Глава 12. БИБЛЕЙСКИЙ РАССКАЗ О СОТВОРЕНИИ МИРА
В предыдущей главе мы разбирали существенные вопросы понимания Писания. Теперь рассмотрим это на примере библейского рассказа о сотворении мира.
Можем ли мы с нашими знаниями в области естественных наук о возникновении мира еще верить тому, что говорится в Библии о сотворении? По Библии мир и все живые организмы были созданы за шесть дней. В настоящее время точно известно, что возникновение мира длилось миллионы лет. Возраст Земли определяется в пять или даже десять миллиардов лет. Люди здесь живут приблизительно 400000-500000 лет. Отдельные ученые придерживаются другой точки зрения, но можно сказать, что возраст Земли и человечества приблизительно таков. Как же в этой связи понимать библейский рассказ о сотворении?
Блез Паскаль, французский ученый и философ семнадцатого столетия, говорил: "Конец вещей и их начало окончательно скрыты в непостижимой тайне." Суть бытия окружена великой тайной, которую естественные науки не способны полностью объяснить.
Ответ на вопросы: Откуда появился мир? Куда движется мир? превышает возможности естественных наук.
Нам следует обратиться к духовным знаниям, философии или богословию. Рассказ о сотворении мира и рассказ о грехопадении являются философскобогословским ответом на вечный вопрос человечества: Откуда появился мир? Откуда в мир пришло зло? Как-никак речь идет о вопросах, интересующих каждого из нас. Одновременно возникают также вопросы, касающиеся смысла нашего страдания, наших несчастий и вообще, смысла нашей жизни. Ответы на эти вопросы мы можем найти в Библии. Однако, если мы хотим правильно понять сказанное в Библии, то должны быть открыты и относиться к этому без предубеждений.
Следует, однако, иметь в виду, что рассказ о сотворении мира был написан примерно 2500 лет тому назад. Библейские авторы принадлежали к иному культурному кругу. Они имели представление о мире, которое существенно отличалось от нашего. Если мы хотим понять их высказывания, то должны посмотреть на мир их глазами.
Что нас, современных людей, прежде всего озадачивает, так это примитивная картина мира. Это картина мира культур Средиземноморья приблизительно за 600 лет до нашей эры. Люди воспринимали мир таким, каким он им открылся: Землю считали плоской как доска, в форме круга, который стоит на столбах, выступая над морем. Море окружало со всех сторон сушу. Землю и море накрывал небосвод, который они представляли как крепкую стену с отверстиями. Ведь она должна была удерживать воду неба над куполом. На небосводе было Солнце, Луна и звезды, подвешенные как фонари. Когда открывались отверстия, с неба на землю падал дождь. Все было продумано. Между землей, морем и небосводом было воздушное пространство. Такое видение мира предполагает наш рассказ о сотворении.
Рассказ о сотворении мира история или поэтический вымысел?
Когда мы говорим о рассказе, кажется, что речь идет об описании какогото события, которое именно так и произошло. Рассказ о сотворении мира, однако, не является репортажем с места события. Поверхностный читатель мог бы вынести впечатление, будто Ветхий Завет историческая книга, которая правдиво рассказывает о том, что произошло в действительности. Современное толкование Писания обращает внимание на то, что под понятием "история" следует понимать также и иные жанры повествования.
В Ветхом Завете, естественно, мы встречаемся с историей и в том смысле, в котором это понятие используют современные историки (как совокупность происшедших событий). Ведь здесь описывается судьба народа Божия или воздействия Бога на Его народ в течение столетий. Собственная история израильского народа начинается с избрания Авраама, следовательно, с 12 главы Книги Бытия. Было это приблизительно около 1750 года до н. э. Значит, Авраам был практически современником великого вавилонского царя и законодателя Хаммурапи. Начиная с этой эпохи, автор историй патриархов, который писал около 500-600 гг. до н. э., может опираться на источники.
В первых одиннадцати главах Книги Бытия, тем не менее, не говорится об истории в этом смысле. Как их тогда следует понимать? Ответ таков: рассказ о сотворении подает нам здесь теологические суждения в форме сказания.
Острые вопросы судьбы народа Божия
Попытаемся вжиться в историческую ситуацию израильского народа. Малый народ с твердой верой в единого Бога жил среди больших, сильных народов. Народы эти имели великолепный культ, их религии создавали законченные системы, представляя полную картину мира. Они давали ответы на вопросы жизни. Израильтянин же должен был выстоять в этом языческом окружении. И он также должен был ответить на эти вопросы.
