Глава 8. ЦЕРКОВЬ
Как только речь заходит о Церкви, у многих начинаются проблемы с верой. В существование Бога верят многие, также как многие убеждены в том, что Христос принес нам Божье Откровение. Другие хотели бы верить. Но то, что такой вере необходима Церковь, для многих неприятно и трудно понять.
Кроме того, в настоящее время Церковь переживает большие перемены. И не одна Церковь все наше общество подвергается кардинальным изменениям. Если бы Церковь не была затронута этими структурными переменами, у нас могло возникнуть подозрение, что Она находится вне времени. Но в результате Церковь также некоторым образом пострадала: сами верующие пребывают в смятении относительно судеб Церкви. Одним хочется, чтобы она радикально изменилась применительно к современности, а другие, напротив, разочарованы, ибо, по их мнению, Церковь чересчур приспособилась к духу времени. Мы не имеем в виду тех, кто под предлогом отрицания Церкви пытается уклониться от своего истинного долга. И такое случается. Мы также не имеем в виду критические представления о нынешней Церкви: безразличие христиан, связанных традицией, отсталость, изолированность от мира, обыденность, нетерпимость, административный бюрократизм и многократно неоправданные надежды. С этим всем надо считаться всерьез, но проблема несколько глубже.
Все чаще встречаются серьезные и набожные христиане, отрицающие любую связь с церковным сообществом. Для них вера это сугубо внутреннее дело, не требующее внешнего оформления (храма, богослужений, священников и церковной общины). Для них это ненужные "учреждения". По их мнению, христианами становятся отдавшись Христу в вере, а это возможно безо всяких институтов посредников. "Христу да, Церкви нет" так формулируют многие свое современное понимание христианства. "Мы христиане, а не церковные святоши".
Несмотря на это именно сейчас вне рамок Католической Церкви возникает новое церковное сознание. Ширится убежденность в том, что никто не в состоянии правильно понять Евангелие в непосредственном восприятии. То есть Библию можно правильно понять лишь в рамках Церкви. При этом одни видят в Церкви весьма нужное, но чисто человеческое учреждение, а другие считают, что Церковь возникла по Божьей воле, не случайно, а по велению Христа. Это и есть католическое учение.
Пора обратиться к Священному Писанию. Церковь это сообщество верующих, а такое сообщество можно понять лишь через веру и Христа.
Чего хотел Христос?
Он хотел нести нам весть о Боге? Да, конечно! Но как достигает эта весть людей, живущих в XX веке? Ведь сам Христос ничего не написал. И к тому же а Он явно имел в виду нечто большее чем только благовестие зачем Ему устанавливать крещение?
В предыдущей главе мы узнали о том, что Христос стремился спасти мир и людей, соединить их с Богом. Но чему служила Тайная Вечеря, на которую Он собрал учеников? Его намерения явно были глубже.
Человек предназначен для общения с людьми. Грех, однако, уничтожает не только союз с Богом, но и разделяет людей. Поэтому Христово дело касается не только отдельного человека; Христос ведет людей к Богу и соединяет их. Иоанн говорит, что Христос умер, чтобы рассеянных по свету чад Божиих собрать воедино (Ин 11,52). Из этого следует, что недаром Христос вновь и вновь говорит о Царстве Божьем. Он хочет соединить все народы, жившие во все времена, в этом Царстве всех людей. Бог станет навеки их Господом, а они станут Его народом. Вот суть Христовых намерений. Христос учит нас молиться: "Да придет Царствие Твое". Значит, оно еще не пришло, а только должно прийти? Это музыка будущего? И да, и нет.
Божий народ Церковь
Еще до Христа существовал Израиль, ветхозаветный Божий народ. Он был предтечей того, что хотел явить нам Христос. С Него началось Царство Божие на свете. Однажды спросили Христа, когда настанет Царство Божие, и Он отвечал: "Царство Божие внутри вас есть " (Лк 17,21). Оно было в Нем самом, представителе Бога на земле. С этого и началось Царство Божие между людьми. Всякий, кто воспримет Его весть, войдет в него в будущем.
