Глава 13. ЗНАКИ БОЖИЕЙ БЛИЗОСТИ
Как мы становимся христианами?
У большинства наших читателей наготове ответ: через крещение. Значит, человек становится христианином не собственными усилиями, но действием Божиим. Все крещеные принадлежат к христианской общине самой многочисленной религиозной группе в мире.
Итак, все просто? Родители приносят крестить младенцев, и те становятся христианами. А позднее многие об этом и знать не желают. Другие хотя и называют себя всю жизнь христианами, однако ничто в их поведении не говорит о том, что они следуют за Христом. Как раз такие "христиане на бумаге" вредят доброму имени христианства в мире. Крещение для них нечто вроде прививки против оспы: сделал и раз и навсегда думать забыл.
Нет, не все так просто! Нечто в нас противится тому, чтобы называть таких людей христианами и это вполне справедливо. Ведь, по крайней мере, у взрослых людей должно, помимо прочего, присутствовать главное вера. Об этом мы поговорим в других главах. Сейчас речь о самом начале христианской жизни. Как стать христианами? Начало действительно происходит от Бога. Бог дарует его в таинстве крещения. Что же такое таинство?
ТАИНСТВА ЗНАКИ БОЖИЕЙ БЛИЗОСТИ
В чем проявляется сближение людей, симпатизирующих друг другу? Они используют формы выражения чувств, которые можно видеть и слышать, например, жмут друг другу руки, переписываются, ведут беседы. По мере дальнейшего сближения эти формы становятся все выразительнее, у любящих перерастают в нежность и в любовные свидания. По этим знакам можно судить о развитии внутренних отношений пары.
Знаки симпатии и любви не только говорят о чувстве, но также вызывают и углубляют его. Мы знаем по опыту, что благодаря знаку симпатии и любви спор может стать беспредметным и окончиться. Более того, добрые слова и жесты способствуют возрастанию любви, которая затем богато одаривает любящих.
И вера заключает в себе отношение к другому, то есть к Христу, а через Него к Богу Отцу. И тут нужны формы выражения знаки. Бог знает человека, его чувственную природу. И Бог идет навстречу человеку, избирая знаки, присущие людям вообще: к примеру, хлеб и вино (чтобы в Вечере Господней показать, что этим человек жив), или воду (дабы через крещение выразить необходимость очищения от вины). И в этом случае знаки не только обозначают внутренний процесс, но одновременно осуществляют обозначенное: очищение человека, Божью любовь и близость. Они объединяют человека с Богом. Бог присутствует в повседневной жизни.
Если припомнить, что дарованное нам Богом мы называем благодатью, то сразу проясняется смысл таинств как "видимых знаков, обозначающих и в то же время осуществляющих невидимую благодать".
Слово "таинство" (по-латыни "sacramentum") подразумевает "святую вещь", "тайну". Это общее название для семи знаков таинств, установленных Христом: крещения, миропомазания, Евхаристии, таинства покаяния, елеосвящения больных, священства и брака.
Магия и колдовство
Возможно, вы вновь сомневаетесь: как это Бог должен связывать себя этими знаками? Не попадет ли Он в таком случае в распоряжение человека? Разве это не чары, колдовство, магия, предрассудки, наконец?
Вернемся еще раз к примеру о человеческом выражении любви. Разумеется, все эти знаки можно проявлять чисто внешне, не испытывая сердечной привязанности. Тогда они всего лишь пустая оболочка, лицемерие. Они не выражают внутренних переживаний и не вызывают их. Точно так же таинства действуют только тогда, когда в них участвуют и Бог и человек. Лишь Бог может связывать Свое Божие действие с видимыми знаками. В случае если люди сами пытаются вынудить у Бога благосклонность и помощь, прибегая к ритуалам, мы говорим о магии или колдовстве. Но таинства не имеют с этим ничего общего. Мы не в силах овладеть Богом, "присвоить" Его, ограничить или обязать. Бог участвует в таинствах не потому, что Он обязан делать это, а потому что, Он хочет этого, будучи верен Своим обещаниям (1 Кор 1,4 и далее; ср. 1 Фес 5,24). Он Сам обещает Свое присутствие, если мы будем использовать знаки таинств, установленные Христом. Поэтому только Христос и никто другой мог установить таинства. Церковь это сделать не могла.
