|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 7. БОГ В НАС НЕПОСТИЖИМЫЙ БОГ

Внутренняя сила новой жизни

Иисус не остался с нами. Но и не оставил своих верных: "Лучше для вас,говорит Он, прощаясь, чтобы я пошел; ибо если я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16,7). Этот Утешитель в ином месте называется Духом Божьим, Духом Святым. Он должен привести нас к истине, явленной Христом (ср. Ин 16,13). Образно говоря, подобно тому, как кардиостимулятор поддерживает сердце при кровообращении, так Дух является нашей движущей силой. Потому его еще называют "Помощником". Павел описывает христианина как человека наполненного и движимого Духом Святым (Рим 8,17). "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии". Поскольку Дух Божий осеняет тех, кто признает Христа, Павел называет их "храмом Божьим" (ср. 1 Кор 3,17; 6,19). Жить вместе в полном смысле этого слова означает быть поблизости друг от друга, жить для другого и ручаться за него; познавать и любить один другого, вместе строить свой собственный мир, заменять друг дружку. Это подразумевает Священное Писание, говоря о том, что Бог нашел у нас "приют". Этот жизненный союз должен ежедневно осуществляться, жить и углубляться. Божье присутствие в нас не есть нечто неизменное, статичное,наоборот, оно живет в динамике, постоянно растет. Библия перечисляет то, что есть плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5,19 и далее; Рим 14,17). Из всех даров Духа высшим выступает любовь (1 Кор 13). Близость Духа ощущается не столько в чрезвычайных событиях, но в течении будней: помощи нуждающемуся ближнему, супружеской верности, преодолении искуса, терпении в страданиях, в крепости веры, в нерушимости надежды на Божье обетование, в любви к ближнему и т. д. Вы скажете: человечность, любовь существуют и вне христианства. Значит, Дух Божий действует и там. Именно так! Дух Святой воздействует не только на христианина. Все хорошее, что только совершают люди, совершается с Божьей помощью. Дух Святой воздействует на людей по отдельности, а также особо осеняет Церковь. Он вдохновлял не только Павла, но и всю раннюю Церковь (ср. Деян 9,1-19 и др.). Он поддерживает жизнь Церкви, будучи ее "душой". Подробнее мы расскажем об этом в главе о Церкви. Без общения с Духом Святым нам не достичь предопределенной Богом цели. Лишь со Святым Духом мы приближаемся к Богу. Открывшись Духу Святому, мы получаем от Него ту новую жизнь, о которой выше говорили. Но первый шаг должны сделать именно мы, мы сами. И тогда в нас действительно будет Бог.

