Глава 16. КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Главное католическое богослужение Святая Месса. Вы наверняка заметили, что в последние годы литургические обряды сильно изменились. Нынешнюю Мессу служат иначе, чем много лет назад, но ее ядро осталось неизменным. Латинский язык в качестве церковного был заменен национальными языками. В последнее время кое-где стараются осовременить Мессу, экспериментируют с современной музыкой вместо старых церковных песнопений. Это попытки облегчить современникам участие в Мессе.
Однако на этом дело не кончается: все чаще молодежь спрашивает, нужна ли еще молитва и что меняется в нашей обыденной жизни от богослужений. Протест против несправедливости, борьба с голодом, проблемы войны и мира кажутся молодым важнее религиозных проповедей. Они не хотят бездействовать и прятаться в стенах храма. Многие, считающие себя христианами, вообще вычеркнули церковную службу из своей жизни.
Литургия переживает кризис? и хорошо, что переживает. Ведь для многих христиан она стала привычной рутиной, а не выражением живой веры. Она никак не связана с их каждодневной жизнью.
Прежде чем мы углубимся в эти размышления, давайте подробнее рассмотрим католическое богослужение.
Я и сам умею молиться...
Все богослужебные действия Церкви называются литургией (от греческого "leitourgia" "служение народа"). Под этим понимается официальное и совместное воздание хвалы Господу народом. Литургия, таким образом, не только дело священников, на которое взирают верующие или в котором они пассивно участвуют, но праздник для всей Церкви.
По своей сути человек существо общественное. Можно ли представить дружную семью без совместных обедов, ужинов, прогулок, разговоров? То же относится и к Церкви: ей необходима совместная деятельность, прежде всего, совместное прославление Бога. Набожность вдали от людей хороша, но не заменит совместную молитву. Христос обещал собравшимся верующим свое личное присутствие (ср. Мф 18,20). Поэтому христианство никогда не считалось сугубо личным делом каждого.
В религии человека подстерегает опасность заботиться только о себе самом и стремиться лишь к собственному спасению. Многих отвращает это "эгоистическое стремление к спасению". Потому и нужно участие в совместном богослужении, чтобы верующий сталкивался с проблемами Церкви и требованиями времени, а не погружался целиком в свои личные заботы и радости.
Помимо прочего, в этом проявляется единение верующих и единство Церкви. Рабочий и директор предприятия, крестьянин и горожанин, бедный и богатый, черный и белый все одинаково преклоняют колени, объединенные одними правами и общими желаниями. Литургия знаменует новое общество, в котором человек избавлен от гонки за престижем и живет как равный среди братьев. Ведь важно не только творить добро каждому за себя, но и врасти в подлинное сообщество людей.
Известно, что одинаково думающие люди стремятся к единой цели, а это умножает радость веры и укрепляет веру каждого. Все мы нуждаемся в поддержке окружающих. Из опыта мы знаем, что вне религиозной общины большинство верующих быстро теряет контакт с Богом. Упомянем хотя бы поступивших на работу после окончания школы молодых людей, которые в новой атеистической среде отрекаются от веры. В одиночестве верить труднее.
Все эти размышления не были, видимо, чужды и Христу. Христос очень хорошо знает людей и принимает их таковыми, какие они есть. Он собирает вокруг себя общину и устанавливает совместную трапезу как свой знак. Вот эта вечеря и является центром католического богослужения.
СВЯТАЯ МЕССА
Название "Вечеря" у нас употребляется редко, может быть, потому что это празднество не ограничивается вечером. Уже Павел говорил о "трапезе Господней" (1 Кор 10,21), и в Деяниях апостолов встречается выражение "преломление хлеба" (Деян 2,42-46).
Сейчас используется выражение "тайна Евхаристии", означающее благодарение. Распространенное название Евхаристии "Святая Месса". Это название происходит, скорее всего, из заключительной формулы св. мессы: "Ite missa est Идите, вы отпущены".
По-немецки слово "Messe" означает церковную службу и ярмарку. Нам известны названия "Leipziger Messe" (Лейпцигская ярмарка), "Frankfurter Buchmesse" (Франкфуртская ярмарка). В прошлом ярмарки были неразрывно связаны с богослужениями, Мессами, и это название сохранилось до сих пор, хотя современные ярмарки ничего общего с литургией не имеют.
