|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 9. РАЗНООБРАЗНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Под тем, что мы до сих пор рассказывали о Церкви, подписались бы многие христиане-некатолики. Только сейчас мы вступаем на "горящую землю". Что бросается в глаза у католической Церкви, так это ее вселенская направленность. Во главе этой всемирной институции стоит Папа, окруженный международной руководящей коллегией. В мире более 2000 епископов и десятки тысяч священников.

И все это исходит от Христа? Нет, конечно не все! Церковь живет во времени, а потому подвластна истории. Никто не будет ожидать, что в XX веке преемники апостолов отправятся ловить рыбу на Генисаретское озеро. Задачи Церкви стали всемирными. Сообщество, насчитывающее более 750 миллионов членов, не может обойтись без структурной организации. Безусловно, на протяжении истории в Церкви образовалось многое такое, что в наше время мы понимаем с трудом как обусловленное временем. В современной католической Церкви происходят огромные перемены, за которыми с интересом наблюдают даже те, кто не принадлежит ей. Усилия стряхнуть бремя истории очевидны со времен последнего Собора и многим кажутся очень волнующими.

Наряду с попытками приспособиться к новым временам должны все-таки оставаться сущностные знаки. К таким сущностным знакам относится и основная структура Церкви с апостольским служением, осуществляемым через преемство епископов, среди которых на первом месте находится Папа.

Сообщество множество задач

Жизнь устроена таким образом, что разные люди находятся на различных службах у общества, и это само собой разумеется. И Церковь не просто собрание индивидуумов, а упорядоченная община. (Советуем в этой связи прочитать 1 Кор 12,12 и далее).

Перед Богом все люди равны, поэтому Церковь не делает различий между бедным и богатым, по возрасту, полу или происхождению, даже высокое положение не возвышает одного человека над другим. Церковь не должна делиться на приказывающих и слушающихся, на клир и мирских прихожан, на должностных представителей и "пешек". Все от верующей крестьянки до Папы одинаково призваны к вере и послушанию. Важнее любых различий между клиром и общиной является общность всех. Все образуют Церковь, не только начальники; все являются "лаиками" (от греческого слова "laos", означающего не что иное как "прислушивающийся к народу"). Каждый член Церкви участвует в ее миссии, каждый призван к апостолату и должен возвещать Христа. Поэтому никто не смеет возвышать себя над другим. Единственный, кто стоит над всеми как глава Церкви Христос.

Тем не менее в Церкви существуют различные службы и должности. Еще в Библии упоминались апостолы, пророки, учители, в другом месте дьяконы, старшие. Говорилось и об особых дарах, как-то исцелении больных, толковании Слова Божьего, чудодейственных силах...

Когда Священное Писание говорит о каком-либо учреждении, то не имеет в виду возвышение одного человека над другим. Каждое учреждение это служение человеку и Церкви. Полномочия в Новом Завете никак не могут считаться правовыми в человеческом или государственном смысле. Поэтому должностные лица, злоупотребляющие этими полномочиями для укрепления личной власти, отступают от Христовой заповеди.

Из окружающих Его учеников Иисус выбрал двенадцать, учил их особенно и называл апостолами. Соответствующее древнееврейское слово означает посол, полномочный представитель (Лк 6,12; Мк 3,13-19). Иисус наделил апостолов особыми полномочиями, чтобы они могли обращаться к народу от Его имени, то есть в Его лице: "Как послал Меня' Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20,21). Он обещает им Утешителя до скончания века (Мф 28,19 и далее) и посылает Духа Святого (Деян 1,8). Тем самым Он узаконивает их: "Слушающий вас Меня слушает" (Лк 10,16). Христос подтверждает эту миссию апостолов после Своего воскресения (Мф 28,18).

Это очень важное событие. Христос особым образом призвал к Себе на службу нескольких учеников и снабдил их полномочиями для такого служения. Эта их миссия подтверждается в день Сошествия Святого Духа (ср. Деян 2,1-26). Апостолы после смерти и воскресения Иисуса становятся Его свидетелями и посланниками во всем мире (ср. Деян 1,8).

К этим апостолам восходит церковное служение. Уже в Деяниях апостолов и Посланиях апостолов мы видим, что в ранней Церкви возникают структуры, в которых члены общины принимают апостольское преемство и исполняют разнообразное апостольское служение.

