Глава 10. ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКВИ
Вселенская...
В то общество, которое Христос хочет собрать, приглашены все люди. Из этого ясно, что Церковь может быть лишь одна Церковь, распространенна "по всей земле" (это перевод слова "католическая") и во все времена. Всемирное единство, католичность и уникальность Церкви внутренне связаны, одно основано на другом.
В Новом Завете в Посланиях св. Павла и в Деяниях апостолов говорится о множестве церквей, но под этим подразумеваются местные церкви (напр., в Коринфе, Эфесе, Риме и др.). В ходе истории местные церкви формировали и сохраняли определенные особенности, как, например, собственные обычаи, обряды, язык и т.п. Но все они были объединены общей верой и считались частями одной целой Церкви. В этом смысле понятие "церкви" вполне обоснованно. Так возникли древние так наз. патриархаты Востока (в Константинополе, Иерусалиме, Антиохии), тесно связанные между собой и с преемником Петра Папой. Все они по праву называются Церквами.
В таком понимании и Римско-Католическая церковь является частичной церковью, ибо Католическая Церковь не тождественна Римской, иными словами, латинской церкви. Так обозначается лишь часть Церкви на Западе, патриархат Рима.
Понятие "католический" не означает лишь географическую распространенность по всему миру. Это следует понимать так: местные общины наряду с отдельными церквами должны творить сообщество и не смеют изолироваться одна от другой. Каждая церковь принадлежит к целой Церкви и неотделима от нее. Как отдельный епископ несет ответственность за всю Церковь, так и отдельные церкви своими ценностями обогащают Церковь как целое это и есть католичество. В этом смысле в Церкви Христовой действительно существуют многообразие, данное всемирностью Церкви. Всемирность означает множество народов, рас и культур, а также множество институтов и служб, обрядов и обычаев, много местных церквей и епископов. Все это знак всеобщности католичности Церкви.
Надо признать, что ради единства часто бывали стерты многоликость и разнообразие отдельных церквей. Нередко именно в миссиях миссионеры очень мало считались со своеобразным способом мышления иных народов и навязывали вплоть до архитектурных стилей храмов западные и римские формы. Последний Собор еще раз подчеркнул, что о настоящем католичестве можно говорить лишь тогда, когда все отдельные церкви внесут свои ценности в единую Церковь. Сейчас мы убеждены в том, что церковные сообщества, отделенные от Рима, в значительной мере способствовали истинной католической полноте.
Слово "католический" греческого происхождения. Его значение, как явствует из русских эквивалентов "всеобщий", "всеохватывающий", заключается в том, что Христово учение надо сохранить во всей его полноте. Ведь всегда существует опасность того, что будут вырваны отдельные части, о которых станут говорить, будто они-то и выражают всю глубину учения Христа. В истории Церкви повторяются расколы. Католическая Церковь убеждена, что сохранила всю суть Христовой вести, хотя передавала ее человеческим, несовершенным способом. Она также стоит на том, что сохранила все важнейшие церковные институты, все таинства, полноту веры, как-то: духовный опыт и его внешние проявления, сохранила внутреннюю свободу христианина и его послушание, Божью благодать и человеческие устремления, определенные нормы и личный выбор по совести, аскетизм и радость жизни. Католическая Церковь достаточно всеобъемлюща, чтобы в ней совмещалось все, что кажется внешне противоречивым.
...и все же объединенная
Все перечисленное вело бы к раздроблению, если бы не скреплялось узами единения. Единение обеспечивается Помощником, которого Христос обещал Своей Церкви. Его помощь мы усматриваем в общем исповедании веры, а также в институте епископов и Папы.
Мы уже говорили о многообразии в единстве; следует, однако, подчеркнуть и единство в многообразии. Там, где начинаются распри, кончается католичество. Где из многообразия возникает раздробленность, Церковь погибает, ибо может существовать лишь как единое целое. Уже в посланиях апостолов говорится о расхождениях (напр., в 1 Послании к Коринфянам). Здесь, впрочем, имеются в виду не отдельные церкви, а споры внутри одной общины. Позднее из них родились распри между общинами и отдельными церквами, а это привело к великим историческим расколам.