Месса отнюдь не только вечерний пир "Вечеря". Ее можно рассматривать с разных точек зрения. Попробуем объяснить самые важные.
Месса воспоминание
Вечером накануне своих крестных страданий Иисус встретился со Своими учениками на традиционном еврейском празднике пресных хлебов. Когда все совершилось по обычаю, Иисус "взял хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас пре дается". С теми же словами Он поднял чашу с вином. Потом повелел: "Сие творите в Мое воспоминание" (ср. Лк 22,19).
Иисус, следовательно, Сам приказал Своим ученикам делать то же, что и Он, в Его воспоминание. Под воспоминанием не подразумевается только память о прошлом, но и присутствие Христа и воссоздание Его судьбы в нашем современном мире. Поэтому Месса не пустой символ; это не наши действия, а Христовы. Как бы повторяется Его смерть и воскресение из мертвых (ср. 1 Кор 11,26). Иными словами, и в XX веке Христос присутствует среди нас, хотя и не в образе Человека, как некогда в Палестине.
Месса трапеза
Первоначально "преломление хлеба", "Месса" была связана с настоящей трапезой агапой. Общины были небольшими, и несколько участников трапезы размещались за столом. В начале или в конце трапезы исполнялась заповедь Христа "сие творите в Мое воспоминание" и праздновалась Вечеря Господня. Сегодня в больших церквях бывает нелегко распознать под торжественным ритуалом молитв и обрядов первоначальную вечерю.
Однако суть ее осталась неизменной и в современной Мессе. В центре действия накрытый стол (часто богато украшенный, а в средневековье с алтарной стеной с иконами). Как и во время Тайной Вечери, произносятся над хлебом и вином те же слова, некогда сказанные Христом преломляют, едят и пьют.
В римско-католическом богослужении верующие не причащаются Кровью Христовой из чаши. Это ограничение объясняется практическими доводами. Однако при этом Христово приказание не нарушается. Ведь это живого Христа во всей Его полноте принимают под видом хлеба и вина. В давние времена первых христиан Евхаристию приносили, к примеру, больным только под видом вина. После причащения евхаристическим хлебом и вином Вечеря Господня становится более понятной. Поэтому последний Собор вновь разрешил причащаться жертвенным вином в особых случаях и обыкновенно в маленьких общинах. Связанные с Римом восточно-католические церкви всегда причащали евхаристическим вином.
Почему Христос избрал знаком Своего присутствия именно пищу? Зададимся вопросом: а что происходит при принятии пищи? Мы подкрепляемся, восстанавливаем силы и наслаждаемся общением.
Хлеб и вино служат пищей человеку и необходимы для жизни. Наша плоть не насыщается Евхаристией, это ведь пища для вечной жизни: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин 6,54). Этим Христос хочет сказать: "Ты нуждаешься во Мне так же, как в хлебе насущном". Трапеза это знак взаимной принадлежности. Мы знаем как сближают людей обед во время рабочего перерыва или свадебный пир. Христос зовет нас на пир. Поэтому мы воссоединяемся с Ним таким образом, какой невозможен среди людей: "Ядущий Мою Плоть пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин 6,56). Если мы правильно участвуем в трапезе, то Его мысли, дух, сила, любовь вселяются в нас.
Посредством Христа мы достигаем воссоединения с Богом и людьми. Не зря говорил Христос, что эта трапеза служит заключению нового союза с Богом. Связь с Богом теснее сплачивает между собой и людей. Сплачиваются верующие, причастившиеся одного хлеба, становясь "одним телом" (ср. 1 Кор 10,16-17). В итоге мы, к примеру, становимся ближе и терпимее к человеку, который нам неприятен.
Месса жертва
История религии учит нас, что человек выражал свое отношение к Богу с помощью жертвы. Отдавая нечто из личного имущества, он хотел поблагодарить Бога за себя и все свое имущество. Уничтожая нечто (например, сжигая), он проявлял сознание своей вины, за которую заслужил смерти. Жертва стала символом преданности Богу и примирения с Ним.
