|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 15. СОВРЕМЕННЫЙ ХРИСТИАНИН

"Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: "Дождь будет"; И бывает так... Лицемеры! Лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?" (Лк 12,54-57)

В предыдущей главе мы разбирали основные мысли о том, как должен жить христианин. Как же это выглядит в действительности, ведь мы судим по делам? "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" (Иак 2,14).

Займемся же вопросами, которые имеют особую важность в современную эпоху. Церковь высказалась о них на II Ватиканском соборе в Пастырской Конституции "Радость и надежда". Этот документ послужил источником многих наших размышлений.

Требования эпохи

Мы живем в мире, в котором происходят быстрые и глубокие изменения. Человек господствует в природе, использует и формирует ее. Повсюду мы видим следы его деятельности, преображенный им мир. Общественные структуры тоже подверглись изменениям: из некогда земледельческой цивилизации мы превратились в индустриальное общество, в котором целые области срастаются в городские агломерации. Прежний авторитарно-патриархальный строй сменился во всех сферах жизни демократическими формами правления, предполагающими совместную ответственность.

Изменениям подвергается не только окружающий человека мир, но и его собственная душа. Внешние перемены воздействуют на нас самих. Газеты и кинофильмы, радиопередачи и телепрограммы обрушивают на нас новые впечатления, показывают новые жизненные позиции и тем ускоряют темпы перемен. Молодое поколение не подчиняется традициям.

В новой ситуации оказался и современный христианин. Он должен узнавать "знамения эпохи", чтобы правильно реагировать на них. Ведь через события и обычных людей к нам приходит Бог, Он обращается к нам и предъявляет новые требования.

ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО

При случае нередко говорят о том, что мы живем в обществе массовой культуры. Кроме всего прочего это означает, что отношения между людьми стали намного теснее, возросла их зависимость друг от друга.

Ежедневно мы узнаем о событиях, лично нас не касающихся. Но мы вдруг понимаем, что все находимся в одной лодке. Революция в Южной Америке или война на Дальнем Востоке отбрасывают тень и на нас. Спутники связи, отпуска в разных краях света и торговые связи все сильнее объединяют нас. Мы первое поколение, которое ясно осознало, что человечество составляет единое целое. Вновь и вновь становится понятно, что каждый человек является неотъемлемой частью целого, ближним. Все это требует нового мышлени и подхода. Главное в том, чтобы привести в соответствие интересы индивида с требованиями общества.

Нельзя отказаться от человеческого достоинства, оно неприкосновенно. Священное Писание говорит, что человек создан по образу и подобию Божию и призван властвовать над всеми творениями (ср. Прем 2,23; Сир 17,3-10). Невозможно принять лозунги типа "Отдельный человек ничто, народ все". Общество скорее должно заботится о максимальном развитии индивидуума. Общественные институты, как например, страхование, а также судебные органы, партии и государственные инстанции не самоценны, но должны служить людям.

Все люди обладают равными правами независимо от пола, цвета кожи, социального происхождения или положения. Ни осужденный, ни внебрачный ребенок, ни нетрудоспособный, ни старик не являются людьми второго сорта. Перед Богом все равны, тут "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3,28; ср. Мф 25,40; Рим 8,29). Поэтому надо позаботиться о том, чтобы каждый человек имел возможность получить все необходимое для жизни: еду, одежду, дом. У каждого есть право на воспитание и образование, на труд и создание семьи, свободный выбор профессии и разнообразие жизни.

Человек по своей сути ориентирован на жизнь в обществе. Без общения с другими людьми и своим окружением он не может жить и развиваться. Общество решающим образом влияет на развитие человека. Любой из нас во многом обязан обществу, в котором живет (семье, народу). Из этого проистекают и наши обязанности, долг по отношению к обществу. Каждое право предполагает наличие обязанности. Нездоровый эгоизм индивида подрывает социальную структуру. Любой из нас, как и все общество в целом, должен считаться со справедливыми требованиями других людей и обществ. Но главное нельзя быть равнодушным к благу всей нашей общечеловеческой семьи. Мы члены единого неделимого человеческого рода и обязаны помнить об этом, соответственно вести себя.