В 1054 году окончательно отделились восточные церкви, называющиеся православными. В 1517 году начался раскол в западных церквах. С тех пор мы по-иному понимаем выражение "многие церкви" в смысле конфессий, разных исповеданий.
Все церкви убеждены в том, что Христос хотел основать только одну Церковь. Он говорит об одной Церкви, которую желал создать "на скале". Если Церковь предназначена для всего мира, если она есть Тело Христа, то она может быть только одной единственной. "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Еф 4,4 и далее). Потому хочет Христос, чтобы был один Пастырь и одно стадо (Ин 10,16) и за это единство страстно молится (Ин 17,20 и далее): "...да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня". Разве мы можем считать исполненной эту настойчивую и страстную просьбу Христа, видя нынешнюю раздробленность христианства?
Итак, желание Господа не исполнилось по вине нас всех. Распри нередки и в условиях одной семьи. Все христиане должны желать единства, единени (что не означает единообразия). Даже недостатки Церкви не должны отвращать нас от единения Церкви. К счастью, желание объединиться пробуждается ныне у всех христиан; больше внимания уделяется тому, что нас объединяет, нежели разъединяет. Радует и то, что уже вырисовываются предпосылки единения: взаимная любовь и уважение.
Однако такого единства, какого желал Христос, нельзя достигнуть лишь любовью, оно должно проявиться в основах вероучения. Внешнее единение должно проистекать из внутреннего единения в вере. Два прямо противоположных высказывания не могут быть одновременно истиной. "Любовь без истины слепа и не может быть прочной" (кардинал Беа). И снова мы приходим к необходимости учительского престола и к прочному, как скала, основанию Петра. Если отречься от него, раздробленность остановить уже нельзя, как учит история.
Единство Церкви должно быть видимым, воспринимаемым, ведь и сама Церковь видима. "Одному духу" соответствует "одно тело" (Еф 4,4), одна Вечеря Господня (ср. 1 Кор 10,16). Поэтому нельзя согласиться с весьма распространенным мнением, будто единство Церкви уже заложено как невидимое, так что разные конфессии со своими противоречащими друг другу исповеданиями суть лишь разные ветви на дереве Церкви Христовой.
Разумеется, определенное единство всех христиан существует: воля к единению, общее крещение, общее Священное Писание, жизнь в благодати, истинная вера, любовь к Богу-Отцу и Христу. Кроме того, в некоторых церквах существует и епископское преемство, перенятое у апостолов. Таким образом, то, что соединяет, шире того, что разделяет. В ином аспекте единство не так уж необходимо, желательнее плюрализм: при богослужении, в вопросах церковного права и т.д. Следует подчеркнуть, что единство истинно верующих христиан разных конфессий гораздо теснее, чем церковное единство католиков, хотя формально и принадлежащих к одной Церкви, но разделяющихся на верующих и равнодушных к религии.
И все же существует различие в основных истинах веры и нет никакого видимого единства ни в руководстве, ни в Трапезе Господней.
Церковь и церкви
Один решающий вопрос занимает сегодня всех: где можно найти Христову Церковь? Многие христиане по поводу причин своей принадлежности к той или другой церкви честно признаются: если бы мои родители были протестанты, католики или православные, то и я бы стал протестантом, католиком, либо православным и был бы свято убежден, что принадлежу "истинной" церкви. В каком отношении находится основанная Христом Церковь к конкретным, ныне существующим церковным общинам? Ведь ни один христианин не может предположить, будто бы Церковь Христова вопреки обещанию Своего Основателя погибла. Нас не гложут сомнения "Мудрого Нафана" Лессинга: настоящее кольцо, судя по всему, потеряно... Но ведь церковные общины, противоречащие друг другу в вере и не имеющие ничего общего в таинствах, не могут одновременно составлять ту самую одну Христову Церковь.
Католическая Церковь высказалась по этому поводу на последнем Соборе: "Эта Церковь... осуществлена в Церкви Католической, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее состава обретаются многие элементы освящения и истины..." (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, ст. 8). Иными словами, Христова Церковь существует, ее можно познать.