Речь идет прежде всего о трех видах служения, данных этим преемством. Оно же и уполномочивает на служение.

Служение проповеди слова

Христос и на будущее остается истинным учителем своей Церкви. Одновременно Он берет к Себе на служение людей. "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк 16,15). Лишь слово основывает веру, а тем самым и Божий народ. Хотя каждый христианин участвует в благовествовании Церкви, он ежечасно и без официального приказания призван Богом свидетельствовать о своей вере. Божье Слово провозглашают только люди, специально на то уполномоченные, но со ссылкой на авторитет, который при этом обеспечивает единство Церкви.

Служение управления

Христос остается главой Своей общины, но вновь зовет людей к Себе на служение: "Что вы свяжете на земле, будет связано на небе" (Мф 18,18). Смысл тогдашних языковых оборотов таков: определять важнейшие обязанности и отменять их; принимать в общину и отлучать от нее то есть направлять все, что относится к созданию Божьего народа, чтобы таким образом обеспечить единство общины Христовой.

Служение священства

Священство исходит, конечно, от Христа. Он единственный истинный священник Церкви. Но в Его священстве участвует весь Божий народ через крещение и миропомазание. Христос "соделал всех нас царями и священниками Богу и Отцу Своему" (Откр 1,6). Поэтому мы говорим о "всеобщем священстве" всех верующих (ср. 1 Петр 2,5-9). Оно исполняется помимо прочего при участии в богослужении, молитве, в примерной христианской жизни. Всяким трудом и усилием, осуществляющимися в Христовом духе, христианин может способствовать освящению мира.

Особенным образом Христос поручил апостолам и ученикам осуществить дело спасения. Они совершают таинства: крещение (Мф 28,19), отпущение грехов (Ин 20,23), Евхаристию (Лк 22,19). Так это понимала первохристианская община, поставлявшая людей на это служение через рукоположение (2 Тим 1,6).

А Петр...?

Среди апостолов явно выделяется некий Симон, который позднее получит от Христа прозвище "Кифа" (т. е. скала, полатыни Petrus). Этого достоинства апостолы не оспаривали, хотя Петр и не был самым старшим, не был призван первым и не являлся любимым учеником. Нигде также не упоминается о его выдающихся способностях или добродетелях, скорее, наоборот. Вопреки этому Петр упоминается в Евангелиях 114 раз, необычайно превосходя других апостолов. Он возглавляет все списки апостолов. Почему, к примеру, много раз встречается фраза; "Петр и те, кто был с ним"? Чаще всего за всех апостолов говорит именно Петр. Наиболее очевидным это предпочтение становится после вознесения Христа на небо. Из Деяний апостолов явствует, что Петр выступает как глава молодой общины и признан таковым. Ответ находим у Матфея (16,16). Христос спрашивает учеников: "А вы за кого почитаете Меня?". И снова Петр отвечает за всех: "Ты Христос, Сын Бога живого". Иисус подтверждает этот ответ и меняет роли так, что теперь Он скажет Симону, кто он, Симон, есть и кем должен быть. Притом в арамейском языке наблюдается интересная игра слов: "Ты "Кифа" (то есть скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее (ад здесь собирательный образ всех злых сил). И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано и на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Церковь, которую хотел основать Христос, должна была обрести в Петре основу, прочную, как скала, чтобы было обеспечено ее существование. Истинной основой остается, разумеется, Христос (1 Кор 10,4). Но Он хочет дать своей Церкви и земное основание на будущие времена после Своего ухода. Поэтому Павел может по праву сказать, что Церковь была "утверждена" на основании апостолов и пророков (Еф 2,20). Однако Петр единственный назван "скалой", основой Церкви. Еще отчетливее это будет выражено в следующих словах. Сила связывать и развязывать, которой Христос (Мф 18,18) наделяет апостолов, приписывается самому Петру. Благодаря высказыванию о "ключах от Царства Небесного" Петр и по сей день чаще всего изображается с ключом, но именно это озадачивает. Потому надо знать, что в те далекие времена владение ключами значило гораздо больше, чем служба привратника. Например, у Исайи тот, кто владеет ключами, замещает царскую власть.