Мир можно сохранить

Все должны препятствовать бесправию и насилию, бороться за мир и свободу. Поэтому нельзя отрицать право государства на охрану этих ценностей. Так в средневековье возникло учение о "справедливой войне", не одобряющее войны как таковые, но допускающее самооборону государства в случае нападения.

Для обороны необходима армия, для обучения которой необходима строевая подготовка с оружием. Армию надо вооружать. Как поступить в этом случае христианину? И вообще действительны ли в эпоху атомной бомбы прежние нормы? Не становится ли оборона бессмысленной, если при этом уничтожается и то, что надо оборонять?

В Библии мы не найдем готовых рецептов решения этих проблем. Однако, в ней явно подчеркиваются такие ценности, как мир, любовь к своему врагу и примирение с ним. Война противоречит Божьим замыслам. Все христиане сходятся в этом.

Итак, тот, кто хочет быть христианином, должен любить мир. Но следует откровенно признать, что у самих христиан разные представления о путях достижения мира. Одни требуют мира и разоружения любой ценой. Мир до отказа набит порохом и оружием, достаточно искры и вспыхнет глобальный пожар. Сторонникам ненасилия возражают: обеспечение мира весьма похвально и по-христиански, но поставить бесправию заслон невозможно, и мы невольно становимся пособниками насилия и войн, иными словами соучастниками. Как показывает опыт, именно беззащитность и слабость провоцируют безответственные народы к агрессии. Поэтому приверженцы такого взгляда усматривают единственный, к сожалению, выход в поддержании равновесия в вооружениях.

II Ватиканский Собор вновь подчеркнул необходимость в устранении агрессивных и тотальных войн. Однако, вопрос об оборонительной войне сложнее, и потому ни один христианин не должен сомневаться в христианском мышлении другого, если тот придерживается иных взглядов в этой области. Тут каждый руководствуется велениями своей совести. Главное для любого христианина устранить напряженность и беспокойство в своем окружении начиная с собственного сердца и семьи. Сначала следует изменить свой образ мыслей, а затем изменится и наше поведение. Это удастся нам лишь после того, как мы преодолеем в себе глубинное сопротивление, то есть грех. Христос хочет принести нам покой: "Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам..." (Ин 14,27).

Кроме того, каждый несет свою долю ответственности за ускорение мирного процесса путем переговоров, активностью посредников, деятельности международных организаций типа ООН, переговоров об ограничении вооружений, отказа от ядерного оружия и т. д. Мир достижим но не вечно же поддерживать его гонкой вооружений!

В наше время мы отрицаем кровную месть как варварский пережиток точно так же надо на международном уровне отказаться от варварски кровавых боев за национальное равноправие и улаживать возможные распри в международных судах. Пришла пора, когда следует серьезно подумать о достижении прочного мира в глобальных масштабах.

Путь к Иерихону

Вам наверняка известна притча о самарянине (Лк 10,25-37). Вопросом, обращенным к Христу: "А кто мой ближний?", люди с незапамятных времен пытались определить дистанцию между собой и ближним. Им очень хотелось определить границы, чтобы затем с удовлетворением почувствовать: вот, я сделал все, что только мог, большего от меня никто не может требовать. Тот человек не задал бы Иисусу вопрос, если бы заранее знал ответ: каждый, кто в нас нуждается, становится нашим ближним.

Мы частенько слышим: "У нас нет нищеты; любой, кто хочет работать, обретет необходимые жизненные условия". Тем не менее, отважимся признать, что и сегодня беды и нищета стучатся в нашу дверь. Но они приходят в ином обличье. У скольких людей есть много еды и достаток, но они одиноки, брошены, находятся на грани отчаяния! Множество покинутых стариков чувствуют себя совершенно ненужными и отринутыми.

А нищета терзает людей в отдаленных уголках мира, и мы знаем об этом. Путь из Иерусалима в Иерихон помните притчу о самарянине пролегает сегодня рядом с дверью нашего дома. Из газет и теленовостей мы узнаем, что две трети человечества брошены на этом пути беды. Столько "ближних", как теперь, еще никогда не было. Самые далекие люди стали нашими ближними, и каждый их них вправе "во имя Христа" надеяться на нашу любовь и помощь.