Однако тотчас всплывает другой вопрос: что думает Католическая Церковь об остальных христианах? Принадлежат ли и они к Церкви? Или им отказывают в какой бы то ни было принадлежности к ней? Только что процитированный текст говорит и об этом. Из документов Собора ясно, что от формулировки "Христова Церковь "является" Католической Церковью, но "осуществлена в ..." Собор отказался сознательно. Это должно означать, что "церковность" не отождествляется простым способом с Католической Церковью, потому что "освящение" и "истина" несомненно церковные элементы, которые можно найти как указано в тексте также и вне Католической Церкви. Собор положительно оценивает богатство христианских ценностей, реализуемых помимо Католической Церкви. Эти ценности мы перечислили, говоря о том, что общего у всех христиан. Вполне возможно, что та или иная христианская ценность осуществляются вне Католической Церкви более живо, чем в ней.
В тексте соборного документа далее читаем: "Церковь по ряду причин сознает себя связанной с теми кто крещены и носят имя христиан, но не исповедуют неповрежденной веры или не хранят единства общения под главенством Преемника Петра". Соборный Декрет об экуменизме развивает эту мысль: "Католическая Церковь объемлет их (разъединенных) братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и не полном, общении с Католической Церковью..." (ст. 3). В соответствии с этим существуют степени реализации Церкви. Соединение с ней может быть более или менее интенсивным. В любом случае, как подчеркивается в том же документе, отделившиеся христиане, "оправданные верою в крещении, сращены со Христом и, следовательно, по праву носят имя христиан, и сыны Католической Церкви правильно признают их братьями в Господе". Католическая Церковь знает, что "Дух Христов" и Его благодать пребывают и там.
Следовательно, Церковь реализуется и помимо Католической Церкви, хотя, по нашему убеждению, и не в полной мере, ибо там отсутствуют существенные особенности, данные Христом Своей Церкви. Например, в некоторых отсутствует полное апостольское учение, а также историческое епископское преемство. Но ведь мы уже упоминали, что сама Католическая Церковь вовсе не считает себя "завершенной" и находится "в пути".
Кого-то, возможно, удивят эти слова, ибо позиция Католической Церкви представлялась ему высокомерной и менее терпимой. Другим и вышеупомянутая позиция покажется высокомерной. Надо иметь в виду, что церкви, составляющие Всемирный Совет Церквей (их более 200), оставили за собой право не признавать друг друга церквами в полном смысле слова.
Здесь требования противостоят друг другу. Твердая убежденность еще не означает нетерпимости. Нам следовало бы взаимно предполагать, что каждое направление искренне взыскует Христовой воли, и различные позиции обусловлены не групповыми интересами и неуступчивостью. И для Католической Церкви важно реализовать такую Церковь, какой хотел видеть ее Христос. Потому из любви ко всем христианам она обязана для всех твердо сохранить то, что, по ее мнению, Христос считал важнейшим. Католики в приведенном выше Соборном Декрете призывают остерегаться в речах и поступках всего, что могло бы ранить других христиан. Тем сильнее должны они сотрудничать с разъединенными братьями, вести с ними диалог, чтобы лучше понять их и радостно принять истинные христианские ценности из общего наследия.
Даже вопреки убежденности в принципиальной верности собственного пути христианская вера может и обязана быть смиренной и отречься от какой-либо надменности по отношению к разъединенным братьям, а также нехристианам. И Католическая Церковь очень хорошо знает, что постоянно отстает от образца, каким должна быть по воле Христа. Поэтому дорога к единству начинается с внутреннего обращения.
Экуменизм
Всем христианам предписывается преодолевать разделение и стремиться к единству Церкви. Нельзя упускать ничего из того, что ведет нас к этой цели.