Иное понимание жертвы у католиков. Они называют Святую Мессу "жертвой". Христианское богослужение понимается не как действия людей, но самого Бога. Инициатива принадлежит не человеку, а Богу. Не мы жертвуем в Мессе, а Христос заступается за нас. Не наша, а Его жизненная жертва становится символом преданности Богу, способствует примирению с Ним. Этим Христос отверг как недостаточные способы жертвоприношения, существовавшие до Него (ср. Евр 9,13-28; 10,12; 1 Ин 3,1б).
Месса, следовательно, не простое повторение Последней Вечери Иисуса, но и воспроизведение Его смерти на кресте. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию смерть Господню возвещаете, доколе Он придет", говорит Павел (1 Кор 11,26).
Сам Христос связывает Свою последнюю Вечерю с распятием на кресте, говоря: "...сие есть Тело Мое, которое за вас предается, ...сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая...". Жертву Иисуса на кресте мы не должны понимать в том смысле, что Бог удовлетворился лишь кровавой жертвой. Поведение Иисуса преследует две цели: Бога и человека. Иисус идет к человеку и становится мишенью всей людской злобы и греха. Он неминуемо должен был потерпеть поражение, так как грех обладает силой уничтожения. Но Своей верностью Богу Он превозмог грех. Так Он соединил то, что было разделено человека и Бога (ср. Рим 3,25; 8,3; Евр 2,17). Как только человек доверится Христу, он примет участие в этом деянии и уже никогда не потерпит крушения.
Наше совместное участие в Св. Мессе правильно тогда, когда мы присоединяемся к Христу в Его деяниях. Мы стоим под крестом и не можем оставаться безучастными; мы должны перенять мысли Христа и быть готовыми прожить свою жизнь во имя Бога и людей. В этом смысле Христова жертва станет и нашей жертвой.
Вот новое доказательство связи христианского богослужения с каждодневной жизнью. Когда нарушается эта связь, мы перестаем жить для других, и само богослужение бесплодно, так как мы не сделали того, что совершил Христос.
...тайна веры
Разумеется, в нас снова пробуждаются сомнения: и все это скрывается под простыми символами Мессы? Возможно ли, что Бог так близко? И Он приходит к нам под видом хлеба и вина? Мы можем лично встретиться с Ним?
Иоанн сообщает нам, что и евреи в свое время не захотели понять этого и затеяли спор с Христом. Когда Иисус сказал об этом таинстве, даже Его ученики роптали, а многие ушли. Но Иисус требует от нас однозначного решения. Он настаивает на буквальном толковании Своих слов (Ин 6,48-49). Значит, речь идет не о символах или религиозных знаках, а о действительном присутствии Бога среди людей. Кто не узнает в Иисусе Самого Бога, тот не поймет смысла Мессы.
ПОРЯДОК СВЯТОЙ МЕССЫ
В Мессе соединяются два богослужения: Евхаристическая Литургия, берущая начало в Вечери Господней, и Литургия Слова, в которой сохраняется наследие иудейского богослужения. (До сих пор мы говорили только о Евхаристической Литургии, потому что она нуждается в более подробном объяснении по сравнению с чисто молитвенной литургией либо чтением Св. Писания).
Разделение мессы на две части видно и потому, что во время Евхаристической Литургии священник стоит у алтаря: ведь для Вечери ему нужен стол. Во время молитв и чтения Библии священник сидит или стоит боком к алтарю, либо у аналоя для чтения.
Начальные обряды
В сопровождении органа или совместного пения священник с министрантами (алтарниками) подходит к алтарю. Преклонив колена, он поднимается по ступеням к алтарю и отходит к сиденьям. Перед началом Святой Мессы священник благословляет всех. Затем он приветствует собравшихся, и они отвечают на приветствие.
Первое, что ощущает человек, оказавшись наедине с Богом, собственное несовершенство. Поэтому первая совместная молитва это покаяние, в котором мы просим Бога смилостивиться над нами. Та же просьба заключена в последующем "Kyrie, eleison Господи, помилуй!", повторяемом шесть раз. Далее следует "Gloria Слава в вышних Богу", выражающая хвалу Господу и радость при известии о рождении Христа. Затем собравшихся призывают помолиться, и после краткой паузы для раздумий священник читает Вступительную молитву, которую собравшиеся подтверждают словом "Аминь" (да будет так). Этим заканчиваются начальные обряды.