Иисус подчеркивает ведущую роль Петра еще в другом образе, представляя его главным пастырем своей общины. Иисус, считающий себя Пастырем Своего стада (Ин 10,10 и далее), говорит Петру: "Паси агнцев Моих, паси овец Моих" (Ин 21,15 и далее). Стать пастырем в данном смысле означает замещать высшую власть. В Священном Писании цари названы "пастырями народов". Таким образом, Христос передает Свою власть Петру. Эта власть дана ему и над другими апостолами.

Подытожим сказанное: собрание апостолов получило задачу руководить всей Церковью. Видимым главой собрания стал Петр. Он своим служением должен утверждать всех братьев в единстве и вере (Лк 22,32).

...до конца света

Древнейшие институты Церкви, а именно служение двенадцати апостолов и служение Петра учредил, следовательно, сам Христос. Как же все это должно было продолжиться после смерти апостолов? Никто не утверждает, что все формы церковной власти, существующие в наше время, происходят прямо от Христа. Кое-что Христос предоставил развитию.

Времена апостолов были эпохой начала эпохой Откровения, в которую происходили решающие события. Поэтому прежде всего были созданы разные по устройству общины, частично опиравшиеся на еврейские или греческие структуры.

Однако, по свидетельству Библии, а также исторических фактов, с самого начала существовала основополагающая структура: во все времена были мужи держатели престола с его руководящими службами, чинами оглашения и священства. Эти люди ощущали себя призванными к подобной роли. Вначале это были сами апостолы, которые затем передали свои полномочия другим посредством молитв и возложения рук (ср. 2 Тим 1,6; 1 Тим 3,14; 5,22; Тит 1,5). Поскольку Христос обещал им Утешителя "до скончания века", они были убеждены в том, что их роль в Церкви согласно Христовой воле должна сохраняться до конца.

Апостольское служение в определенном смысле было уникально: апостолы собственными глазами наблюдали за жизнью Христа, они стали основанием Церкви. Ни того, ни другого они просто не могли передать своим преемникам. Поэтому в наше время мы уже не говорим об апостолах Церкви, а лишь об их преемниках, ибо проповедь Евангелия и руководство общиной предназначались не для одной только эпохи, но для всего времени существования Церкви.

Преемников называют "блюстителями", по-гречески "episcopoi". Совершенно очевидно, что от этого слова произошло известное нам название "епископы". Еще Павел говорил "старейшинам" Ефесской общины: "Итак, внимайте себе и всякому стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (то есть епископами), пасти Церковь Господа и Бога" (Деян 20,28). От слова "старший", по-гречески "presbyteroi", возникло старое название "пресвитеры", в современном языке священники. Возможно, в ту эпоху епископы и пресвитеры еще не отличались друг от друга. Во главе общины стояли, по-видимому, несколько пресвитеров или епископов, которым помогали дьяконы. Но еще при жизни апостолов развивалась тенденция к личной главенствующей роли епископа как наставника всех пресвитеров. Пресвитеры и дьяконы поддерживали престол епископа. Такая градация служб сохранилась в Церкви и поныне. Около 100 года в Антиохии, как известно, был епископ Игнатий, из его посланий явствует, что епископы были и в других городах.

Возможно, вас заинтересует один подлинный текст той эпохи. Епископ Игнатий пишет общине в Смирне: "Слушайтесь все епископа, как Иисус слушался Отца, и священников (пресвитеров) как апостолов. Чтите дьяконов... Они возглавляют от имени Бога то стадо, пастырями которого являетесь вы!". Епископ Клеменс из Рима еще в 96 г. писал общине в Коринфе: "Христос от Бога, апостолы от Христа, а епископы от апостолов, поэтому без них нельзя обойтись" (1,42).

Эта передача престола от апостолов служила для ранних христиан гарантией того, что их вероучение совпадает с апостольским.

К примеру, около 200 г. Иреней (Ad haer. III, 3,1): "Через апостольскую преемственность пришла к нам истина, устные свидетельства апостолов распространились по всему свету. Надо только придерживаться епископов во всем мире, если мы хотим узнать истину". Затем он приводит перечень епископов, желая показать, как наследовали один другого епископы, начиная с апостолов и кончая современной ему эпохой. При этом для Иренея важнее всего преемственность римского епископата, наследники которого, по его мнению, обеспечивали, апостольскую преемственность во всем мире.

По этой причине Католическая Церковь не считает епископское служение только человеческим установлением. II Ватиканский Собор особо подчеркнул, что Бог поставил епископов преемниками апостолов (Догматическая Конституция о Церкви).