Движение за взаимное сближение христианских конфессий называется экуменическим (от "oikumene" весь обитаемый мир). В богословском диалоге, сотрудничестве в социальной и каритативной областях; совместной молитве и изучении Священного Писания христиане всех вероисповеданий пытаются разрушить взаимные предубеждения и понять друг друга. Уже десятилетия христиане всех конфессий молятся о воссоединении Общины Христа. Папа Иоанн XXIII учредил для этой цели особый Секретариат по делам единства христиан. II Ватиканский Собор был созван, в частности, для того, чтобы внутренними преобразованиями и реформами Католической Церкви подготовить это воссоединение. Известна встреча Папы с высшим духовенством Православия (Патриарх Афинагор), Англиканской Церкви (Архиепископ Рэмзи) и со Всемирным Советом Церквей в Женеве. Взаимоотношения христианских общин приобрели совершенно новый характер.
Как будет выглядеть окончательное воссоединение, никто еще не в состоянии предвидеть: Католическая Церковь не видит возможности воссоединиться путем простого "возвращения" братьев, ибо знает, что и она должна выйти навстречу, а разделенные христиане должны содействовать единению своими духовными ценностями.
При всей разнице взглядов важно, чтобы возрастала любовь основной закон народа Божьего. Только любовь способна навести мосты над пропастью, которую разверзает вопрос об истинности. Нельзя ожидать, что воссоединение осуществится сокращением учения и "прочерками" в вере. Такое сокращение до общего минимума противоречило бы совести и духу экуменизма. Мы не можем вести себя и таким образом, будто не существует никаких противоречий. Напряженность надо достойно перетерпеть, ибо только страдая от разделения, мы можем его преодолеть. Между конфессиями может существовать лишь один вид соперничества: опережать друг друга в любви.
Мы можем быть уверены в том, что Дух Божий, пребывающий с Церковью, уже содействует во вновь пробужденных стремлениях к воссоединению.
Вне Церкви нет спасения?
Существует неоднозначное выражение "самоспасающая Церковь". Что оно означает? Бог хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим 2,4). Но человек сам по себе не может достичь Бога. Мы знаем лишь "единого Посредника между Богом и людьми Христа" (ср.1 Тим 2,5). Христос это как бы узкие врата к Богу, кроме которых нет пути к спасению. Поэтому никто не может быть спасен "по своему усмотрению". Все, кто спасется, спасутся только через Христа, даже если ничего не слышали о Нем. Христос говорит о Себе так: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14,6). Если Христос пребывает в Своей Церкви и через нее способствует искуплению человека, то, значит, "без этой Церкви нет никакой возможности спастись".
То же самое подчеркивается Лютером ("Большой катехизис", ст. 3): "Вне Церкви никто не может придти к Господу Христу". Сам Христос подчеркивает неизбежность веры и крещения для спасения (Ин 3,5; Мк 16,16), а тем самым неминуемость Церкви, членами которой мы становимся через крещение. Еще Киприан Карфагенский (умер в 258 г.) подчеркивал: "Вне Церкви нет спасения".
Но это, однако, не означает и мы еще раз подчеркиваем что оставшийся не по своей вине вне Церкви навеки погибнет. Существует Учение веры, согласно которому никто не погибнет без собственной вины. Большинство людей, живших вне Церкви, никогда не знало этого требования, следовательно, они без вины. Верующий иудей, мусульманин, индуист, буддист, живущие по своей вере и от всего сердца взыскующие Бога, получат вечное спасение. Это относится и к людям, которые не в состоянии познать Бога, к атеистам, стремящимся жить правильно и в согласии со своей совестью.
Но все, кто находится вне видимого сообщества Церкви и достигнет вечного спасения, тем не менее получат его через Церковь, благодаря тому что ищут Божью волю, а тем самым приобретают направленность ко Христу и Церкви и достигают спасения посредством нее. Поэтому вместо выражения вне Церкви нет спасения мы лучше скажем позитивно: все идут к спасению посредничеством Церкви. В этом и заключается правильное понимание слова "самоспасающая" Церковь.