В прошлом евангельские заповеди не были полностью осуществимы, ибо недоставало средств на устранение нищеты и беды. Сейчас многие живут в богатых промышленно развитых странах, в то время как в других из года в год усиливается голод. Личные расходы на алкоголь и косметику поглощают бессмысленно высокие суммы денег, на которые мы могли бы оказать помощь страдающим от голода в слаборазвитых странах. Отговорки и ссылки на то, что нищета чересчур велика, чтобы ее полностью преодолеть, несерьезны.

Впрочем, забота о других в наше время уже не может быть делом отдельных людей, это дело общее. Сейчас созданы всемирные объединения на частной, государственной и международной основе. Они взяли на себя эту заботу. Церковь сотрудничает в этом направлении со многими объединениями (например, "Каритас", "Бедность в мире", "Хлеб для мира").

ЛЮБОВЬ К МИРУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МИР

Мы привязаны к этому миру, будучи его частью. Чувствуем себя в нем как дома, любим его. Так и должно быть: мир и человек принадлежат друг другу.

Именно вера имеет большое значение для понимания мира. В Библии говорится, что мир создан Богом и, следовательно, должен иметь смысл. Подчеркивается в Библии и любовь Бога к миру, одобрение и поддержание его (Ин 3,16; Быт 1-3). Таким образом; Мир как целое хорош. Бог Сам послал Своего Сына в этот мир значит, мир того стоил; он заслуживает и нашей любви.

То самое Священное Писание, которое однозначно отсылает человека к Богу, с другой стороны положительно оценивает все человеческие качества и ценности, например, его плоть, предназначенную, по словам Христа, для воскресения (Ин 11,23 и далее), для радости: "Радуйтесь с радующимися..." (Рим 12,15 и др.). Благая весть Иисуса отрицает хмурый аскетизм, стесняющий человека и скрывающий от него мир.

"Второе сотворение"

Библия побуждает человека к прогрессу в науке, технике и культуре: "Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте... над всяким животным..." (ср. Быт 1,28 и далее). Бог передал мир человеку не как выстроенный дом, а как незаконченное строение, которое надо достроить и завершить. Для этого следует использовать свой разум, открыть тайны природы и подчинить их своим нуждам. Человек должен оставить в мире печать своей силы и своего духа. Он несет ответственность за то, что из этого получится.

Поэтому человек больше чем потребитель или простой распорядитель Бога он господин мира. Лишь перед Богом отвечает человек за мир. Мир не только творение Бога, все в большей мере он должен становиться делом наших рук. Города, дороги, предприятия, станки, машины, автоматы, ракеты, искусственные спутники созданы нами, людьми. Мы настоящие помощники в осуществлении Божиего замысла, конечно, с одним различием: Бог творит из ничего, мы же используем существующий материал.

Мы не обязаны оправдываться перед Богом за огромные перемены, совершенные нами в мире, если не занимаемся разрушительной деятельностью. Наоборот: все, с чем мы приходим в соприкосновение, является Божиим повелением для нас. Тем, что мы активно участвуем в делах людей и событиях в мире, мы служим Богу. В конце концов, нет противоречия между святым и мирским. Старая крестьянская пословица гласит: "Если Бога у тебя в конюшне меньше, чем в церкви значит, живешь без Бога". Будто по конвейеру двигаются к нам постоянно новые задачи, предметы, люди а в них приходит к нам Бог. В наших каждодневных заботах заключена отчасти наша набожность ответ на Божию весть. Уход от мира будет уходом от Бога. Профессия и религиозная жизнь не должны противоречить друг другу. Христианин, который пренебрегает своими мирскими обязанностями, пренебрегает и любовью к Богу и ближнему. Вера не уводит человека от его мирских задач она обязывает его решать эти задачи.

Стремление к прогрессу правильно: но где пролегают те границы, которые человек не должен переступать, чтобы не поставить под угрозу собственное существование? Павел VI в своей социальной энциклике "Octogesima adveniens" (ст.21) указывает, что современная деятельность человека характеризуется "неразумной эксплуатацией природы с риском полного ее уничтожения, и тогда сам человек станет жертвой этого уничтожения". Очевидно, над нами нависла угроза создания непригодной для обитания человека среды: вспомним хотя бы о загрязнении вод, изменениях климата и различных химических средствах, а также о новых болезнях, возникающих в результате этого.