Потому служение проповеди слова, священства и управления, по убеждению католиков, зависит от преемства (сукцессии) апостольского служения, хот на это служение призван каждый верующий. Слово и таинства Церкви передают дальше прежде всего те, кто наследует это церковное служение. Им предоставлено преимущественное право уделять большинство таинств. Для самого таинства священства, состоящего из трех ступеней,рукоположение епископов, священников и дьяконов,в соответствии с Библией и традицией из Божьего народа выбираются люди, осененные дарами Духа Святого, чтобы служить всему сообществу (Евр 5,1). Поэтому в Католической Церкви кроме всеобщего священства всех верующих существует сан священника.

Со времен апостолов и по сей день, престол передается перенятым у апостолов видимым знаком, (таинством), молитвой и возложением рук одного епископа (при священстве епископа возложением рук одновременно трех епископов). Еще Павел писал своему ученику и преемнику епископу Тимофею: "Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим 1,6). Это больше, чем торжественное возведение в сан, мы называем этот обряд рукоположением. Оно означает, что человек отдан на служение Богу, и уже не принадлежит самому себе. Отныне Христос будет воздействовать через него.

Совершенно очевидно, что полномочия на престол не даются снизу (то есть общиной или исходя из способностей или заслуг данного человека), но сверху, самим Христом. Кроме того, священник получает полномочия не для себя лично, а в качестве избранника Божьего народа и от его имени. Священник такой же человек, как все остальные, от него требуется та же вера, что и от каждого христианина. Но когда он проповедует (возвещает) Божье слово или совершает таинства, через него истинно воздействует Христос. Ведь Павел говорит: "Итак мы посланники от имени Христова..." (2 Кор 5,20). И недостойный священник, и отщепенец навсегда сохранят все свои полномочия, данные им при рукоположении в сан, полномочия еще раз подчеркиваем могущие быть лишь его служением.

Целибат (безбрачие) у католического священника связан как раз с тем, что служение общине и преданность Богу целиком поглощает священника. Священное Писание во многих местах, советует не жениться "для Царства небесного" (Мф 19,10-12 и др.). Тесную связь между священством и обетом безбрачия, который обязателен для священников не во всей Католической Церкви, а только в латинской, ввела Церковь, она же может отменить подобную зависимость.

Преемственность апостольского служения и единство с апостольским учением это знаки того, что Церковь апостольская. Это было установлено как важное свидетельство Церкви еще в 381 г. на Константинопольском Соборе (церковной ассамблее), когда христианское вероучение было сведено в исповедание веры: "Верую в... апостольскую Церковь".

Нужен ли нам Папа?

Из сказанного явствует, что первое место среди апостолов занял Петр. Собранию апостолов наследовало собрание епископов. Католическая Церковь убеждена, что и в епископском собрании в соответствии с Христовой волей должен быть один епископ, который в качестве преемника Петра руководил бы этим собранием и всей Церковью. И полученные Петром полномочия действительны не только для него, их можно найти и в современной Церкви. Когда Иисус (Мф 16,16) называет Петра "скалой", на которой Он хочет построить Свою Церковь, чтобы обеспечить ее существование до конца веков, то имеет в виду служение Петра, а вовсе не того слабого человека, который вскоре откажется от Иисуса и который не может жить до скончания века. Его служение должно быть скрепляющей основой Церкви и цельности вероучения, разумеется, с помощью Христа. Мы знаем, что Римские Епископы считаются наследниками Петра именно в этом смысле. Ни один другой епископ вплоть до нашего времени не претендовал на то, чтобы называться преемником Петра. Впрочем, в начале истории Церкви это было еще не так очевидно, как ныне. Когда Церковь была еще мало распространена, то и скрепляющий все авторитет не обрел еще такой значительности. Но тем не менее, уже в древней истории Церкви существуют свидетельства, указывающие на главенство Римского Епископа.