Литургия Слова
Самое главное в Литургии Слова чтение книг из Ветхого Завета, новозаветных посланий и Евангелий. Они соединяются медитативными песнопениями. Затем обычно следует проповедь, в которой библейский текст растолковывается применительно к современной жизни. По воскресеньям и праздникам после проповеди читается исповедание веры ("Credo"). Всеобщая молитва, в которой собравшиеся просят о помощи в нынешних нуждах, завершает Литургию Слова.
"Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим 10,17). Слушая Божие слово, человек чувствует, как в нем пробуждается и углубляется вера, без которой последующая Евхаристическая литургия не имела бы прочной основы. В слове Библии присутствует Христос; это слово готовит нас к встрече с Христом в Евхаристической литургии. Поэтому при чтении Евангелия мы встаем а во время торжественной службы даже подносятся свечи и кадило к аналою для чтения в знак особого почитания.
Евхаристическая Литургия
В то время как готовятся жертвенные дары, верующие поют хором, министранты приносят священнику на алтарь книгу Мессы (служебник), чашу, блюдо (патену), хлеб и сосуды с вином и водой. Священник подходит к алтарю, жертвует положенные на патену хлеб и вино, которое перед тем, слегка разбавив водой, он налил в чашу. Затем священник моет руки водой, символизируя чистоту мыслей перед началом Христовой вечери. Закончив подготовку даров, священник призывает верующих помолиться, чтобы Бог принял совместную жертву. Молитвой над жертвенными дарами заканчивается первая часть Евхаристической Литургии.
Во время подготовки даров у верующих собирают деньги на благотворительные и тому подобные цели. Смысл сбора в том, что богослужение не должно оставаться чисто внутренним делом, но отражаться в будничных поступках.
Следует Евхаристическая молитва канон. Канон начинается с префации торжественной молитвы хвалы и благодарения, которая меняется в зависимости от праздника. Префация завершается пением "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф" ("Sanctus."). Евхаристические Молитвы бывают разными, но во всех говорится о жизни Христа и о деле Церкви. Главными в Каноне всегда, однако, являются слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере (ср. Лк 22,7-23). Когда верующие устами священника повторяют по завету Христа Его слова "это совершайте в память обо Мне", повторяется Тайная Вечеря: Христос пресуществляется в хлебе и вине. Священник поднимает Хлеб и Чашу, чтобы все собравшиеся могли видеть их и воздать почести, и говорит: "Тайна веры". Верующие отвечают кратким исповеданием веры (Раннехристианской формулой веры). Евхаристическая Молитва завершается торжественным хвалебным песнопением.
Третья часть Причащение. Оно следует за молитвой "Отче наш", котора подобно молитве перед едой готовит к Причастию. Затем священник тихо молится о мире, следует приветствие мира, в разных странах верующие поразному делают это, если делают вообще. Священник преломляет Хлеб, а верующие поют или говорят: "Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас".
Священник особой молитвой готовится к причащению. Затем поднимает гостию и произносит: "Вот Агнец Божий...", а собравшиеся отвечают: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя..." (ср. Мф 8,8). Верующие подходят к причастию. Затем священник очищает чашу и читает краткую заключительную молитву.
Заключительный обряд
Наступает время для различных объявлений о событиях жизни в приходе, о времени богослужений и т. д. После объявлений священник еще раз обращается к верующим, благословляет их и отпускает со словами: "Идите с миром". Богослужение завершается песнопением или игрой на органе. Верующие возвращаются в повседневную жизнь.
Дарохранительница Дароносица Процессия
Яркая отличительная особенность католического Божиего храма "вечный свет", негасимо горящий перед дарохранительницей (табернакулой), установленной на почетном месте. Входя в храм или выходя из него, католик непременно с почтением преклонит колени перед дарохранительницей. Здесь хранится оставшийся Святой Хлеб, пресуществленный в Христово Тело на Мессе, с тем, чтобы в любой момент можно было причастить больного или поклониться Святым Дарам. Здесь же хранится большая частица Евхаристического Хлеба, которая в торжественных случаях выставляется в дароносице.
В свободные от служб тихие часы многие молятся на коленях перед дарохранительницей, ощущая близкое присутствие Христа, "обитающего среди нас" как говорится о воплощении в Евангелии от Иоанна.