1. Вопрос, касающийся Бога и избранности
В соответствии со взглядами верующего израильтянина, Бог Ягве, является универсальным Властелином всего мира. Почему Бог преднамеренно избрал один народ? Книга Бытия (12,1-3) говорит о сотворении этого Божия народа призванием Авраама. Народ Израиля потому является Божиим народом, что Бог Сам этот народ создает, дает ему познать Себя и ведет его. Через этот народ Бог хочет распространить благословение среди всех народов. Бог хочет подготовить людям спасение.
И сразу же всплывает другой вопрос: "Почему Бог должен или хочет приготовить людям спасение? Наверно мы впали в несчастье? Является ли его зачинщиком Бог или оно по иной причине вторглось в этот мир?"
2. Откуда в мир пришло зло?
Откуда появилось страдание, боль, зло, надломленность в людях? Этот вопрос приходит в голову каждому человеку прежде всего тогда, когда все это он испытает на себе. Верующим израильтянам было известно, что зло не может исходить от Бога. Все, что исходит от Бога, является добрым, и все доброе исходит от Бога. Эта мысль объясняется в так называемом рассказе о сотворении мира. В нем хотят подчеркнуть следующее: "Бог добрый. Зло не может исходить от Бога!" Свет и звезды, суша и море, растения и животные, и также человек все это исходит от Бога. Все сотворенное Им хорошо, неизменно подчеркивает автор рассказа о сотворении. Таким образом, Бог не отвечает за страдание, горе, смерть и боль в этом мире. Это все исходит из иного источник. Исходит от человека. Исходит от человеческого "нет" Богу, то есть из греха.
3. Как возник мир?
Автор первых трех глав Книги Бытия стремится объяснить, что Бог не несет ответственность за все зло в мире и тем одновременно отвечает на вопрос: Как возник мир?
Как утверждает великий ученый Блез Паскаль, на это не могут дать ответа естественные науки, но только философия и богословие. Автор, опираясь на религиозные знания Божия народа, отвечает: Все исходит от Бога. В рассказе о сотворении эпоха патриархов, начиная с 1750 г. до н. э., соединилась с началом мира и человека. Ведь невозможно было бы удовлетвориться тем, чтобы Священное Писание начиналось призванием Авраама. Иначе мы могли бы спросить: а что было до этого? Промежуток времени между эпохой патриархов и возникновением мира заполняют рассказы о сотворении мира и грехопадении.
Шестидневное сотворение
Откроем Книгу Бытия и вчитаемся в первую главу. Что нам сразу бросается в глаза, так это упорядоченность и ясный склад рассказа. Шесть раз повторяется одна и та же схема: И сказал Бог..., и стало..., это хорошо..., и назвал Бог..., и был вечер, и было утро: день первый..., день шестой.
При дальнейшем изучении мы обнаруживаем, что Бог создал в первые три дня три великих пространства разделением различных элементов: световое пространство отделением света от тьмы, воздушное пространство разделением воды над небосводом и под ним, пространство на земной поверхности отделением земли от моря. В следующие три дня Бог оживил эти пространства движущимися существами. К световому пространству добавил звезды. Солнце будет господствовать над днем, луна над ночью. Рыбы и птицы оживят пространство, возникшее отделением вод. В третьем пространстве, на поверхности земли, будут жить сухопутные животные и человек. Автор рассказа о сотворении дает Богу создать мир дважды по три дня. Как автор пришел к числу три? Это случайность, или автор подходит к построению своего рассказа иным образом? Для израильтян того времени мир складывался из трех слоев, которые размещались друг над другом тремя этажами: нижний мир, земля, небо. Эта пространственная схема стала для автора временной схемой; устройство мира с его тремя ступенями "строительным планом", каркасом его рассказа о сотворении мира. Дважды он соединял эти три ступени, и таким образом получилось шестидневное сотворение.
Как возник рассказ о сотворении мира?
Израильтяне, как нам уже известно, задавались вопросом о страдании и горе в мире. В основе религиозного представления израильтян лежала уверенность: от Бога это не может исходить. Страдание и горе исходят из греха человека. К этому имеет отношение и исторический опыт израильтян. Ягве не такой, как боги соседних народов какой-то "эль", бог-хранитель; Ягве это Господь, Господин над всеми людьми, Создатель мира. В сравнении с ним все остальные так называемые боги ничто. В этом заключается основной тон всего рассказа о сотворении. Он исходит из религиозного знания, из исторического опыта израильского народа в отношении к Богу. Откуда, однако, красочные описания, которые автор использует в своем рассказе? Они взяты из сказаний соседних народов о возникновении мира.