Папа Пий XII говорит: "Когда таинства Церкви совершаются во внешнем обряде, сам Христос пробуждает их действие в людях... Это Он Своей силой крестит, учит, ведет, разрешает, связывает, приносит жертву, отрекается" ("Mystici Corporis", энциклика Пия XII).
Поэтому действенность таинства не зависит от личных достоинств посредника. Христос, например, отпускает грехи и тогда, когда отпущение совершает грешный священник.
Однако внутреннее убеждение человека должно соответствовать внешнему знаку. Когда Бог отвечает на этот знак таинства, это предполагает некое обязательство не для Него, а скорее для нас. Не мы требуем от Него, а Он от нас требует безусловной веры. Вера по крайней мере, для взрослого человека, выступает предпосылкой принятия всех таинств. Таинства вовсе не автоматы, которые, будучи включенными, работают сами собой. Они не могут проявиться там, где нет веры и сотрудничества. Таинства скорее семена, требующие хорошей, благодатной почвы, иначе они никогда не дадут урожая.
Видимая сторона таинств дает повод упрекать Католическую Церковь в излишней привязанности к формальностям. В этой связи часто слышишь о "фокусах". А ведь нам хорошо известно, что видимый знак сам по себе совершенно недейственен.
Внешние обряды вполне естественны. Бог, конечно, может даровать нам благодать и чисто духовным путем. Однако Он предпочитает установить связь с человеком в привычных тому формах. Мы, люди, суть тело и дух, а потому всегда чуждаемся во внешних знаках для выражения внутренних переживаний. Припомним хотя бы различные формы приветствий у разных народов земли, или обмен кольцами, символизирующий верность вступающих в брак. Никто из нас не собирается отрекаться от таких форм выражения человеческих взаимоотношений а почему дело должно обстоять иначе? Разве человек должен менять знакомое окружение только потому, что стал верующим? Отбросить все земное, человеческое? Христос вовсе не предполагал этого. Ведь Он сам установил некоторые знаки.
Их установил Христос
Нам хорошо известно, как Христос установил некоторые таинства, например, крещение, таинство покаяния и Евхаристию. Что касается таинства брака, елеосвящения больных, миропомазания и таинства священства, то в Новом Завете не говорится дословно, что их установил Христос, но упоминается об их совершении. Апостолы стремились делать все в точности так, как хотел Христос, и не желали вводить ничего нового; поэтому то обстоятельство, что они совершали эти таинства, можно объяснить лишь их убежденностью в выполнении Христовой воли. Это следует и из того факта, что апостолы с самого начала точно знали как, то есть каким видимым действием надо, например, при миропомазании передать благодать Духа Святого. В процессе более поздних богословских исследований выяснилось, что все эти разные действия имеют нечто общее, потому они и получили общее название таинства. Общее название употребляется с XII столетия. Потому порой ошибочно утверждают, что таинства были установлены в том столетии.
Учение о том, что этих таинств семь древняя традиция веры. Это явствует и из того, что восточная церковь, которая отделилась еще до XII века, до наших дней сохранила все семь таинств.
Таинства и жизнь
Все таинства правда, лишь когда правильно понимаются и "живут" идут навстречу человеку в его мечте о счастье. Хотя все они имеют одну и ту же общую роль, каждое таинство выполняет ее по-своему. Все они служат спасению человека и сопровождают его в течение всей жизни с самого начала (крещение) и до смертного ложа (елеосвящение).
