, когда человек пытается "обрести блаженство" в собственном понимании на свой страх и риск. Он жаждет только самого себя и навеки остается наедине с собой а это означает для него ад.
Для правильной жизни нам нужен импульс извне, соприкосновение с вещами, общение с другими людьми. Тот, кто упускает из виду либо даже отрицает, не имеет благоприятного будущего.
Человек, однако, ориентирован не только на свое окружение, но, прежде всего, на Бога. Потому Павел считает человека, не осознающего этого, еще при жизни более мертвым, чем живым (Рим 6,16-23; 8,6-13). Он беззащитен перед гибелью (Флп 3,19). Умерев, он дважды мертв, и Священное Писание называет такое посмертное состояние "второй смертью" (Откр 20,14). И мы говорим, видя чей-то полный жизненный крах: "Нет, это не жизнь". Адский огонь не что иное, как символ ужаса, который ощущает погибший человек перед тотальной пустотой и бессмысленностью собственной жизни, одиночеством, в котором он обречен переживать свои муки.
С этим связаны и мучения, причиняемые человеку разрывом с его окружением. Если он неправильно обращается с окружающими людьми и предметами, то неминуемо отдалится и станет совсем одиноким.
Если человек упорствует в подобном заблуждении, даже будучи при смерти, он сам себя исключает из "спасенного мира". Ад следует из отрицания Бога. Отречение от Бога описывается Библией как бегство из отчего дома (Лк 15,11-32) или как пребывание во тьме. Отец Церкви Иреней говорит: "Кто бежит от света, будет пребывать во тьме". И тут очевидно, что не Бог наказывает человека, но тот осуждает себя сам.
Библия не говорит о том, существуют ли люди, полностью исказившие цель своей жизни, и сколько их. Ясно одно: Бог не сотворил человека для ада. Можно сказать, что даже ад не противоречит Божией любви, являя собой ее отрицание. Всякая любовь беспомощна, если она отвергнута. Высшее благо становится источником страданий, если человек сознает, что из-за своего легкомыслия утратил это благо.
До сих пор мы размышляли над судьбой отдельного человека. Но человек в мире не одинок, он составляет часть этого мира. Его судьба тесно связана с судьбой всего человечества, он включен в общее развитие вселенной. В каком направлении идет развитие? Каков будет его конец?
Второе пришествие Христа
"Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого (Иисуса), грядущего на облаке (облако значит в библейском понимании мощь и красоту) с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк 21,26 и далее).
Священное Писание говорит, что "в конце всех времен" Христос придет снова. С этим пришествием связано воскресение мертвых, Страшный суд и конец мировой истории.
Всегда были люди в наше время таких можно найти в малых религиозных сектах которые ожидали конца света в самом ближайшем будущем, завтра или послезавтра. Иисус, однако, подчеркивает, что о дне том, или часе, никто не знает (Мк 13,32). И апостолы не согласны с подобными ожиданиями и отговаривают от какого бы то ни было временного ограничения (1 Фес 5,1; 2 Фес 2,1 и далее). Если кое-где первые христиане и впрямь ожидали со дня на день нового пришествия Христа, то это лишь доказывает, что они сознавали "новое время", в котором жили, и которое началось Христовой смертью и Его воскресением из мертвых. Христом для нас, в самом деле, началась полнота времени (Гал 4,4).
Воскресение тела (1 Фес 4,15-17)
"Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор 15,42 и далее).
Многое можно прочесть по лицу человека: добр ли он, отзывчив, либо замкнут и хитер. "Нутро" человека проявляется в его телесной оболочке. И наоборот, врачи утверждают, что телесные недуги влияют на душевное расположение людей. Тело и дух неотделимы друг от друга, и лишь в совокупности составляют личность человека. Однако нельзя понять человека до конца вне его связи с окружающим миром. Следовательно, тело и все окружающее должны вместе войти в загробный мир, если в нем человек должен продолжиться именно в этом человеческом качестве.
Бессмертие обещано не душе, разлученной с телом, а всему человеку, его личности (1 Кор 15,1-58; Рим 8,11; Флп 3,21). Там, где Библия рассказывает о воскресении из мертвых, всегда имеется в виду полное обновление человека.
Восставшее из мертвых тело, разумеемся, не обязательно будет состоять из тех же материальных элементов, что и наше нынешнее тело. Ведь известно, что составляющие его клетки с течением лет полностью заменяются, но вопреки этому мы остаемся прежними. Поэтому можно смело отстаивать мнение о том, что для обновления человека достаточно повторного соединения нашего "я" с материей. Нельзя, однако, ожидать, будто мы получим идеальное тело. Суть заключается скорее в новой форме жизни. Спасение тела следует понимать в том смысле, что оно будет существовать независимо от всего происходящего. Тело уже не подчиняется обычным законам материи, не будет зависеть от пространства и времени, объема и протяжения, как сейчас. То же стремятся донести до нас вести о восставшем из мертвых Христе (Лк 24; Ин 20).