Живой Бог триединый

Кто же собственно Святой Дух, которого нам Христос обещал для того, чтобы начатое Им дело Дух Святой далее вел в отдельных людях и в Церкви? Дух не равнозначен разуму, уму. Древнееврейское слово, обозначающее дух, содержит в себе динамику, так как означает жизненную силу, только Дух Божий творит жизнь. В начале рассказа о сотворении мира сказано, что Дух Божий носился над водами (Быт 1,2). Это значит из Него исходила вся сотворяющая сила. Точно так же "в последние дни" Дух Божий изольется на всех (Деян 2,17). Он дает новую жизнь, Он есть сила, ведущая к добру (ср. Рим 8,18-30). Вся деятельность Христа есть действие Святого Духа (ср. Лк 4,14-18). Таким образом, Христос может передать нам Его как Своего Духа (Лк 24,49; Деян 2,23; Рим 8,9 и т. д.). Для Павла пребывать "в Духе Святом" или "во Христе" одно и то же. Библейские свидетельства уже давно привели христиан к мысли, что Дух не просто безличная Божья сила. Он также не тождественен Христу или Отцу и тем более не подчиняется Им. Следует считать Его равноценным Третьим составляющим, самоценным "Я". Следом за Никейским и Константинопольским Соборами (325 г. и 381 г.), Церковь исповедует веру: "Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому равно с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава". Выражение "от Отца и Сына исходящий" означает то, что Дух не сотворен и обладает той же Божественной сущностью, как Отец и Сын, и потому Его следует чтить и восславлять как Бога. (Нам еще предстоит вернуться к воздействию Духа Святого в главах "Церковь", "Жить по-христиански" и в молитвах). Здесь мы оказываемся перед величайшей тайной христианской веры. Приходится вновь разрушить все созданные нами представления о Боге и положиться на то, что Христос о Боге нам сообщил. Основополагающей истиной нашей веры по-прежнему остается то, что есть только один Бог, и учение о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе Святом никак не подвергает сомнению эту истину. Но как все это привести в соответствие? Слово "триединый" хотя и не встречается в Священном Писании, но всюду, где приводятся слова и деяния Бога, присутствует эта тайна. Видимо, эту тайну веры не открыли нам для того, чтобы мы не занимались различными умственными спекуляциями или не имели затруднений, с верой. Просто Бог был расположен к нам и пожелал, чтобы мы кое-что узнали о Его внутреннем жизненном богатстве. Вера в тайну Троицы тот пробный камень, которым определяется: хочет ли человек, чтобы ему Сам Бог сказал, кто Он такой, или все-таки он больше доверяет своему человеческому воображению и только тому Богу хочет сказать свое "да", которого сам может понять. Но такой Бог был бы ничтожнее, чем его разум. Евреи современники Христа гордились своей верой в единого Бога, которая отличала их от всех других народов. Для них важнее всего была ветхозаветная заповедь: "Я есмь Господь Бог твой! Да не будет у тебя других Богов, кроме Меня!" (Исх 20,1; Мк 12,29). Иисус тоже подчеркивает, что Бог един. Но постепенно и осторожно дабы не вызвать подозрений в провозглашении многобожия Он расширяет и углубляет это представление. Так, уже при воплощении Христа, упоминаются Отец, Сын и Дух Святой рядом; позднее они также перечисляются рядом во время крещения в Иордане (Мф 3,13-17; Лк 1,32 и др.). После своего воскресения Христос еще раз произносит все три Божьих имени вместе: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28,18). В Священном Писании четко выступает различие и в то же время единство Отца, Сына и Духа Святого. Мы должны признать: Бог един в трех лицах (ср. Ин 16,28). Подобное высказывание было бы бессмысленным, если бы единство и тройственность понимались бы одинаково. Но это совсем не так. Бог говорит о единстве и тройственности в совершенно иных значениях. Он есть Божество в трех лицах, или же три божественных лица имеют одинаковую божественную сущность или природу (природа и лицо понимаются в духе средневековой философии). Теперь мы стоим не перед единой сущностью в самой себе, а перед Богом, который дал нам познать себя триединым подобно безграничному океану, непостижимому для нас. Естественно, возникает вопрос, какое значение имеет данная истина веры для нашей жизни.Мы приближаемся к непостижимому Богу, исходя из того, что Он переполнен невыразимой, огромной любовью, или, по словам апостола, есть сама любовь (Ин 4,8). Под этим углом зрения познание нашей собственной человеческой судьбы обретает конечную глубину. Бог является нам Богом плодотворным и непрерывно творящим; Он есть сообщество, живущее в такой полноте обоюдного доверия, что оно представляется единым целым. В нем происходит непрерывный процесс любви и понимания, интенсивный и непрекращающийся встречный процесс. Теперь нам проще поверить в желание Бога быть с нами, любить нас. Тогда мы лучше понимаем, почему на нашей земле существуют преданность, дружба и любовь, что творения Божьи живые, способные творить и плодоносить. Триединый Бог как бы излил Свою собственную сущность на мир! Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, по своей внутренней сути направлен на общение и потому, без встречи с Богом и ближним, остается опустошенным и неудовлетворенным. В Посланиях апостолов часто повторяется признание Святой Троицы (2 Кор 3,13; 1 Петр 1,2 и далее; 1 Ин 5,7 и далее). На протяжении целых столетий Церковь придерживалась этого библейского толкования. Многие молитвы адресованы через Христа и Духа Святого к Отцу. Они заканчиваются так: Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Бог наш Отец

Если вспомнить, что мы говорили о верующем как о "Божьем чаде", то нас не удивит призыв Христа обращаться к Богу "Отец" (Гал 4,6). "Молитесь так: "Отче наш...". Это обращение хотя и существовало в иных религиях, но означало "окрыленную мудрость", то есть то, что все исходит от Бога, или же вообще представление о физическом родстве между богами и людьми (ср. древние мифы о богах). Христос не имеет в виду ни того ни другого; мы не являемся Божьими детьми в том смысле, в каком Он есть Сын Божий. Божья жизнь Его собственная жизнь, ибо Он Сам является Богом; а мы всего лишь участвуем в жизни Бога. Почему христиане называют Бога "Отцом" это не под силу истолковать людскому разуму. Но это означает: Бог не какое-то "Высшее Существо", которое где-то далеко царит над миром, предоставляя его своей судьбе. Нет, это "Бог для нас", наделяющий нас Своей жизнью. Мы можем довериться Ему как дети, так что Писание недаром восклицает: "Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф 6,8). Подумайте над фразой: "Бог все знает о нас...". Мир периодически бывает потрясен известиями о завалах в шахтах, засыпанных шахтерах. Все беспокоятся, живы ли они, где их искать. У засыпанных одно желание если бы снаружи знали, что мы живы и где нас можно найти! Поэтому они непрерывным постукиванием стараются дать о себе знак. Как только они услышат отзыв, страшная тяжесть как бы спадает с них, они знают: нас нашли, известно, где мы, современно техника поможет спасти наши жизни. Приблизительно так можно расшифровать смысл предложения: Бог все знает о нас, думает о нас, если даже никто другой не интересуется нами. Он смотрит на нас как отец, желающий своим детям добра. Читайте в этой связи притчу о блудном сыне (Лк 15,11 и далее). Не исключено, что сейчас в вас проснутся сомнения. Заговорит трезвый рассудок повседневности: все сказанное относится и ко мне? Неужели Бог действительно до такой степени идет нам навстречу? "Новая жизнь" должна начинаться во мне? Я могу принять участие в Божьей полноте жизни? Я Божье чадо? На это есть лишь один ответ, к которому мы будем постоянно приходить, исследуя деяния Бога в человеческой истории: "Бог есть любовь" (1 Ин 4,8-16) а любовь творит чудеса! Вот главное исповедание христианской веры, вокруг которого вращается все остальное

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|