1. Финикийское сказание о сотворении мира
В начале сотворения мира у финикийцев был изначальный хаос. Этот хаос складывается из двух первоначал: из бурливого, темного воздуха и вязкого, темного хаоса. Оба они смешивались и взаимно проникали друг в друга. В результате полового размножения этих элементов возникло божество Мот. В этом божестве все остальные вещи содержатся в зародышевом состоянии. Божество имеет форму яйца, которое расщепляется. В верхней части образовалось небо, в нижней земля. От Колпия, вихря, мужского начала, и Бааи, его жены, ночи, появился человек. Имена первых людей были Айон и Протогон.
2. Вавилонское сказание о сотворении мира
Подобно учению финикийцев о сотворении мира, у вавилонян так же в начале мира находятся мужское и женское первоначала. Это Мумму-Тиамат (соленое море) как женское бытие и Апсу (пресноводный океан) как мужское бытие. Эти бытия произвели прежде всего целую генерацию богов. На первой таблице вавилонского эпоса о сотворении есть описание первоначала:
"Когда небо не имело еще имени,
имени не имела и суша под ним.
Апсу, первый, их произвел,
и Мумму-Тиамат,
которые их всех породили,
свои воды еще только смешивали вместе...
когда кустарник еще не появился
и тростника еще не было видно,
когда боги еще не вступили в жизнь,
ни один из них... и стало так, что были созданы боги."
(Шедль, История Ветхого Завета, стр. 244).
Из обоих первоначал, Апсу и Тиамат, возникали пары богов. Вместе со своими родителями были обозначены мировые элементы. Лахму (свет) Лахаму (темнота, мать света), Аншар (небесный универсум) Кишар (земной универсум), Ану (небо) Ниедимуд (земля).
"Сотворением богов был нарушен мир на земле. Первые боги были недовольны молодым поколением и решили его уничтожить" (Шедль, стр. 244).
Библейское сказание о сотворении мира по своей форме подобно финикийскому и вавилонскому эпосам о сотворении, и все-таки по содержанию оно совсем иное. Это станет еще заметнее, когда мы глубже вникнем в рассказ о сотворении.
Вначале сотворил Бог небо и землю (Быт 1,1)
Библейский рассказ о сотворении мира начинается временным указанием: "В начале". Таким образом, зафиксировано определенное мгновение. Когда израильтянин мысленно возвращался к прошлому, он верил, что сталкивается с определенной границей. Поэтому говорил: "В начале". Речь идет об абсолютном первоначале, прежде которого вообще ничего нет. Тем самым должно быть определено абсолютное первоначало сотворения. Этим рассказ о сотворении отличается от сказки. Сказка начинается так: "Было однажды" однажды давным-давно (ср. Триллинг. "В начале сотворил Бог").
В этом начале создал Бог. Бог уже присутствовал. Присутствовал до этой временной границы начала. Сравним наш библейский рассказ о сотворении мира с вавилонским и финикийским. Там в начале был первичный хаос, безличные мировые силы. И только из этого первичного хаоса уже выделились боги. Их формирует борьба сил. Они возникают в результате размножения. Образуется родословное дерево богов.
Иначе это происходит в библейском рассказе о сотворении. Бог стоит отдельно от всего. Бог не происходит, Он есть. "Прежде, нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты Бог" (Пс. 90,2).
Бог здесь. Он определяет начало мира и времени. "В начале сотворил Бог небо и землю". В еврейском языке используется слово "бара". Это слово используется только в отношении Божия творения. Оно предполагает Божие всемогущество. Когда мы говорим о творении художника, то тем самым подразумеваем, что он творит из глины или дерева в соответствии с нашими представлениями. Тяжелым трудом, в поте лица он творит, и под ударами молотка возникает его произведение. Творение Бога иное. Без каких-либо усилий он создает свои творения. Ему не нужно бороться с неподдающимся материалом. Не нужно никакого материала. Бог вызывает свои творения из ничего. В начале каждой дневной работы дано: "И сказал Бог" "И стало так", должен констатировать писатель в конце каждого дня.