Мы можем положиться на силу таинств. Хотя невозможно вести протокол Божиего воздействия на человека, и воздействие таинств тоже не изменяет его природных наклонностей. Однако, удивительно, как проявляется благодать в отдельных людях, когда, например, кто-то поднимается к новой жизни из бездны падения, когда здоровые люди из христианской любви к ближним помогают больным, а больные и покинутые, доверившись, предают свою судьбу в Божии руки. Политики из христианских убеждений борются за мир, богатые заступаются за нищих и требуют социальной справедливости. Примеры можно умножать, во всем действует Божия сила. Благодать, конечно же, не связана только с таинствами. У Бога много путей к человеку. И тот, кто ничего не знает о помощи, которую предоставляет нам Бог посредством таинств, может получить Божию благодать, если живет по совести и выполняет Божию волю.
Таинства по сути являются продолжением дела искупления. Через них Бог и Божия благодать опять входят в наш мир, очеловечиваются, чтобы приблизиться к нам. В этом проявляется основной закон искупления: так, как Сын Божий принял обличье человека ради человека, и Христово воздействие на мир должно всегда быть соединено с видимыми знаками. Знаки, используемые в таинствах, слова, вода, хлеб, вино, миро это часть нашей жизни. Это означает, что через земные вещи мы достигаем своего спасения. Они должны постоянно напоминать нам о том, что Бог хочет быть для нас всем живой водой, истинным хлебом, самой жизнью (ср. Ин 4,13; 6,35; 14,6; 15,1).
КРЕЩЕНИЕ
Большинство наших читателей крещены. У многих есть хотя бы неясное представление о значении крещения; многие участвовали в крещении, были даже крестными отцами или матерями. Что происходит во время крещения?
Наверняка вы будете удивлены, узнав, что крещение не является исключительно христианским обрядом. Обряды крещения существовали задолго до Христа. Из Библии мы знаем, что Иоанн крестил, дабы пробудить раскаяние, а Христос принял крещение, чтобы дать нам пример (Мк 1,10). Но именно Иоанн подчеркивает огромную разницу между своим и Христовым крещением: "Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мк 1,8).
Сам Христос не крестил, но явно считал нужным, чтобы этот обряд был перенят как знак спасения с приданием ему нового значения и действенности. Крещение Его именем становится главным таинством для всех, кто обращается к Нему и к Церкви: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28,19).
Апостолы и их последователи крестили тех, кто созрел для веры. Например, когда в день сошествия Духа Святого Петр провозглашал весть о спасении, слушатели спросили его: "Что мы должны делать?", Петр ответил: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян 2,38). В конце первого столетия уже известно точное руководство для совершения крещения в "Учении двенадцати апостолов", которое можно считать в некотором роде образцовым катехизисом.
Действие крещения
Очищение
Наверное, это значение первым придет вам на ум, как только вы вспомните, что вам когда-то рассказывали о крещении. Вода в нашем представлении связана с умыванием. Теперь ясно, насколько удачен знак, использованный Иисусом для обозначения последствий крещения. Ведь дело тут и впрямь в очищении, "смывании" наследственной вины всех грехов, словом, в "преодолении" греховного прошлого. "И если будут грехи ваши красны как пурпур как волну убелю" (Ис 1,18).
Дабы подчеркнуть такое действие, новокрещеные взрослые во времена раннего христианства носили белую ризу со дня крещения. Снимали ее только через восемь дней. Поэтому и первое воскресенье после Пасхи называется "Белым", что означает "воскресенье снятия белых одежд". Ведь крещение совершалось за восемь дней до этого в ночь на пасхальное воскресенье. И в наше время окрещенного малыша одевают в белую рубашечку.
Умереть и восстать из мертвых
То, что "умывание" вовсе не поверхностно, а преображает всего человека, становится явным из чтения Священного Писания (Рим 6,3-11), которое называет крещение "смертью и воскресением во Христе". "Древнее прошло" (2 Кор 5,17), умерло, погибло. Окрещенный может начать все сначала.
По этой причине раньше крестившиеся целиком погружались в воду, как бы хороня себя. К сожалению, в наши дни при крещении из практических соображений в воду уже не погружают, а поливают водой, что не так очевидно выражает глубинное воздействие крещения. Но последствия те же: старый грешный человек погребен с Христом, дабы в Нем воскреснуть к новой жизни.