Мы явно сделали что-то не так и нарушили жизненное равновесие в природе, а ведь все мы зависим от нее. В наше время практически все можно изменить, вопрос только в масштабах этих изменений.

Сегодня предупреждение звучит не только от "неудобных" моралистов, но и от ученых-естествоиспытателей. Именно они обращают внимание на то, что в будущем человеку придется в большей степени сражаться с самим собой, а не с природой. Просто потому, что он не имеет права осуществлять все, что мог бы осуществить. Проблематично, однако, откуда взять нормы для столь нужных решений. Поэтому христианин вместе со своими ближними должен взять на себя ответственность за общее будущее.

Смысл труда

Тяжким трудом исполняет человек свое предназначение на этой земле. Но разве содержание нашей жизни только в труде? Живем, чтобы работать или работаем, чтобы жить?

Как-то раз спросили троих каменщиков, чем они заняты. Первый отвечал: "Не видишь разве, я обтесываю камни". Второй сказал так: "Тружусь, чтобы прокормить семью". А третий ответил "Строю мост". Все трое делали одну и ту же работу, и все-таки каждый занимался иным. Все ответы правильны, но у третьего самый широкий взгляд на вещи. Для первого работа неизбежное зло, для второго способ прокормить семью; третий же считает себя участником великого дела, обновителем мира.

Порой работа может быть бременем и мукой. Усилий требует не только физический труд на палящем солнце, но и умственная работа. Усталость снижает наши силы, неудача заставляет начать все с начала. Надо иметь это в виду и не заниматься одним только воспеванием труда.

Ветхий Завет обосновывает тяжесть труда совершенным грехом: "Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее... В поте лица твоего будешь есть хлеб..." (Быт 3,17 и далее). Это и по сию пору так. Рабочее время сокращается, условия труда облегчаются, но повышается темп работы. Труд всегда будет сопровождаться мучительными усилиями.

Не стоит удивляться тому, что в древности труд рассматривали именно под таким углом зрения. Работу оставляли рабам либо как в наше время в примитивных культурах женщинам. Работа унижала: лишь нетрудовая жизнь считалась достойной человека. У христиан другая точка зрения.

Христос спас человека, а тем самым мир. Спасение распространяется и на мирскую деятельность. Христианин, живущий в соответствии со своей верой, чувствует призвание к совершенствованию мира. Труд в любой форме изменяет мир: растут урожаи, производство товаров потребления. Результаты исследований дают новые знания, делают труд более человечным. Труд, следовательно, знаменует участие в создании нового мира, изменении нашей жизни по сути, в спасении, то есть освобождении.

Вы знаете сказание о Прометее, укравшем у богов огонь. Хитростью и вопреки воле богов, желавших удержать господство над людьми, он передал огонь в руки людей. За это Прометей навсегда прикован к скале. Мы же, напротив, убеждены, что с чистой совестью можем содействовать прогрессу.

Работа не всегда только лишь мучительное усилие это по опыту знает каждый из нас. Стоит заболеть и долго бездействовать вопреки своей воле, как становится ясно, что не хочешь быть вечно "безработным". Труд это предпосылка физического и духовного развития человека. Труд должен служить человеку, а человек быть не его рабом, но властелином. Отсюда и требование отдыха и покоя по Божией воле: "Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела..." (Исх 20,9 и далее).

Заработная плата и собственность

Все сказанное звучит, наверное, немного напыщенно. Обычно во время работы мы думаем о ближайших целях: заботе и ответственности за других, особенно за свою семью, о приобретении состояния и независимости. Мы работаем, чтобы жить. Каждый труд должен соответственно вознаграждаться: "...ибо трудящийся достоин награды за труды свои" (Лк 10,7). Все в порядке, если речь не идет о безоглядной погоне за прибылью, при которой работа становится лишь средством заработка, а о служении ближнему и не вспоминается.

Вопрос справедливой оплаты будет актуален всегда. Плата зависит от выполненной работы: не заплатить по труду или тянуть резину в оплаченное рабочее время одинаковый грех. Главное, плата за труд должна быть достаточной для обеспечения семьи. Государство выравнивает доходы, помимо прочего, и специальным пособием на детей.

Социальные реформы всегда будут необходимы, чтобы все получили причитающуюся им часть социального продукта, то есть благосостояния общества. Именно христиане должны ощущать здесь свою ответственность.