Бог сотворил небо и землю. У израильтянина нет слова для всего творения. Нет понятия космоса, вселенной, универсума. Таким образом, он помогает себе понятиями небо и земля. Этим он хочет сказать: Бог создал все, что есть над человеком и под ним. Это является ядром всего рассказа о сотворении мира. Последующие стихи лишь объясняют то, что собственно означает "В начале сотворил Бог небо и землю."
Сотворение света
"И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один" (Быт 1,3 и далее).
Примечательно то, что Бог прежде создал свет, или, как говорится в четвертом стихе, отделил свет и тьму еще раньше, нежели сотворил источники света: солнце, луну и звезды. До средневековья свет воспринимался как субстанция, которая всюду проникает. Разве ничего не видно тогда, когда мы не видим солнца? Из этого проистекает мнение, что свет может существовать и без источника света.
Отделение света и тьмы является первым шагом к упорядочению мира. Свет и тьма в нем занимают свои места. День и ночь следуют друг за другом в строго определенном порядке. И этот порядок будет существовать всегда.
Разделение воды
"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй" (Быт 1,6 и далее).
Вспомним картину мира тех времен. Небесный купол разделяет воды на воды над куполом и воды под куполом. На второй день сотворения Бог создал небосвод. Как полушарие, которое прочно замуровано или же выковано из металла, небосвод удерживает небесный океан. Под небосводом возникает "раккия", пустое пространство, которое снизу ограничивается океаном и сушей. Бог есть тот, кто сотворил этот небосвод.
Разделение воды и земли
"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо" (Быт 1,9 и далее).
Поверхность земли заполнена водой. Бог и здесь устраивает порядок. Воды собираются в одном месте, в морях. Затем появляется суша. Следовательно, образовались большие пространства, и Бог может начать заполнять эти пространства.
Мир растений
"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так" (Быт 1,11).
Разве не странно, что Бог после разделения воды и земли в тот же самый третий день начинает заселять землю? Земля уже настолько приготовлена, что на ней могут расти растения. Бог обращается к земле, и она должна выдать из своего лона травы и деревья всех видов. Растения столь тесно связаны с землей, что соотносятся с ней как ее составная часть. Не покидают своего места. Они в ней прочно обосновались и укоренились.
Небесные тела
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и для времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так" (Быт 1,14 и далее).
Израиль жил в языческом окружении. Большие культурные народы, вавилоняне и египтяне, почитали звезды как богов. Теперь автор библейского рассказа должен был показать, что звезды не являются богами. Они такие же творения, как и все остальное на свете. Для этого автор использует все, что может подтвердить этот факт. Это светила, светильники, но никак не боги. Они даже не получили имени! Обозначаются таким описанием: "светило большое и светило меньшее" (Быт 1,16). Не могут это быть никакие боги, ибо они только служат нашей земле. Они определены на то, чтобы "указывали дни и годы" и "светили на землю". Тем самым звезды лишаются какого-либо божественного характера. Единственное, что еще напоминает об их "былой мощи", так это: "для управления днем и ночью".
Сотворение животных
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных..." (Быт 1,20 и далее).
Лишь на шестой день на земле должны появиться твари, обитающие на земной поверхности: скот, черви, хищные звери. Бог благословляет их словами: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле" (Быт 1,22).
Для нас очевидно, что каждая живая тварь каким-либо образом размножается. В этом мы не видим ничего необычного. Иное представление об этом у народов, которые гораздо ближе соединены с природой. Они поражались, когда из маленького семени вырастало дерево. Воспринимали как чудо возникновение новой жизни от соединения двух животных. Они сумели объяснить это только так: половая сила должна быть чем-то божественным, даже божеством. Поэтому народы, в окружении которых жили израильтяне, почитали половую силу как божество. Мы имеем в виду тогдашние культы плодородия.
Автор рассказа о сотворении отвергает обожествление половой силы. Он решительно констатирует: Бог сам вложил эту чудесную способность размножаться в животных и растения. И то, с чем мы день ото дня встречаемся, когда возникает новая жизнь, является не чем иным как осуществлением Его порядка, который Он вложил в животных и растения.
"Сотворим человека!"
"И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божиему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1,26 и далее).
Прежде чем начать это дело, Бог, так сказать, Сам с Собой посоветовался: "Сотворим человека!". Человек венец, цель сотворения. Бог создал его по Своему подобию. Хотя "целые миры" отделяют нас от Бога, все же только мы подобны Ему в бытии и действии. Бог это Господь, Ему принадлежит владычество. В этом владычестве человек может по-настоящему участвовать: "И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт 1,26). Как венец творения человек стоит над всеми остальными творениями. Однако человеком правит Божия сила. Им правит Бог. Таков порядок в мире, о котором нам говорит рассказ о сотворении.