Для того, чтобы эта весть оставалась живой, доступной для людей и других времен и народов, Христос вновь собрал народ, но на этот раз не из одного племена, как в Ветхом Завете, а изо всех племен и всех Народов Церковь. Акта о торжественном установлении Церкви Христом не существует, но все Его учение и все деяния направлены на создание сообщества. Он собирает вокруг Себя учеников и некоторых из них наделяет особым правом благовествования и руководства Своим сообществом: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20,21). "Слушающий вас Меня слушает" (Лк 10,16). Таким образом, Церковь началась не с отдельных людей, сплоченных религией, а с Христа, заботящегося о благе всего человечества.
После смерти Иисуса ученики продолжают Его дело, опираясь на силу его авторитета. Повсюду возникают местные общины, Церковь живет и разрастается.
Чтобы избежать недоразумений: "Царство Божие", возвещенное Христом, не тождественно Церкви. Церковь всего лишь его зародыш, незаметное его начало в мире. Церковь является не окончательной, а предваряющей потому, что в ней еще существует грех: плевелы и пшеница произрастают рядышком (Мф 13,24). Церковь служит Царству Божию, являясь его инструментом, и именно потому не должна существовать только для себя. Божье Царство в полной мере осуществится в конце всех времен тогда надобность в Церкви отпадет.
Царство Божие содержательнее Церкви. Церковь воплощает в себе его, но Царство Божие больше, чем Церковь. Все крещеные принадлежат Церкви, но не все они готовы подчиниться Божьей воле. Они принадлежат Церкви чисто внешне, а внутренне никак не связаны с Царством Божьим. И наоборот, многие из тех, кто не по своей вине не стали членами Церкви, все же являются глубоко верующими и набожными людьми, взыскующими Божьей воли. Разве можно отрицать их духовную принадлежность к Царствию Божию? Потому еще св. Августин говорил: "Многие внутри те, кто снаружи, и многие снаружи те, кто внутри".
Слово "церковь" образовано от греческого "kyriake" и означает "принадлежащий Господу". В Новом Завете а в нашу эпоху в романских странах используется иное слово, также происходящее из греческого языка "ecclesia", то есть "собрание" или "собрание общины". Дословно оно переводится как "сбор избранных".
Тайна Церкви
Чтобы лучше понять суть Церкви, необходима работа мысли. Очевидно, что Христос не мог без противодействия осуществить свой замысел собрать новый Божий народ. Большинство Его современников не подчинилось Божьей воле, отвергли веру, более того, распяли Иисуса на кресте. Но даже те, кто погубил Его, не смогли испортить добрый Божий замысел. И для них тоже отворились врата к спасению. Христос высказал свое "да" Божьей воле за всех людей. Поэтому своей смертью Он спас жизнь каждому христианину (смотрите предыдущую главу), потому и Церковь, то есть новозаветный Божий народ живет Его крестной жертвой. Павел говорит: "Он дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный..." (Тит 2,14). Во время Тайной Вечери Христос Сам подчеркивает, что Его кровь, пролитая за людей,это кровь нового завета. Этот новый завет Церковь живет благодаря жертве Христа на кресте.
После воскресения из мертвых Христос вновь собрал нескольких учеников, которым доверил продолжать Его дело и пообещал Утешителя, Своего Духа, во веки веков.
Сошествием Святого Духа завершается создание Церкви, она впервые выступает открыто. Молодая община насчитывает около 3000 членов (Деян 2,41). Боязливые ученики превращаются в непоколебимых свидетелей. Они знают, что Христос продолжает жить в них, и выступают от имени Его силы и авторитета. После провозглашения радостной вести следует крещение как видимый знак принятия в сообщество верующих. Возникают все новые местные общины, которые соединяет общее исповедание одной веры и празднование той же самой Вечери Господней. Церковь живет и расцветает.