Если воскресение из мертвых произойдет с наступлением конца света, то как представить себе продолжение жизни сразу после смерти? Этого мы не знаем, и даже Церковь не дала окончательного ответа. Можно ли вообще переносить наши понятия о времени в загробный мир? Тем не менее, теологи занимаются этим вопросом. Одни из них полагают, будто в период "безвременья" душа живет отдельно от тела, причем душа не может достичь полного счастья, так как страдает от разлуки с телом. Другие придерживаются мнения, будто душа, будучи отделена от тела, вступает в еще более активное и непосредственное общение с миром. Некоторые думают, что хотя воскресение и настает сразу после смерти, но закончится оно лишь в Судный день, когда судьба отдельного человека будет включена в судьбу всего человечества.
"Страшный суд"
Мы уже рассказывали о суде, который начинается со смертью каждого человека. В Священном Писании гораздо больший акцент делается на последнем суде над всем человечеством. Такой суд наступит в конце света (Ин 5,25; Рим 2,5-11; Откр 20,11-15). Как совместить две эти вещи? Они не противоречат друг другу. Со смертью уже начался суд, который в конце времен превратится во всемирный. В то время как личный суд касается отдельного человека и его добрых или злых помыслов, при последнем, Страшном суде выяснится судьба всех людей. Всякий увидит другого без прикрас, таким, каков он в действительности, а не за кого себя выдает. Получат объяснение последствия наших действий для хода истории.
Иисус образно описывает, этот всемирный суд: "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей; и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов... Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира..." Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... так как вы не сделали одному из сих меньших, то не сделали Мне..." (ср. Мф 25,31-45).
Нельзя упускать из виду содержащееся здесь напоминание: жребий нашей жизни еще не брошен! Время пока есть! Важно выбрать правильный путь; перечисляется и то, за что будет судим человек по сути за свое отношение к ближнему, а тем самым к Христу!
Новое небо и новая земля
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое!" (Откр 21,1-5).
Эти величавые видения заставляют нас устремить свой взгляд к миру в конце его развития. Тут становится очевидным, что Бог центр вселенной, смысл человеческой истории, конечная цель всякого творения.
Поэтому Иисус говорит о "новом бытии", то есть о воссоздании всего сотворенного (Мф 19,28). Павел подчеркивает, что вся вселенная стенает под тяжестью греха и проклятия и ожидает спасения (Рим 8,18-25). Петр пророчит наряду с гибелью нашего обитаемого мира обновление вселенной (2 Петр 3,13).
Если мы, люди, связаны с этим миром сокровенными внутренними нитями, то и к нашей цели и завершению мы идем вместе с ним. Поскольку эта цель конечная, она лежит по ту сторону всего земного и преходящего. Дело не только в полном обновлении человека воскресении мертвых но в искуплении всего сотворенного.
Мир и человек даже в окончательной жизни неотделимы друг от друга. Многие из приведенных пророчеств о конце света останутся неясными, но одно очевидно: при всей серьезности этого послания оно утешает, несет радостную весть. Говоря о "небе", о "жизни у Бога", мы должны упомянуть и об ангелах. Священное Писание предполагает существование ангелов, но не дает собственного учения о них. Об ангелах (дословно посланниках) говорится в 109 местах, где они описываются как Божии творения, отличные от людей, как "служебные духи" (Евр 1,14). Они являются людям в качестве послов, появляются и при Страшном суде.
Мир времен Христа со всей естественностью принимал существование ангелов и демонов. Христианское учение об ангелах, однако, не совместимо с примитивной верой в демонов, ибо ангелам не приписывается никаких божественных сил. Священное Писание представляет ангелов как сотворенных Богом великолепных существ, действующих по Божиему приказанию. Они являют нам всю заботу Бога и Его близость к человеку.
Не выступают ли ангелы всего лишь символами Божией силы, воплощением Его сути (доброты) и деяний, как явствует из определений: "Сила", "Мощь и Могущество", а также отдельных имен, таких как Гавриил (Божия сила) и Рафаил (Бог исцеляет)? Или они все же особые существа? Библия дает очень разные представления об ангелах, допускающие несколько толкований. В нескольких местах чередуются понятия "ангел" и "Бог", что позволяет сделать вывод, будто Бог и ангел всего лишь разное обозначение для одного и того же понятия: Бог и Его обращение с нами. В других местах ангелы понимаются как особые сотворенные существа. Библия оставляет вопрос об ангелах открытыми.
Какой сдержанной бы не была вера в ангелов, их существование все же составляет звено веры (IV Латеранский Собор). Одно из новейших объяснений (Пий XII, "Humani generis") подчеркивает личностный характер ангелов и трактует их как духовные силы, обладающие разумом и волей. Однако ангелы не составляют основное звено веры в отличие от посредника между Богом и людьми, Иисуса Христа (ср. Кол 2,18; Евр 1).
Современный человек склонен считать реальным лишь то, что поддается измерению. Но ведь нет веских рациональных доводов против существовани духовных сил, то есть ангелов. Почему же пирамида творения должна завершаться человеком как венцом творения?