Человек не только может, но и должен господствовать. Божия заповедь, данная нам, звучит так: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле". Затем Бог сказал: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Быт 1,2830). Для нас это повеление продолжать Божие дело, обнаруживать порядок в мире и применять его таким образом, чтобы он служил нам в хозяйстве. Таким образом, человек творение, призванное господствовать в послушании по отношению к Богу. "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт 1,31). Таков ли наш взгляд, когда мы сегодня смотрим на мир, народы, войны? Не говоря уже о болезнях, катастрофах, наводнениях и землетрясениях! Не звучит ли вывод: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма", как насмешка?
В таком мире войн, болезней, голода и угнетений жил израильский народ. Был игрушкой великих держав между Нилом, Тигром и Евфратом. Каждый человек восстает против страдания и нищеты. Восставал и Израиль. Спрашивал: "Для чего это все? Для чего страдание, горе, смерть? Откуда исходит зло, несправедливость, жестокость?" Автор рассказа о сотворении мира, твердо уверенный в правильности своих религиозных взглядов, признает: Из рук Божиих вышел добрый, очень добрый мир. Как потом пришло в этот мир зло? На этот вопрос дает ответ рассказ о грехопадении.
Рассказ о грехопадении
Откуда исходит зло? Святым авторам было известно, что в каждую эпоху люди грешат. Противятся Божиим заповедям. Во все времена хотят побольше получить от жизни, иметь побольше благ. Считаю себя мерой всех вещей.
Авторы Книги Бытия констатируют: во всех людях есть изначальный греховный бунт против Бога. Растения и животные неуклонно следуют закону своего естества. Непорядок в сотворении может возникнуть только там, где есть возможность восстать против порядка. Только в одном этот порядок имел слабое место: в личной свободе человека. Лишь человек мог в свободном решении восстать против Бога и, таким образом, стать причиной несчастья и дать возможность возникновению зла мире. К такому знанию пришли библейские авторы не только Божиим просвещением, откровением, но и посредством размышления.
Литературный жанр рассказа о грехопадении
Библейские авторы рассказа о грехопадении высказали значительное теологическое суждение: "Зло в мире исходит из свободы человека. Дьявольские силы его к тому привели" (Откр 12,9; 2 Петр 2,4; Иуд 6). Представьте себе, если бы так говорил учитель ученикам. В обоих предложениях заключена глубокая истина, но способ выражения весьма строгий и отвлеченный. Библейские авторы израильтяне знали людей, для которых писали, и потому своим высказываниям придавали форму истории, драмы. То, что мы читаем в рассказе о грехопадении, не может быть неким "протоколом" грехопадения. Не происходило все в действительности так, как описывается. Здесь речь идет о теологическом суждении, выраженном посредством истории. Следовательно, излишне спрашивать, как это возможно, что змей умел говорить. Точно так же излишне спрашивать, какие плоды ели Адам и Ева, что так согрешили. Рассказ о грехопадении, как и рассказ о сотворении мира, относится, таким образом, к литературному жанру эпоса или народного предания.
Краткий пересказ повествования библейского автора: Господь Бог создал человека из праха земли и вдохнул в него жизнь. Бог привел человека в сад, посреди которого стояло дерево познания и дерево жизни. Человеку было дано повеление: "С дерева познания есть нельзя, иначе умрешь!" Человек был одинок, и Бог из ребра человека сделал Еву, его помощницу. Змей прятался на дереве познания и искушал Еву, чтобы она ела плоды. Его обещанием было: Будете как Бог. Ева ела и дала есть своему мужу. Адам и Ева узнали, что наги. Затем следует их допрос, приговор змею, жене и мужу, и изгнание их из рая.
Мифологические образы предоставляют материал для рассказа
Почему автор решил передать грехопадение, "нет" человека по отношению к Богу созданием именно такой истории? Почему в рассказе о грехопадении змей, дерево, сад имеют особенное значение? На эти вопросы можно ответить так: библейский автор использовал древние мифологические образы языческих религий соседних народов, чтобы с помощью этих образов выразить свои теологические воззрения. Однако, автор вовсе не заимствует мифы Вавилона и Финикии, сохраняя при этом целостность их образов и содержания. Он их демифологизирует, то есть выбирает только образы, только сосуд, и вливает в него новое содержание. При этом часто использует образ лишь для того, чтобы показать отличие своих воззрений.