Но к чему тогда миссии? Если даже ничего не знающие о Христе и Его Церкви люди могут быть спасены, зачем развивать миссионерскую деятельность? И такой вопрос частенько задается. Христос хотел основать общину и установить в ней определенный порядок; в ней посредством таинств людям будет дарована Его благодать, которой человек вне Церкви не получает. То, что предлагает Бог, в Церкви всем людям дается во всей полноте; христианская вера позволяет найти больше света и силы для жизненного пути. Потому и повелел Христос: "Идите, научите все народы" (Мф 28,19). Нельзя поэтому утверждать, что если кто-то будет спасен, то принадлежность к Церкви не так уж важна. (ср. II Ватиканский Собор, Декрет о миссионерской деятельности Церкви)
Церковь и мир
Церковь это не какое-то закрытое общество, отгородившееся от мира и далекое от проблем современности. Напротив, Церковь состоит из людей и подобно им живет в нашем мире; она его часть. Церковь не противостоит миру, они взаимосвязаны и пронизывают друг друга. В таком смысле следует понимать усилия современной Церкви стать "светской".
Но хотя Церковь существует в этом мире, она не от него. Ее роль через мирские интересы привести людей к Богу. Поэтому не подобает Церкви вмешиваться или высказываться по принципиальным вопросам чисто светского характера. Существует настоящая автономия в научной, политической и социальной областях. Церковь ни в коем случае не должна использовать светскую власть для выполнения своей роли в мире. Последний Собор строго осудил в своем воззвании "Церковь в современном мире" отклонения Церкви от своей роли на протяжении истории.
С другой стороны, Церковь по праву могли бы упрекнуть в отречении от мира, если бы она попросту не захотела решать актуальные ныне задачи. Церковь должна принимать участие в жизни общества, если в самом деле хочет быть "светом мира" и "солью земли", как требует того Христос от своих верных. Ведь во всех областях своей деятельности человек ответственен перед Богом. К примеру, технику нельзя использовать для уничтожения людей, политика не должна ограничивать личную свободу и достоинство человека, экономическое устройство обязано создать для всех людей не свете возможности существования и т.д. В наше время Церковь упрекают не только во вмешательстве в светские области, но и в молчании при решении таких вопросов, когда она обязана была сказать свое слово. Поэтому и нехристиане, к примеру, приветствуют постоянные призывы и усилия Папы к достижению социальной справедливости и мира во всем мире.
Нельзя, однако, ожидать, что у Церкви есть простые ответы на все вопросы. Прогресс человечества выдвигает все новые задачи, поэтому и Церковь обязана вновь и вновь искать в Божественном Откровении нужный ответ. Ответственность в принятии решений в светских вопросах лежит на мирянах Церкви, именно они должны в первую очередь "служить миру". Ведь у них больше знаний в специальных областях, потому их компетентность не вызывает сомнений. Каждый христианин должен осуществлять свою веру в современном мире. (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, ст. 30 и далее)
Церковь тогда правильно видит свою роль в мире, когда воспринимает свою миссию как служение миру и человеку. Она не самоценна. "Для христианина... нет большего желания, нежели всегда служить людям нашего времени как можно великодушнее и действеннее" (II Ватиканский Собор). Роль Церкви можно вкратце описать так: приведя человека к Богу, Церковь должна помочь ему обрести самого себя и указать его место в мире.
Когда Церковь проповедует, как это заповедовал Христос, Божественное Откровение всему миру, она ни в коем случае не смеет руководствоваться стремлением к светской власти или расчетливостью. Миссия Церкви исключительно религиозная и потому высокогуманная. Церковь всегда должна предлагать лучшее решение проблем эпохи, чем все иные общественные группы. Церковь способна делать это потому, что дает ей полный образ мира и человека, по которому она может ориентироваться.
Сказанное вовсе не означает, что Церковь должна была бы узаконить свою точку зрения с помощью государственных инстанций в качестве всеобщей нормы.
Церковь хорошо осознает, что не только она помогает обществу, что современный мир, прогресс науки и техники, в свою очередь, очень помогают ей в выполнении своей миссии. Поэтому Церковь постоянно стремится к живому диалогу во всех областях, к преодолению отчужденности, создавшейся главным образом на протяжении последних столетий.