К сожалению, мы не можем процитировать даже важнейшие документы тех времен о главенстве Римского Епископа. Мы уже кратко упомянули о высказывании Иренея Лионского. В своем послании кроме прочего он пишет: "С Церковью из Рима, благодаря ее великому главенству, каждая Церковь должна соглашаться, ибо в ней навсегда сохранилась апостольская традиция". Вспомним еще о Киприане Карфагенском (около 200-258 гг.), который далеко не во всем сходился во мнении с Римским Епископом. Киприан обосновывает главенство Римского Епископа "принципом единства и безошибочности", как он его называет. Именно он впервые использовал в отношении Римского епископа выражение "примат" то есть первенство. Аргументом для обоснования такого положения Римского Епископа служит, по мнению Киприана, то, что он является преемником св. Петра.

В наше время уже не подвергается сомнению тот факт, что начиная с IV столетия примат Римского Епископа признавался всеми, и даже противники были уверены в его правильности. Разумеется, с тех пор на протяжении столетий важность института папства постепенно возрастала. Она достигла вершины в 1870 г. на I Ватиканском Соборе и при следовавших за ним выдающихся Папах. А II Ватиканский Собор, напротив, сделал большой акцент на коллегиальности всех епископов.

Католики убеждены, что сам Христос предполагал необходимость Своего "наместника" на земле, что не равно слову "наследник". Наследовать можно тому, кого уже нет в живых. А Христос продолжает жить как глава Церкви, даже Петр не сменил Христа. Поэтому неправильно говорить о "папской Церкви". Папа это преемник Петра, но наместник, или викарий, Христа. Потому мы употребляем чаще всего слово "наместник". Наместник замещает кого-либо вышестоящего в определенной области. Тому присуща истинная власть, и наместник обязан отдавать ему отчет.

"Папа" означает попросту "отец" (что вовсе не противоречит отрицанию этого имени в Евангелии (Мф 23,9), если понимать его вслед за Павлом (Еф 3,15) как в смысле духовного отцовства, исходящего от Бога, Отца Небесного). В качестве обращения чаще всего используется "Святой отец", чем подчеркивается святость престола, а не личности Папы. Он сам любит называть себя "служитель Божьих служителей", ибо папский престол служит Церкви в целом. Папа должен в первую очередь служить укреплению единства и сплоченности. Папа Павел VI в одной из своих энциклик подчеркнул, что примат не должен означать сугубое превосходство духовной гордыни или человеческой власти, но примат служения помощи и любви.

Папа и епископы

Единение всех призванных на служение с их Божьим народом гораздо важнее, чем какие-либо различия в Церковной иерархии. Это проявляется и в отношениях между Папой и епископами.

Вопрос ставится таким образом: от кого епископы получают полномочия? Разве они папские чиновники, так что Папа должен быть и епископом Берлина, Варшавы и Санкт-Петербурга? Подобно тому, как Петр был "одним из двенадцати", был связан с остальными апостолами, так и Папа является одним из епископов и связан с ними. Вот почему Павел VI подписывал все соборные документы как "Епископ Католической Церкви". Епископы не некая "длинная рука" Папы, каждый из них руководит своим епископатом непосредственно по Христову приказанию и данными Им полномочиями.

Однако служение каждого епископа может существовать лишь в единстве с собранием остальным епископов, к которым, разумеется, относится и Папа. Они соединены меж собой подобно апостолам, несут ответственность не только за свою епархию, но и за всю Церковь. Это проявляется не только в деятельности Международного Совета Епископов, учрежденного Папой Павлом VI, но и на созываемых время о времени соборах. Как в собрании апостолов решающее слово оставалось за Петром, так и во всей Церкви высший авторитет принадлежит Папе Римскому. Он является епископом и одновременно руководит епископским собранием. Церковь, таким образом, состоит из множества местных Церквей, образующих сообщество. Только в этом смысле можно понимать высказывание из Нового Завета о множественности Церквей. Все эти церкви тесно связаны и сберегают узы единства общей ответственностью епископов за всю Церковь. Важным ориентиром для этого единства является преемник св. Петра в Риме. (Обратите внимание, что слово "церкви" нельзя понимать в смысле разных конфессий, как это делается ныне).

Многочисленность епископов в руководстве Церковью представляет разнообразие Божьего народа в Церкви. А единоличное главенство в собрании епископов подчеркивает и претворяет единство Христовой общины.

Принятие совместных решений в Церкви

Сегодня нам часто задают вопрос, нельзя ли осуществлять руководство Церковными ведомствами более демократическим путем? Не отчуждается ли Церковь от современного общества некоей устаревшей формой "монархического" правления? Начался процесс демократизации, который не обошел и Церковь. Если Церковь приспособится к нему, будет ли она затем действовать в согласии с изначальными заповедями или будет руководствоваться только духом эпохи?