На библейского автора несомненно оказал влияние древний вавилонский эпос Энума Элиш. Какой ответ дает этот эпос на вопрос о причинах зла? Один бог совершил беззаконие и этим навлек бедствие и проклятье на все поколение богов. Богам хотелось избавиться от этого проклятья; но как это сделать? Злодея связали и убили. Из его крови и земной глины сделали человека. С грешной кровью злодея вина, зло перешли на людей.
Что говорится в этой истории? Откуда исходит зло в мире? Вавилонский миф отвечает однозначно: Зло исходит от богов. Добро и зло были заложены в человека уже при его сотворении.
Понимание библейского автора, однако, иное. Он использует образы вавилонского мифа. И у него Бог сотворил человека. Однако он утверждает совершенно противоположное тому, что говорится в вавилонском мифе: Человек добрый! Бог создал доброго человека. Он сотворил его из доброй, плодородной земли, из "Адамы". Никакая грешная кровь не текла в жилах первых людей. Бог не вложил в них зло. Зло пришло позже. Библейский автор, следовательно, не принимает ответ вавилонского мифа, хотя и использует его способ передачи.
Зло исходит от человека, который позволяет привести себя ко злу извне. Где та сила, которая соблазняет человека? Как автор должен был ее изобразить? В своем окружении он находит образ, который для него олицетворяет зло, проклятье: змея.
Змей образ зла
Израиль захватил земли Ханаана и осел на этой территории. Различи между коренными жителями Ханаана и Божиим народом не исчезли. Жители Ханаана были язычниками с великолепным культом богов, который оказывал влияние на израильский народ. Змей был для жителей Ханаана "животным богов", священным животным, которое давало жизнь и плодородие, и они изображали его прямостоящим.
Змей символизировал язычество и его культовые обычаи. Всякий раз Израиль оказывался перед искушением принять это идолопоклонство. За змеем как за знаком языческой религии Ханаана стоит демоническая сила зла. Израиль уже имел опыт в своей истории: всегда, когда народ склонялся к идолопоклонству, его постигали бедствия и нищета. Этот опыт приобрели первые люди уже в раю. И там они отвернулись от Бога и дали злу обольстить себя. Это зло приблизилось к ним точно так же, как к израильтянам в Ханаане в образе змея. Одновременно этот образ змея был для народа предостережением: кто будет склоняться к идолопоклонству подвергнется порче, также как наши прародители в раю.
Образ дерева
Мы, люди, хотим что-то получить от жизни власть, силу, деньги, блага. "Знание сила" говорит древняя пословица. Человеческое сердце неизменно в своих желаниях и мечтах. Люди всегда мечтали о большей власти, о самоутверждении.
В странах Востока дерево является символом жизни и плодородия. Там, где растет дерево, есть вода, тень и хорошие жизненные условия. Человек, следовательно, приходит к дереву. Крадет с дерева знания добра и зла. Знание всех вещей приводит к увеличению власти и самоутверждению. Человек хочет быть равным Богу. Хочет править как Бог, собственными силами. Грех человека состоит в том, что он отстраняет Бога: Ты мне не нужен, свою жизнь я могу устроить сам. Свое счастье я могу найти и обеспечить сам. Плод с дерева познания должен обеспечить ему эту власть. Так пообещал змей.
Жена и змей
Требуется объяснить дальнейшую особенность рассказа о грехопадении. Почему именно жену искушает змей, почему не мужа? Это случайно или намеренно? Женщина по своей природе более религиозна, чем мужчина, поэтому израильским женщинам более, нежели их мужьям, угрожала опасность поддаться ханаанскому культу змеи. Отсюда предупреждение автора, адресованное женщинам: "Берегитесь змея! Там, в раю, была жена, которая позволила себя обольстить!"
Экзегетические примечания к тексту
1. Сотворение человека
Из способа, которым Бог сотворил человека, следует то, чем является человек по своей сути. Бог лепит его из глины и вдыхает в него дыхание жизни (Быт 2,7). Этим обозначены два начала, которые относятся к человеку: земное начало, относящееся к материальному миру, и высшее начало дух, исходящий от Бога.