Новая жизнь
Будем кратки, так как об этом мы подробно говорили в главе "Весть об освобождении". Здесь мы будем иметь в виду сказанное в ней.
Очищение, умирание это, скорее, негативные образы того, что связано с крещением. Нечто уничтожается. Действие крещения, однако, лучше объяснить на положительных высказываниях Священного Писания, которое говорит о "новой жизни", "новом сотворении", "новом человеке", "новом рождении" и т. д.
Никодим был уважаемым человеком у тогдашних евреев. Он был богословом и политиком. Однажды вечером он пришел к Христу поговорить о главных вопросах жизни. Иисус объясняет собеседнику, что есть лишь один путь к Царству Божиему, а тем самым к собственной жизни: "...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3,15). Новую жизнь, приходящую от Бога, мы не можем ни запланировать, ни создать, наоборот, мы должны "родиться" для нее. Крещение и есть такое новое рождение. Оно воистину дарует новую жизнь (2 Кор 5,17), крещеный становится Божиим чадом. Поэтому крещение называют также "банею возрождения "(Тит 3,5). Кто возродится подобным образом, в том пребывает Дух Божий, и Павел называет христиан "храмом Божиим" (1 Кор 3,17).
И тут на месте символ воды. Без воды нет жизни, нет плодородия.
И имя, которое ребенок получает при крещении, должно выразить, что крещением начинается новая жизнь. Наилучшим образом обновленное состояние человека, ставшего христианином, выражается тогда, когда ребенок получает имя примерного христианина (покровителя).
Присоединение к Церкви
Крещение связывает человека не только с Богом, но и со всеми остальными людьми, верящими во Христа. Через крещение мы стали единым Телом (1 Кор 12,12). Крещение знаменует вступление в Церковь.
Обряд крещения совершается в крестильне (комната для совершения обряда Крещения) или в самом храме. Крещение дома разрешается в исключительных случаях, например, при болезни ребенка. Прекрасно, если при крещении присутствует вся община, чтобы таким образом было подчеркнуто введение крещаемого в сообщество Церкви.
Мы становимся членами Церкви отнюдь не так, как вступают в какой-либо клуб, но рождаясь так же, как рождаются в семье. Жизнь неотъемлема от общества как в мирской, так и в религиозной сферах. Мы приходим к вере путем откровения и под влиянием Церкви, то есть через общество и поколение.
Католическая Церковь считает крещеными всех, принявших крещение в каком-либо ином церковном сообществе. Каждое крещение действительно, если оно осуществляется водой во имя триединого Бога. Если крещение состоялось, человек окрещен навеки. Не существует какого-либо повторного крещения, "перекрещивания". Только тогда, когда существуют сомнения в правильности осуществления крещения, крещение впрочем, лишь условное может быть повторено.
Нужно ли крещение?
Из сказанного следует, что крещение необходимо всем, кто пришел к полному пониманию Евангелия. Ведь без крещения не достичь единства со Христом, а без соединения со Христом не приблизиться к Отцу Небесному (Ин 14,6).
Если у кого-либо нет никакой возможности принять крещение, они вовсе не должны быть лишены общения с Богом, если жаждут креститься и раскаиваются в своих грехах (Лк 7,47; 23,43). Такое состояние называется "крещением желания". Точно также кто-то, не имеющий понятия об обязанности креститься, но праведно живущий по совести и взыскующий Бога, может общаться с Богом. И это будет, хоть и неосознанное, "желание крещения". Некоторые называют это "крещением жизнью". О "крещении кровью" мы говорим тогда, когда кто-то пожертвует своей жизнью во имя Христа до крещения водой (например, мученики).
Надо ли крестить маленьких детей?
В наше время обычной церковной практикой стало повсеместное крещение маленьких детей. Порой встречается возражение такого рода, что крещение предполагает личный выбор, а дети крещением привязаны к Церкви прежде, чем они обретают необходимые познания.