Существует особенный, имеющий 700-летнюю традицию чисто католический праздник: праздник Тела и Крови Христа. В этот день процессия обходит храм. В центре под балдахином несут дароносицу с Телом Христовым как выражение хвалы Иисусу Христу, который хочет быть среди нас в виде пресуществленного Хлеба.
На протяжении тысячелетия в храме не было ни дарохранительницы, ни дароносицы, ни Евхаристической процессии, ни вообще какого бы то ни было прославления Тела Христова. Служили Святую Мессу, причащались, хранили в ризнице Святые Дары для больных. Но когда развернулась дискуссия о присутствии Христа в Святых Дарах, возникла потребность еще сильнее проявить веру в это Христово присутствие. Так возникло почитание "Священного Таинства".
В тот период участие верующих в Мессе ограничивалось благочестивым присутствием. Причащались редко, так что Латеранский Собор в XIII веке должен был объявить обязательным причащение раз в год на Пасху. Тридентский Собор (1545-1563 гг.) исправил неправильное отношение к Мессе. Он потребовал активного участия в ней и рекомендовал причащаться. Наглядно подтвердилось, что священный долг, то есть почитание Господней Вечери, и связанное с ним причащение, это важнейший обряд таинства алтаря. Эти требования осуществились только в так называемом литургическом движении (начиная с 1909 г.).
Сейчас основное внимание уделяется Евхаристической Литургии и Причащению. Мы думаем, что католическая набожность была бы обыденна, если бы ослабло почитание Евхаристии, которое развивалось по мере исторического развития. Поэтому и в наше время традиция бережно сохраняется. Дарохранительница занимает на алтарях, которые были переделаны после литургической реформы повсюду, почетное место, в том числе и как высокохудожественный предмет искусства.
Церковный год
Опишем кратко течение церковного года и его основные праздники. Главный праздник католической Церкви Пасха, потому что воскресение Христа является основным событием в нашем вероучении. Каждое воскресенье это повторение пасхального праздника. Благодаря своей важности и значительности пасхальные праздники требуют сорокадневного приготовления (от Пепельной Среды до середины Великой недели) то есть Великого Поста. Идут недели сосредоточенных раздумий и покаяния (отсюда фиолетовый цвет покаяния в литургических облачениях). Три пасхальных дня непосредственно перед Пасхальной ночью, во время которых вспоминаются страдания Иисуса, тесно связаны с Пасхой, ибо крест и воскресение в жизни Христа, также как в вере и литургии, неразрывно соединены между собой. После Пасхи по библейской вести празднуется Вознесение на Небо и Сошествие Святого Духа, которым и завершается пасхальный период.
Еще несколько праздников группируются вокруг Рождества Христова. Они возникли немного позже. Центральный праздник Рождество Христа, далее следует Богоявление, которое празднуется 6 января, а в следующее после этого воскресенье рождественский период заканчивается. Подготовкой к нему служит Адвент (период перед Рождеством). С Адвента начинается церковный год. Адвент символизирует эпоху до пришествия Христа с ожиданием и надеждой на Спасителя.
Оставшиеся от рождественских и пасхальных торжеств дни сгруппированы в 34 недели, немного сдвигаемые по времени, поскольку всякий раз Пасха приходится на разные числа. После праздника Сошествия Святого Духа в церковном календаре преобладает мысль о втором пришествии Христа и конце света. Конец и начало церковного года объединены, таким образом, ожиданием прихода Христа.
Все сопутствующее этому
В истории Церкви, разумеется, есть обряды более близкие восточному образу мышления, а также ритуалы настолько древние, что сегодня мы с трудом понимаем их смысл. В этом направлении необходимо было кое-что изменить, и это осуществила литургическая реформа, о которой мы уже говорили.
Служение миру или богослужение?
Вернемся еще раз к возражению: а нельзя ли в зависимости от обстоятельств полностью отказаться от богослужений и ограничиться служением людям и миру? Может быть, именно в христианстве служение миру одновременно выступает и как богослужение? Зачем вносить в наше служение миру элемент сакральности?
К этому возражению надо отнестись очень серьезно. Уже св. Павел говорил, что христиане жизнь свою представляют "в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения" (ср. Рим 12,1 и далее). В другом месте он поучает: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию" (1 Кор 10,31). Сама человеческая жизнь, таким образом, есть служение Богу. Не существует различий между мирским и религиозным, все "от Бога" (Тейяр де Шарден). Без "мирского" богослужения все молитвы и обряды повисают в воздухе.