Так завершилось создание Церкви. Святой Дух продолжает оставаться ее внутренней силой, посредством которой Христос оживляет всю Церковь и действует в ней (ср. Деян 1,8; 2,113). Он душа Церкви, действует в ее институтах, таинствах и молитвах. Он руководил ею при составлении, а позднее при толковании Писаний, которые под названием Новый Завет и по сей день являются для нее обязывающей нормой. Святой Дух действует в различных харизмах (дарах благодати), которые предрасполагают отдельных членов Церкви к особого рода служениям (ср. 1 Кор 12,4-11). Позднее мы еще займемся этой проблематикой.
Посредством Духа Святого Христос продолжает Свое дело спасения на протяжении веков. Христос продолжает жить и действовать в Своей Церкви. Это ее тайна. Без Христа Церковь была бы всего лишь сообществом людей, объединенных одинаковыми религиозными взглядами, то есть не более чем организацией.
Где искать Христа сегодня?
Христос основал Церковь не за тем, чтобы оставить ее на произвол судьбы. Он не основоположник новой религии подобно Будде или Мухаммеду, которые заложили только фундамент, а распространение своего учения предоставили ученикам. Христос продолжает пребывать в Своей Церкви: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20). Что здесь имеется в виду? "Я останусь в ваших мыслях" или "Его дело живет"? О нет, гораздо большее. Священное Писание образно и наглядно описывает это: "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Ин 15,5). Ветвь жива, пока она соединена с лозой. Так и верующие вместе с Христом творят единую жизнь.
Павел объясняет это единство более четко: все крещеные составляют одно тело с Христом, их главой. "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим 12,5). Это значит, что лишь в тесном соединении с Христом мы можем быть христианами. Люди сплачиваютс не только с Христом, но и друг с другом, так что Христос может сказать: "Так как вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25,40). Какая солидарность! Все до единого важны для целого. "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело..." (Рим 12,4 и др.). В другом месте Павел называет Церковь не просто Христовым телом, а самим Христом: "Все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3,28). Сам Христос отождествляется с Церковью, когда говорит Савлу, преследующему Церковь: "Савл, Савл! что гонишь Меня?" (Деян 9,4). Преследовать Церковь означает преследовать Христа. Потому и говорит Христос: "Отвергающий вас Меня отвергается" (Лк 10,16).
Все сказанное подытоживается так: Христос продолжает жить в Своей Церкви. Можно сказать Церковь это "Христос XX века".
Как далеко это представление о Церкви от мнения непосвященных, будто она всего лишь видимая организация, историческое явление, социальное образование, политическая сила. Все это составляет одну из точек зрения, о которой мы поговорим в следующей главе. Однако это вовсе не постигает ее сути. Церковь не только мирское сообщество. В ней сияет свет Христовой тайны. Поэтому Церковь не только опосредует веру, но является самим предметом тайной веры.
Святая Церковь...
Лишь благодаря тому, что Христос продолжает жить в своей Церкви, мы можем называть ее святой. В конце Символа Веры мы говорим: "Верую в Святую Вселенскую Церковь, общение святых...". Тут-то многие возразят: "Церковь, да святая?". Не один знак Церкви не подвергается большему сомнению и непониманию.
Церковь вовсе не считается сообществом совершенных личностей. Ее священность дело Христа: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее..." (ср. Еф 5,25).
Свят глава Церкви, Христос, а тем самым все, кто связан с Ним живыми нитями. Церковь является святой через Духа Божия, действующего в ней.
Церковь, кроме того, священна и благодаря своей роли продолжательницы дела Христова в освящении людей. Павел четко и лаконично свидетельствует: "Ибо Божья воля есть освящение ваше" (1 Фес 4,3).
Однако именно те люди, которые наилучшим образом выполнили это требование Бога и которых мы называем святыми, сами как никто ощущали свою человеческую слабость и греховность. Именно они осознавали, что святость это то, что Бог творит в нас. Христианин согласен с Павлом: "Но благодатию Божией есмь то, что есмь" (1 Кор 15,10). Тщеславие и самолюбие, таким образом, с самого начала исключаются, когда речь идет о святости Церкви. Скорее, для каждого человека и Церкви в целом этот титул вроде "колючки в теле", которая нам каждый раз напоминает, как легко мы попадаем в сети греха.