Однако Христос обещает Царство Божие и детям (Мф 19,14; Лк 18,15 и далее). То есть и дети могут войти в него. Крещение осуществляет принятие в Царство Божие. Священное Писание не указывает точный возраст для принятия крещения. В Библии, однако, упоминается, что крестился "весь дом", что в тогдашней языковой практике означало и детей этого дома (ср. Деян 16,15; 16,33; 1 Кор 1,16). По свидетельству Тертуллиана (конец II века), крещение детей входит в норму между 120-150 гг. Церковь вполне серьезно относится к словам Христа: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Говорят, что вера должна предшествовать крещению, ибо у Марка (16,16) написано: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". Но здесь нет временной последовательности. Скорее, Божие воздействие опережает все, в том числе и веру. И она является благодатью. Перед дарами крещения взрослый предстает таким же беспомощным, как младенец, который еще не может верить и решать за себя. Между верой и крещением, безусловно, существует тесная связь. Поэтому взрослые крестятся лишь тогда, когда хотят этого и готовы верить. Но и крещение детей не оторвано от веры веры их родителей и крестных, дающей гарантию того, что ребенок 6удет воспитан в вере. Там, где нет таких предпосылок, крещение со стороны Церкви совершаться не должно. Разумеется, позднее тот, кто был крещен, будучи ребенком, должен дозреть до настоящей веры и жить по ней. Об этом мы поговорим в следующих главах. Ни вера сама по себе, ни крещение еще не приводят к Богу. Человек должен признать свое крещение, подтвердить этот крестный обряд. Поэтому он вновь и вновь призывается к обновлению крестного обета, данного за него крестными родителями. Это бывает, например, на Пасху. Каждый из нас постоянно перенимает нечто из своего окружения. Ребенок особенно зависит от родителей. А они стремятся передать ему как можно больше духовного и культурного богатства. Сюда относятся и предваряющие решения, которые родители принимают за своих детей. Ребенок по праву мог бы упрекнуть своих родителей, если бы они погрешили против такого воспитания. Вот и родители-христиане стремятся передать своим детям веру, в которой живут, которую сами считают мерилом жизненных ценностей. Однако, в начале крещение. Пренебрежение им тоже будет предваряющим решением, только со знаком минус. Родители-христиане не могут отречься от обязанности передавать своим детям веру, иначе получится, что они проявляют свою веру недостаточно. Ведь любое проявление их веры влияет на детей, которые учатся в основном на примере родителей. Рассуждение многих: "Каждый сам решает вопросы веры" можно лишь приветствовать. Ведь такое решение потребуется рано или поздно от каждого окрещенного. Но прежде чем сделать выбор, он должен быть осведомлен о том, что придется решать. Он должен знать, что им принимается или отвергается.
Крестные
Крестные принимают на себя обязанность вместе с родителями крещеного заботиться о его христианском воспитании. От его имени они вместе с родителями прочитали Символ веры, ручаясь тем самым за его веру, одновременно выступая как представители церковной общины. Их роль не сводится к тому, чтобы быть простыми свидетелями акта крещения. Поскольку неразумно требовать от христиан-некатоликов ответственности за католическое воспитание своего крестного сына или дочери, то понятно, что их кумовство не совсем желательно. Конечно, они могут присутствовать в качестве свидетелей крещения или почетных крестных. Совершенно невозможно согласиться с выбором в качестве крестного равнодушного к религии человека только из тех соображений, что он приходится дядюшкой или обладает богатством.
Жить как крещеный
Папа Лев Великий (440 г.) писал: "Христианин, познай свое достоинство, ведь ты участник Божиего промысла, не возвращайся к прежнему ничтожному образу жизни, не отвечающему твоему положению по рождению" (Проповедь 21), Крещеный избавлен от вины, начал новую жизнь, но носил ее в "глиняных сосудах" (2 Кор 4,7). Новая жизнь может прорасти, как любой росток, а может зачахнуть и погибнуть. Искушения и склонность к лени, эгоизму и злоупотреблению властью не уничтожаются крещением. Крещеный должен нравственно расти и выдержать испытание. Никто лучше нас, христиан, не знает, насколько мы отстаем от образца, каким могли бы и должны были стать. Отсюда и берут начало многочисленные упреки в адрес Церкви. Если они относятся к тем, кто только зовется христианином, то не затрагивают христианства как такового: ведь эти люди вообще не живут по своей вере. Более серьезен упрек тем христианам, которые хотя внешне и выполняют свой религиозный долг, но в повседневной жизни не проявляют и следа христианского мышления. В этом случае действительно нет жизни в соответствии с верой. Поражение тех, кто по Священному Писанию должен был стать "светом мира" и "светить пред людьми" (ср. Мф 5,14 и далее) в самом деле чрезвычайно тревожит. А если вдобавок такие люди убеждены, что у них все как полагается, то им нет никакого оправдания.