Однако не стоит объявлять ненужной как таковую литургию собравшихся верующих. Если мы серьезно относимся к миру и окружающим нас людям, мы видим их во всей полноте, и, следовательно, в отношении к Богу. Христианин не ограничивается правильным отношением к ближнему. Он ощущает, что Бог сотворил и спас его (т.е. возлюбил его) и должен выразить это чувство. Молитва и мирская жизнь у верующего взаимосвязаны. Работая, думать о Боге, а молясь, твердо стоять ногами на земле.
Но поскольку мы, люди, можем делать все лишь во временной последовательности и наши мысли могут в данный момент сосредоточиться только на одном, нам обязательно надо иногда обратиться исключительно к Самому Богу.
Это вовсе не отвлекает от будничной жизни, наоборот, снова и снова подчеркивает в этой жизни наш долг. Бог и мир два фокуса одного эллипса, и на них сосредоточена наша набожность.
Совсем не по-человечески было бы, к примеру, только работать и не думать о смысле своей работы. Не по-людски выглядел бы брак, в котором супруги хотя и заботились бы друг о друге, но не выражали бы любви словами, подарками или нежностью. Хиреет все, что не делается сознательно.
Человеку свойственно выражать словами сознательно и определенно и свою любовь к Богу, и благодарность, и хвалу. От этого не обедняется служение миру если богослужение проводится правильно; ведь пылкая хвала Богу основана на том, что означает для нас мир. Литургическое торжество явно обращает нас к служению миру. Вопрос не стоит: или или, но: так же, как и...
Если христианин правильно участвует в богослужении, он не становится другим человеком, переступая порог храма. Он не оставляет мир за этим порогом, но несет его с собой в храм. Именно в богослужении критически проверяются и направляются наши поступки в соответствии с мерилом ценностей Божиим словом. Разумеется, каждый сам отвечает за свое участие в богослужении и соединение литургии с буднями.
В своем Евангелии Иоанн рассказывает, что Тайной Вечере предшествовал знаменательный обряд: Христос умыл ноги своим ученикам, то есть прислуживал им как слуга, требуя: "Ибо дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин 13,15): то есть и вы должны служить друг другу. Это была Его первая заповедь в тот час. Вторая заповедь была высказана в тот же час: "Сие творите в Мое воспоминание" (то есть совершение Евхаристии). И первое и второе должно совершаться и превращаться одно в другое по воле Христа.
ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ В МЕССЕ
Коленопреклонение выражает покаяние, смирение и почитание. Стоя, мы не менее почтительно, но более умиротворенно и с радостной готовностью чтим Бога. Здесь есть нечто символизирующее воскресение из мертвых, поэтому в ранней Церкви было предосудительно становиться на колени в воскресенье, день Господень.
Священник, служа Мессу, молитвенно складывает руки или распростирает их. Сложенные руки выражают сосредоточенность, уход в себя. Первые христиане предпочитали распростертые в молитве руки как знак открытости Богу и широты, заключающей в себе все человеческие заботы и несущей их Богу.
Важнее, однако, внутреннее состояние человека. Многочисленные значения Мессы, такие, как благодарение, жертвоприношение, вечеря, воспоминание, могут в первый раз немного сбить с толку. Конечно, всего разом постичь нельзя. Кроме того, все мы люди, настроение у нас меняется, мы грустим или радуемся, ощущаем вину или благодарность. Все это и должно присутствовать в Мессе. Чтобы Месса не превратилась в рутину, мы прежде всего должны изменить свое в ней участие. Важно, что мы лично присутствуем "при этом". Иногда нас больше привлекает зрительный ряд Мессы, то, что мы видим и что обогащает наше внутреннее содержание. А порой больше вслушиваемся и стремимся слова молитв и Библии понять в новом значении. Есть еще возможность сосредоточиться на благодарении, можно отдаться воле Божией, жертвоприношению и т. д.
Минуты молчания особенно благоприятны для того, чтобы наполнить Мессу актуальным содержанием "извне". Так можно преодолеть нежелательный разрыв между богослужением и будничной жизнью, между воскресеньем и рабочим днем. Надо достичь того, чтобы основные идеи Мессы осуществлялись в течении всей недели.