...Церковь грешников
Здесь мы приходим к совершенно иному взгляду на Церковь. Ведь мы отлично понимаем, что кто-нибудь воспримет сказанное выше как заносчивость: Христос продолжает жить в Церкви Дух Божий осеняет ее следовательно, она святая! Но правда иная: мы частенько встречаем в Церкви проявления чисто человеческие, слишком человеческие. Видимо, полностью упускается из виду, что Церковь состоит из людей, ищущих, блуждающих в потемках и грешащих.
Хотя и верно то, что Христос по-прежнему живет в своей Церкви, не стоит ее отождествлять с Христом: люди, образующие Церковь, остаются людьми.
Сущность Церкви легче объяснить, если обратиться к Христу. Он был одновременно Богом и Человеком. Тоже самое относится к Церкви, где Он пребывает и поныне: божественное переплетается здесь с людским. К Церкви относится то, чего нельзя сказать о Христе, к ее человеческой стороне принадлежат слабость и грех. Поэтому Церковь никогда не будет безупречной.
Прежде всего это относится к каждому из ее членов. Все грешны. Хот Христос и молился за освящение людей, но чувствовал, что Его миссия заключается в том, чтобы "призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф 9,13). В своей Церкви Он считался и с грешниками. "Набожные" современники упрекали Его: Он принимает грешников и ест с ними (Лк 15,2). Церкви же известно от Христа следующее: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мк 2,17). Поэтому Церковь снисходит и к своим слабым членам, хотя те весьма вредят ее авторитету. Именно грешникам даровал Христос таинство Божьего милосердия покаяние. Кто из нас мог бы принадлежать к Церкви, если бы грешникам не было в ней места? Разве недостатки, которые мы походя осуждаем, не являются нашими собственными недостатками? Ведь все мы по крайней мере крещеные и есть Церковь.
Из самого Евангелия мы узнаем о слабостях апостолов, об отречении Петра, предательстве Иуды, о спорах, кому быть первым. В Посланиях апостолов упоминается о том, что уже в ранней Церкви существовали разногласия. Члены Церкви постоянно нарушают представление о "святой Церкви". Священники, епископы и папы наряду с каждым верующим принадлежат той же Церкви грешников.
Греховность свойственна Церкви и в целом. "Церковь является святой, но нуждается вместе с тем в постоянном очищении; ее путьнепрерывное покаяние и обновление",подчеркивает II Ватиканский Собор. В той же мере, как люди печалятся над Христовой мукой, они огорчены слабостью Церкви. Совсем непросто распознать присутствие Христа под ее внешней оболочкой, ведь даже в безгрешном Иисусе из Назарета многие не узнали Господа Бога. Еще труднее увидеть Христа в отягощенной грехами Церкви. Последний Собор откровенно признал этот факт. Церковь обязана непрестанно изучать, придерживается ли еще она требований Христа.
Критика Церкви. Поскольку Церкви свойственны ошибки и слабости, должна существовать и критика Церкви. Мы не имеем в виду упрямое мудрствование и язвительную, уничтожающую критику, стремящуюся ранить (хотя тут вопрос: не дали ли мы сами повода для нее), а раз так можно ли учиться на ее уроках? Но конструктивная и честная критика неважно, извне или внутренняя в любом случае весьма желательна. Не надо пытаться во что бы то ни стало защищать в Церкви все. Слабость исчезает не от приукрашивания, а благодар признанию и обращению. Это, однако, предполагает истинное стремление к истине. Внутрицерковная критика обоснована еще и по иному поводу: поскольку каждый христианин несет определенную ответственность за всю Церковь, ему не только позволяется, но и в некоторых обстоятельствах вменяется в обязанности сказать обо всем, что ему не нравится. Такая критика подразумевает любовь и заботу о Церкви, либо печаль над ее слабостью, но никогда злорадство. Такая критика хочет помочь, она животворна. Очевидно и то, что критика Церкви ограничивается теми пределами, которые установил для нее сам Христос.