Впрочем, "не судите, да не судимы будете" (ср. Мф 7,1). В наше время нам известно гораздо больше, чем в предшествующие эпохи о том, как сильно влияют среда и воспитание на человека. И лишь с напряжением всех сил он с трудом может преодолеть свой природный характер. Благодать, однако, не нарушает природу человека. Нам неизвестно, насколько упорно борются эти люди со своими недостатками, которые очень хорошо осознают. Но прежде всего неизвестно, в каком направлении пошло бы их развитие без благодатных таинств.
МИРОПОМАЗАНИЕ
Иисус обещал своим ученикам Духа Святого. После Его ухода из этого мира обещание сбылось: Божий Дух овладел людьми! Наш праздник Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) служит напоминанием об этом. С тех времен апостолы и их преемники передавали Духа Святого возложением рук на крещеных:
Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян 8,14-17; ср. 19,6; Евр 6,4).
Возложить на кого-либо руку означает приручить его; в данном случае это знаменует введение в область Божия воздействия. Священное Писание упоминает здесь о следующем, отличающемся от крещения, знаке Божией близости. Это таинство мы называем миропомазанием. В первые века н. э. оно совершалось сразу же после крещения, с которым тесно связано. Из текста Деяний апостолов видно, что лишь апостолы обладали правом совершать миропомазание, потому и в наши дни его дарует епископ как преемник апостолов.
Слову "миропомазание" соответствует слово "конфирмация", которое происходит от латинского "confirmatio" и означает укрепление. При миропомазании епископ возлагает на голову христианина руку, помазывает ему лоб миром (благовонное масло, смешанное с бальзамом) и говорит: "Прими знамение дара Духа Святого". Помазать кого-либо миром вспомним о средневековом помазании императора на царствование означает наделить его силой.
О последствиях миропомазания говорится в Деяниях апостолов: "...и приняли Духа Святого". Разумеется, Дух Святой передается человеку уже при крещении. Но тогда Он всего лишь посаженный росток, который полностью вырастает при миропомазании. Результат миропомазания отчетливо виден у апостолов:
Ведь и апостолы перед принятием Духа Святого принадлежали Христу, но еще во многом были незрелы и поверхностны. Вспомним хотя бы об их тугодумстве и нетвердости в вере. Божий Дух еще не целиком овладел ими. Однако, они разительно изменились во время Сошествия Святого Духа! Оковы боязни и неразумения упали, апостолы отважно проповедовали Христову весть, ибо "исполнились Духа Святого" (Деян 2,1-41).
Все сказанное прежде о воздействии Духа Святого относится и к миропомазанию. Это таинство роста и совершенствования. "Новая жизнь", которую мы получаем при крещении, подкрепляется миропомазанием. Оно делает христианина взрослым и готовым к борьбе с равнодушием мира и смятением своей души, к открытому исповеданию веры. Каждый верующий по-своему становится апостолом Христа, проповедником Евангелия в мире: в политике и труде, в семье и обществе, на улице и в храме.
Апостол Павел в своем послании к Галатам говорит о воздействии Духа: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5,22-23). Со ссылкой на Исаию (11,1-3) часто говорится о "семи дарах Духа Святого": премудрости, разуме, совете, крепости (силе), ведении (знании), благочестии и страхе Господнем.