Помимо права на справедливую оплату по труду каждый имеет основное право на личную собственность. Кто же не хочет воспользоваться плодами своего труда?

Где кончается право собственности? Бог не дал землю человеку или избранной группе, но всем людям. У всех есть право жить на этой земле и пользоваться ею. По этим соображениям право собственности ограничено правом другого на все необходимое ему для жизни. Даже имущество социально обусловлено и не является независимым от общества. Это относится не только к отдельному человеку и его имуществу, но и к целым народам. Совсем не беспочвенным является вопрос о том, справедливо ли разделены богатства нашей земли между всеми обитателями планеты. Ведь две трети человечества голодают!

Очевидно, что кто-то может злоупотреблять собственностью и имуществом. Тогда они опасны. Потому на все вышесказанное можно взглянуть и иначе.

Отрицает ли христианство мирские ценности?

Нас по праву могли бы упрекнуть в утаивании, если бы мы умолчали о решительном "нет", сказанном в одной из частей Библии всему мирскому. Но следует осознать вот что: с подобным отрицанием мы встречаемся только тогда, когда "да" означает злоупотребления в миру, порабощение мирским короче, отвращению от Бога ради мирского. Чем притягательнее красота и сила мирского, тем выше опасность, что оно заслонит от нас Бога.

Христианская открытость миру вовсе не наивный оптимизм. Жажда накопить богатство делает из людей воров, может привести к мстительности и насилию. Работа может поработить, прогресс привести к уничтожению мира. Успех ведет к самовосхвалению, деньги и богатство к жадности и жестокости. При этом утрачивается и Бог, и ближний.

Понятно, что в Библии говорится не только о "Божием мире", но в другой связи и о "мире зла", с которым не стоит "сообразовываться" (ср. Гал 1,4; Рим 12,2). Во втором случае под "миром зла" Библия понимает совокупность всего эгоистического и вульгарного. Евангелие одобряет и одновременно критикует мир: христианское служение миру должно быть зрелым и осознанным. Отсюда аскетизм и самоограничения, которые часто принимают за отказ от мира. Футболист тренируется для сохранения формы, исследователю для достижения результата нужны старательность и настойчивость. Ведь жизнь показывает, что человек вообще склонен к лени и моральной несдержанности. Аскетизм борется с этими склонностями сознательно и планомерно. Самодисциплина, отречение и обеты не самоцель, а средство достижения цели. Они вполне полезны, прежде всего, на работе, в семье, в обществе и т. д. Требуется чтобы мы не уходили в себя. Цель не отрицание мира, а увеличение любви. А любовь не боится жертв, жертва это отречение во имя высшего блага. Поэтому Христос в Нагорной проповеди требует от нас "нищеты духа", то есть духовной независимости от имущества. В этом смысле можно пожертвовать таким добром и благами, чтобы взамен получить более ценное.

Несостоятельно и мнение о том, что Бог радуется, если мы делаем свою жизнь тяжелее. Тогда христианство стало бы по-настоящему тяжким бременем, как о нем думают многие. "Бог не хочет от нас того, что тяжело, он хочет только добра, но, разумеется, и тогда, когда добро тяжело дается" (C. Tilmann Das geistliche Gesprach (Духовный разговор). Leipzig 1965).

Еще раз вернемся к одному из основных возражений против христианства: вы не принимаете мир всерьез. Ради перспективы "загробной жизни" вы не обращаете внимания на важные дела, на красоты и радости этой земной жизни, пренебрегаете ею.

В конце этой главы должно проясниться вот что: вопрос "Бог или мир" поставлен неправильно. Двойная бухгалтерия многих христиан минимум шесть дней в неделю отдавать мирскому, а час в воскресенье посвящать Богу, тоже неверна. Все обыденное: сон, пробуждение, еда, питье, смех и плач, а также все великое, сложное и необычайное наших дней это пространство, в котором мы должны доказать, что Бог для нас что-то значит. В этом смысле христианин должен обладать "мирским мышлением", чтобы оставаться истинным христианином. В нашей любви к миру и ближнему должна проявляться Божия любовь к миру и человеку. Только тогда наше служение миру превратиться в настоящее богослужение.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|