Христианство без Церкви
Вернемся еще раз к трудностям, сопровождающим серьезные поиски истины наших современников: не есть ли религия сугубо внутреннее личное дело каждого? Почему недостаточно личной набожности? Разве не более непосредственным и легким станет доступ к Богу без инстанции-посредника?
На это существует только один ответ: явление Христа 2000 лет назад было дано раз и навсегда, и потому оно может достичь нас лишь через людей. Бог позволяет человеку действовать по собственному усмотрению, ибо относится к нему серьезно. Потому Он считает человека способным передавать далее то, что дал Христос разумеется, с Божьей помощью. В Послании к Римлянам говорится: "Как же им услышать, если никто не проповедует им?". Лишь благодаря Церкви мы знаем о Христе, а без него Церковь давно бы исчезла.
Существует и другая сторона медали: вера в Христовом понимании не просто частное, сердечное, так сказать, дело. Конечно, личная набожность должна быть присуща христианину, но похоже, что некоторые христиане из всего Священного Писания знают лишь одну фразу: "Если захочешь молиться, удались в свою комнату". Все остальное они из виду упускают. "Бог и я", "Я сам разберусь с Богом" подобными формулировками они сводят на нет свое христианство. Однако из образа Христова тела явствует, что каждый несет ответственность за других, никто не отвечает только за себя в вопросах веры. Человек во всем зависит от других людей. Разве не ощущал каждый верующий, что если опираться только на себя в вере и не получать поддержки и ободрения от общества, то она захиреет? Оправдание типа "я набожный в сердце" часто бывает лишь предлогом для сведения религиозности к необязывающему минимуму. Общественное исповедание веры вовсе не препятствует личному отношению к Богу.
Недостаточным является понимание Церкви как невидимого, чисто духовного сообщества людей, верящих в Христа. Как бы тогда помогали друг другу члены единого тела? И почему тогда, следуя Христовой вере, должно осуществлятьс принятие в это сообщество видимым знаком крещением? А как совершить таинство вне Церкви? К примеру, как совершать Евхаристию без видимой общины? Кроме того, Христос дал своей Церкви зримый авторитет и руководство. А это имеет смысл только в том случае, если и община зримая.
После всего сказанного утверждения вроде: "Я и без Церкви хороший христианин" крайне сомнительны. Ведь и Новый Завет передается нам посредством Церкви, а того, кто хочет самостоятельно опираться лишь на Библию,именно Библия вкупе с современной библеистикой отошлет к Церкви (ср. Мф 18,17).
Все эти рассуждения в конце концов выливаются в вопрос: почему Христос вообще стал Человеком? Почему Бог не является непосредственно каждому из нас? И правда, почему? Мы не знаем этого, нам известно только, что Бог в Своем Откровении действительно использовал "воплощение" и сохраняет его на протяжении всей истории. Церковь явно есть ни что иное как продолжение этого Христова воплощения. С того времени, когда Бог приблизился к нам настолько, что стал одним из нас, мы не должны искать Его в заоблачных высях. Так, как люди могли видеть и касаться Богочеловека во времена Его земной жизни, именно так и сообщество, основанное Им, видимо и осязаемо. В Христовом воплощении Бог говорит "да" всему человеческому и тем отвечает человеку как существу из плоти и крови, требующему видимого знака. Все попытки построить исключительно духовную Церковь рушатся спустя короткое время.
Позднее, когда мы будем говорить о таинствах, вновь возникнет вопрос о видимых внешних проявлениях. О таинствах мы говорим тогда, когда Божь благодать даруется человеку через видимые знаки. Поэтому Церковь можно по праву назвать пратаинством, ибо в ней Божья благодать остается видимой для человека во все времена и передается ему.
Человека вновь и вновь одолевает искушение создать собственный "причесанный" образ Бога. "Бог не может хотеть того или иного, Он ведь не такой". На это всегда есть совет: отбросить подобные людские размышлени и идти по пути, начертанному Богом. Возможно, Бог потому и сделал спасение зависящим от других людей, чтобы постоянно напоминать нам о том, что мы, люди, никогда не спасемся собственными силами.