Человек это Божие творение. Это означает, что своим существованием и жизнью он обязан Богу. Эта его жизнь очень хрупкая и непрочная. Человек и животное в этом смысле испытывают одинаковую судьбу. Преимущество человека в сравнении с животными следует из того, что человек получил дыхание своей жизни лично и непосредственно от Бога. Поэтому человек стоит перед Богом как личность.
Человек состоит из той же самой материи, что и окружающий его мир. Как ветер разносит прах по земле, так будет и с человеком. Его унесет смерть. Он смертен. Человека вылепил Бог. Так же как форма глиняного кувшина зависит от гончара, так и человек полностью зависит от своего Создателя.
Очевидно, автор вообще не собирается отвечать на естественнонаучный вопрос: как возник человек? Однако, его повествование нам более близко, ибо рассказывает нечто о сущности человека. Потому у нас не должно возникать в связи с Библией каких-либо трудностей, когда мы принимаем "лепку" человека из праха земли за процесс, длящийся тысячелетиями, в течение которых человек, возможно, даже имел с животными общего предка.
2. Рай
Оба слова: "ган" сад и "эден" степь, пустыня или сласть, являются еврейскими словами, заимствованными из шумерского языка. Это означает, что понятие рая не было вымышлено евреями, а было перенято из Месопотамии.
Как говорится в рассказе, росли в саду "различные деревья". Два из них обозначены особо: дерево жизни и дерево познания.
В одном вавилонском мифе сказано: Где-то растет дерево или куст. Кто ест его плоды, не умрет. Это дерево находится гдето в недостижимой дали. У нашего автора оно растет в раю и доступно человеку. Дерево является символом бессмертия. От природы человек смертей, Бог хочет особой благодатью даровать ему бессмертие. За образом "дерева познания добра и зла" скрывается нечто, что Бог людям запретил. Это право по собственному усмотрению определять и решать, что хорошо и что плохо. Поступая так, человек отвергает то, что он является лишь творением, и таким образом строит из себя творца. Это его большой грех: заявление "non serviam" не хочу служить!
3. Сотворение женщины
При сотворении женщины еще раз было подчеркнуто действительное различие между человеком и животным. Все животные предстают пред Адамом, и он дает им имена. Однако, он может это сделать лишь тогда, когда узнает их суть, так как имя это не только слово, оно обозначает саму суть предмета. Адам не находит среди зверей помощницы, которая бы ему годилась. Одновременно в стихах Быт 2,18-20 подвергается нападкам культ животных языческого окружения. Человек стоит над животными. Следовательно, животное никак не может быть богом.
Почему Бог создал жену из ребра Адама? Ведь он мог сотворить Еву точно так же как и Адама: из земли. Зачем автор рассказывает эту неубедительную историю? "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Быт 2,21 и далее).
Этот необычно звучащий для нас рассказ хочет ясно показать, что муж и жена равноправны: оба являются людьми в истинном смысле слова. Для тех времен это было нечто совершенно новое: жена считалась менее ценной и подчиненной мужу. С таким представлением автор радикально покончил. Жена сотворена из мужа, а потому она точно такой же человек как и муж. И тогда сказал Адам: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа" (Быт 2,23).
4. Существовала ли в начале только одна человеческая пара?
Как сказано в Быт 2,7, сперва Бог создал одного человека, одного мужа. От этого мужа произошла жена. Это только образ, или же речь идет о следующем теологическом высказывании: в начале был один человек, от которого как от источника должно было появиться все человечество?
Здесь всплывает вопрос: произошло ли человечество только от одной пары родителей? Существует ли вероятность, что в одно и то же время появилось несколько людей независимо друг от друга? Это естественнонаучный вопрос; разумеется, мы не можем ожидать на него ответа из Библии. На основе текста Книги Бытия нельзя прийти к однозначному заключению. Большая часть экзегетов придерживается взгляда, что рассказ о рае указывает на строгий моногенизм, или происхождение человечества от одной пары родителей. Как довод они приводят единство человечества во всем мире и явное отграничение людей от царства зверей.
Другая часть экзегетов полагает, что сотворение Адама из земли и сотворение Евы из ребра Адама всего лишь образ. Рассказ о сотворении стремится поведать не о том, как возник человек, а о том, что такое человек. Следовательно, вопрос о происхождении человека остается открытым. По мнению этой части экзегетов словом "адам" (то есть человек) обозначен не один представитель вида, а весь вид. Другой вопрос, можно ли придерживаться подобной интерпретации с теологических позиций; но с точки зрения экзегетов, на нее нельзя дать однозначного ответа.