Бог приходит к нам лишь тогда, когда мы открываемся Ему. Поэтому даже миропомазание не действует автоматически. Таинства это не "сезам, откройся!", они требуют нашего в них участия. Не без нас, а с нами, работает Бог. Если мы нагромождаем препятствия Его воздействию, замыкаемся перед Ним, Он не может влиять на нас. Это проясняет высказывание Священного Писания о единственном непростительном грехе: "хуле на Духа" (Мф 12,31). Под этим и подразумевается замкнутость человека в самом себе. Против этого бессилен даже Бог, ибо он не принуждает. Но если мы отдадимся на Его волю, а не нацелим свою жизнь на эгоистическую погоню за прибылью, если прислушаемся к Богу и примем Его замысел, тогда Он может воздействовать на нас.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ БОЛЬНЫХ
Учение Церкви о таинстве елеосвящения больных приобрело новый акцент на II Ватиканском Соборе: было обосновано его место в жизни церковной общины и в личной судьбе больного. Таинство должно называться "елеосвящение больных", а не "последнее напутствие", ибо совершается не только в случае крайней опасности для жизни, но всегда, когда жизнь верующего находится в опасности из-за болезни или старости. Священник, совершая таинство елеосвящения больному, должен подбодрить его тем, что подчеркнет значимость его болезни для него самого и всей церковной общины.
"Через священное Елеопомазание и молитвы пресвитеров, вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их (ср. Иак 5,14-16), и более того, наставляет их, чтобы через свободное свое приобщение к страданиям и смерти Христа (ср. Рим 8,17; Кол 1,24; 2 Тим 2,11-12; 1 Петр 4,13), содействовать ко благу народа Божия" (Догматическая Конституция о Церкви).
Апостол Иаков так говорит о елеосвящении: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть они помолятся над ним (что могло бы напоминать простирание рук над больным, соединенное с молитвой), помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак 5,14).
Елеосвящение больных есть таинство в полном смысле слова, Священник, совершая его, помазывает лоб и руки больного освященным елеем, говоря: "Этим святым помазанием и ради милосердия да поможет тебе Бог благодатью Духа Святого. И освобожденного от грехов да спасет тебя и милостиво укрепит".
Церковь учит, что во время этого таинства больному прощаются грехи и их последствия, он чувствует облегчение, силы его укрепляются. Отмечается порой и положительное воздействие на физическое состояние больного, если это необходимо для его спасения.
Собственно благодать, передаваемая через таинство елеосвящения больных, это духовная помощь, целью которой является религиозная победа над болезнью либо обретение душевного здоровья. Благодать таинства двояка: она готовит больного к выздоровлению или смерти в благодати. Но и тогда, когда оно не поможет выздороветь, осуществится духовная победа над болезнью. Победа заключается в том, что больной преодолевает внутренний протест против Бога, допустившего его болезнь; такой протест мешает ему жить в благодати. Благодать, передаваемая через это таинство, придает больному душевные силы, укрепляет его доверие и мужество как результат встречи с Христом, с Господом. Поэтому нельзя медлить с принятием этого таинства.
Елеосвящение больных не относится лишь к умирающим в час их смерти, это таинство тяжелобольных. Если болезнь кончается смертью, благодать, переданная этим таинством, помогает больному окончательно победить смерть.
Таинство елеосвящения больных может привести к их физическому выздоровлению. Но эта возможность не должна заставлять больного пренебрегать врачебной опекой. Он может и поправиться, но это не будет иметь ничего общего с теми исцелениями, которых стремятся достичь приверженцы некоторых современных харизматических движений. Возможность физического выздоровления проистекает из психосоматической (телесно-духовной) конституции человека. А духовное утешение и поддержка, которые душа больного получает посредством благодатного таинства, воздействуют обратной связью на тело и могут способствовать процессу выздоровления.
Пастырская практика заботы о больных всегда будет связывать совершение таинства елеосвящения больных с таинством примирения. В случаях клинической смерти или потери сознания таинство елеосвящения должно совершаться лишь при предположении, что больной желал бы его принять. Но совершая это таинство в случаях потери сознания и клинической смерти, надо всегда тщательно избегать всего, что могло бы вести к магическому пониманию таинства.