Мы уже говорили о том, что Христос многое предоставил развитию. Он основал живую Церковь, которая должна развиваться. Поэтому не обязательно сохранять все точно таким, как было в самом начале или сложилось с течением времени.

С другой стороны, структуру Церкви нельзя сравнивать со структурой государств или парламентов. Тут неуместны такие понятия как демократия или абсолютизм, монархия. Даже слово демократия включает в себя понятие "кратия" то есть "власть". Но ведь именно в Церкви не должно быть никакого свойственного людям образа правления.

Эти вопросы очень важно уяснить. Во-первых, откуда исходит авторитет в Церкви, и во-вторых, как он осуществляется?

Все согласны с тем, что это осуществление может происходить лишь в духе братства и коллегиальности, так что способ правления в Церкви никак не похож на монархию. Все члены Церкви участвуют в служении Церкви.

Конкретное участие в формировании церковной жизни было разным в различных местах на протяжении истории. Деяния апостолов, например, свидетельствуют о совместных действиях общин при выборе кандидатов на церковные должности. (Деян 6,1-6; 15,22; 16,1 и далее). Есть и в церковной традиции свидетельства о правомочности такого способа принятия совместных решений. Папа Целестин I пишет: "Ни один епископ не должен быть назначен против воли народа". То же пишет и Лев Великий: "Кто хочет быть во главе всех, тот должен быть избран всеми". И в наше время при рукоположении священника в сан спрашивают народ, не возражает ли кто против этой кандидатуры. Роль Приходского совета и Церковного старшинства, которые избираются общиной, заключается в поддержке главы прихода в интересах церковной жизни. Сейчас очень важно, чтобы все ощущали свою ответственность за Церковь и использовали все возможности для принятия совместных решений.

Поскольку сознание людей в современном мире изменилось, то и церковный авторитет должен проявляться иначе, чем в предшествовавших эпохах. Принципиально могут измениться сами церковные структуры. Лишь одно должно остаться очевидным: авторитет Церкви исходит от Христа, а не от общины. Как люди становятся христианами не через разрешение общины, а благодаря вере и крещению, так и священники и епископы не избираются людьми, но призываются Христом к служению. Независимым авторитетом Церкви является Христос, а не церковная община. Народ не может передавать или ограничивать духовные полномочия. Он может только избирать кандидатов: но их полномочия уже исходят от Христа и передаются особым рукоположением.

Точно так же мнением простого большинства нельзя решить вопрос об однозначности исповедания веры. Мы зависим от Слова Божия. Вера дается заранее, это благодать, Божий дар людям, и потому мы не можем распоряжаться ею по своему усмотрению.

Безошибочность Церкви

Если мы поняли все, о чем до сих пор говорилось, то нам не составит труда понять и следующие соображения. Поскольку Христос продолжает жить в Своей Церкви, можно говорить о ее безошибочности. Вы уже слышали это слово чаще всего в связи с Папой Римским. И понятно, что оно вызывает представление о превосходстве. Да, оно выбрано не совсем удачно. Кроме того, надо отметить, что это качество характерно прежде всего для Церкви как целого, и уж во вторую очередь для Папы. В большинстве случаев над этим не задумываются.

Вначале перечислим то, что не относится к безошибочности. Так безошибочность не означает, будто существует некий человек, который не может грешить или ошибаться. И Папа тоже человек со своими слабостями и ошибками, и он исповедуется. Он может заблуждаться даже в вопросах богословия. Безошибочность также не означает, что Церковь всегда права, что она не может и не должна еще глубже вникать в сокровенные истины веры. Далее, безошибочность не означает, что все когда-либо признанные постулаты учения абсолютно безупречны. Даже выступления и энциклики Папы не являются безошибочными только потому, что исходят от него.

Только то, чему учит Церковь в торжественном вероопределении, а также повседневное провозглашение учения всех епископов со ссылкой на Откровение Божие, относится к безошибочной и достоверной основе веры. Мы называем это "догматами" (звеньями веры, формулами исповедания веры). Но и их формулировки обусловлены временем и с течением его их можно познать глубже; но отменить их нельзя. Таким образом то, что может считаться безошибочным, весьма ограничено.