5. Драма грехопадения
Рассказ об искушении человека змеем отличается тонким психологизмом. Змей притворяется глупым. Позволяет жене поучать его: "Разве Бог действительно сказал: не смейте есть ни от какого дерева в саду?" Змей сильно преувеличивает и тем самым провоцирует жену к ответу: "Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" (Быт 3,1-3). Уже в этом ответе Евы начинает звучать сомнение в Божьей доброте. Затем следует обольщение: "Нет, не умрете!" Ешьте с плодов этого дерева! Бог недодает вам счастья! Он хочет оставить вас в неведении. Бог знает: "В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт 3,4-6). Змей, таким образом, разрушил мнение человека о Боге: Это убогий Бог, положению которого угрожает человек. От такого Бога люди уже не хотят быть зависимыми и берут свою судьбу в собственные руки. До грешного поступка только шаг.
"Познание добра и зла" должно означать: человек сам хочет определять, что хорошо и что плохо. Этим он ставит себя на место Бога. Яд змея действует на душу Евы. В ее представлении Бог оказывается завистливым, а плоды с запретного дерева становятся еще желаннее. Тотчас они "вкусные, красивые, желанные". Состояние нерешительности в душе Евы исчезает. Следует поступок. Отдельные шаги психологически тщательно разработаны: увидела, взяла, ела, дала.
Дала Ева не хотела остаться в этом поступке одна. Потому она дает плоды Адаму. Он тоже ест. Ева, которая должна быть ему помощницей, становится обольстительницей. Раскол между Богом и человеком завершается. Настала катастрофа! Человек выпал из Божьего общения. Он скрывается от Бога. Но Бог привлекает его к ответственности.
Первые люди узнают, что они наги. Это образ; он не является выражением телесного или полового состояния человека. За этим образом скрывается игра слов.
Змей обещал: вы станете "арум" мудрыми, знающими, сильными (Быт 3,5). После грехопадения Адам и Ева узнают, они стали "аром" нагими, убогими, незнающими, бессильными (Быт 3,10).
Слово "нагие" изображает бессилие и беспомощность грешника, который оказался предоставленным всем злым силам. Грех никогда не может дать человеку добро (арум) он всегда делает его нищим (аром) и ввергает в пучину гибели.
Совершив грех, человек расходится с Богом. Но грех также разделяет самих людей. Муж обвиняет жену, жена сваливает вину на змея, который одурачил ее своей необыкновенной силой. Здесь обвиняется чудо природы, а тем самым Бог (Быт 3,12-13). Следует соответствующее наказание за грех: Змей как символ культа плодородия, который в древних странах Востока изображался прямоходящим, в наказание должен в будущем ползать на брюхе и глотать прах. Весь блеск его демонической силы померк (Быт 3,14-15).
Жена наказана мужем. Она мечтает о муже и о действительной любви. Но муж ею злоупотребляет, приводит в рабство, своим инстинктом делает из нее вещь. Наказание постигает жену и в ее материнском призвании: трудности материнства и боли при родах (Быт 3,16).
Муж наказан землей. Для него земля проклята. Все, что он делает соответственно своему назначению, чтобы подчинить мир, приносит ему вместо чистой радости страдание, муки и боль; силы земли восстают против него. Все, чего он с усилием и страданием добился, почти сразу же разваливается у него в руках. В конце трудной жизни его ждет смерть (Быт 3,17-19).
Однако, самое тяжелое наказание изгнание из рая. Если рай представляет собой интимное жизненное общение человека с Богом, то изгнание из рая означает потерю этого общения.
Мы узнали, что рассказы о сотворении мира и грехопадении являются одеванием богословских истин в исторические одежды. Здесь говорится, прежде всего, о трех больших темах: о происхождении всего сотворенного от Бога, о происхождении зла в мире от свободы человека и, наконец, о вопросе: "Что же такое, собственно, человек?" Человек, сотворенный по образу Божию, уже в начале своего существования выступает против Божией воли, и тем самым нарушает гармонию творения. Бог отходит от человека, но не навсегда. Он не предоставляет его самому себе, не ввергает навсегда в мучительное, палящее одиночество. В "протоевангелии", "первой радостной вести" (Быт 3,15), Он обещает изгнанному человеческому роду Спасителя. Тем самым история получает свое направление становится историей спасения. Бог ведет свой народ навстречу спасению, которое приходит для нас в Иисусе Христе.