Уверенность в том, что Церковь в своих высказываниях о вере гарантирует нам достоверность (не претендуя на роль царицы истины), основывается на проповеди Слова Божия, которое не может привести к заблуждению. Для этого Церкви дан Помощник Дух Святой. Христос говорит о Церкви: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня" (Лк 10,16).

Если бы мы не могли верить Церкви в том, что Христос продолжает воздействовать через нее, то мы усомнились бы и в Священном Писании, которое возникло из благовествования ранней Церкви. Поскольку Христос требует от нас послушания Церкви, ибо в ней слышен Его голос, то можно положиться и на то, что в основных вопросах Церковь не проповедует какого-либо ошибочного вероучения.

Учительство Церкви

Но кто же поручится за то, что христианское благовествование действительно несет в себе весть Христову?

Всегда будет существовать неопределенность относительно того, как следует понимать Христово слово. Даже основополагающие моменты по-разному толкуются различными христианскими направлениями. Необходимость объяснить Слово Библии остается. Оно есть человеческое слово и потому воспроизводит явленное Откровение несовершенно. Однако должен быть авторитет, который без колебания решит, как надо понимать отдельные слова. Иначе люди не будут знать, чем руководствоваться. Вместо строгого Христова приказания верить существовала бы неуверенность возможности обрести истину. Многочисленные секты своим существованием доказывают, что самого факта Откровения недостаточно для сохранения нерушимой и цельной сути явленного, в которое следует верить. Потому и нужно учительство.

Даже ранняя Церковь сознавала, ощущала Божию помощь в вопросах вероучения. В 15-ой главе Деяний апостолов читаем, как апостолы и старые евреи сошлись на важный совет. Они знали, что Дух Христа пребывает с ними. Поэтому решения того собрания они начинали со следующих слов: "Ибо угодно Духу Святому и нам...".

Этот пример также объясняет, кто является носителем и гарантом безошибочности. Безусловно, не отдельные верующие, не отдельные епископы; каждый из них может ошибаться в вопросах веры, но Церковь как целое не может заблуждаться, ибо Сам Христос хранит ее от этого. Конкретно это всеобщее доверие Церкви воплощается в собрании епископов. Они и составляют учительство. Поэтому в соответствии с католическим учением епископы, воспринявшие служение апостолов, безошибочны как целое, когда провозглашают учение о вопросах веры и морали окончательным и обязывающим.

Безошибочность может проявляться и иначе. Как быть, к примеру, в том случае а в истории Церкви такое бывало когда большая часть Церкви не едина в основном вопросе веры? Если сами епископы заходят в тупик, где отыскать истину?

В подобных случаях, по свидетельству исторической традиции, решающее слово оставалось за Римским Епископом. Он и является гарантом единства и хранителем истины в собрании епископов. Поэтому некоторые заблуждавшиеся проповедники в первые столетия постоянно пытались заручиться одобрением Римского Епископа. Папа последняя инстанция в вопросах веры и морали (но только в них) безошибочен. Ссылаясь на свою высшую учительскую власть, он провозглашает учение окончательным и обязательным для всей Церкви, выступая "ex cathedra". Тогда вступает в силу слово Господа, обращенное к Петру: "Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. И ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих" (Лк 22,32). Разумеется, такие случаи крайне редки. На самом деле Римский Епископ не принимает ни одного сколько-нибудь важного решения, не узнав мнения остальных епископов. Даже Папа может обязать верить только в то, что является основой веры всей Церкви. Ведь и он просто верующий и подобно каждому христианину принимает свою веру от Церкви. Учительство не возвышается над Словом Божьим, но служит Ему.

Из предыдущих столетий известно лишь два таких решения Папы: в 1854 г. он провозгласил Непорочное зачатие Девы Марии, а в 1950 г. Телесное вознесение Девы Марии. Но даже эти решения не являются решениями лично Папы. Перед тем всех епископов призвали высказаться по этим вопросам, так что скорее можно говорить о безошибочных решениях всего учительского собрания епископов Церкви.

В учительстве мы не сталкиваемся с притязаниями на превосходство, перед которым мы должны умолкнуть. И здесь Церковь служит человеку. Мы хотим видеть свет в конце туннеля и Церковь своими ясными высказываниями укрепляет нас, дает опору, так что мы восклицаем: "Я знаю, в Кого уверовал!" (2 Тим 1,12).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|