|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 1. ПОИСК БОГА

Для многих людей смысл их жизни не оканчивается смертью. Они верят, что нечто стоит за всеми событиями и за всем развитием мира. И все-таки Бог остается для них чужим. Они хотят иметь точные доказательства Его существования.

Можно ли Бога доказать?

Скажем с самого начала: в естественнонаучном и математическом смысле доказательств нет. Доказательства относятся к материальному миру, но Бог не вещь, которой можно было бы распоряжаться, Он "Ты". Ведь и важные жизненные вопросы человека нельзя разгадать как кроссворд. Всегда при этом возникнут "если" и "но". Еще меньше знаний о Боге можно получить путем "доказательств существования Бога". Однако, в повседневной жизни мы ощущаем Бога. В то время как доказательства обращаются только к разуму, ощущение охватывает всего человека. И никаким разумом это ощущение нельзя ни создать, ни разрушить, ибо за ним стоит мудрость всего человечества.

Мы живем в научно-техническом мире и этим гордимся. Наша эпоха сформировала человека. Он деловой, рассудительный, пунктуальный. Однако, современный человек легко склоняется к мысли: можно узнать только то, что доказывается экспериментально; все, что нельзя взвешивать и измерять, не является действительностью.

Таким образом, от науки и техники требуют больше, чем они могут дать. Они охватывают только один срез действительности ее материальный мир. Жизнь, однако, намного шире! Они ничего не говорят, например, о смысле нашей жизни, о конечной цели человека. Можно ли такие человеческие ценности, как любовь и верность, правдивость, красота и осознание ответственности выразить физико-химическими формулами? Физик может дать механическое объяснение звуков человеческой речи, измерив частоту колебаний, однако физическими методами никогда нельзя будет постигнуть смысл этих слов.

Так что, скорее всего, Бог стоит вне естественнонаучных методов. С Ним невозможно обойтись так же как с исследуемым материалом в лаборатории. Его существование нельзя вычислить математическими формулами или обнаружить химическими анализами. Но Бог не стоит вне всего опыта человека, ибо логическим рассуждением можно прийти к выводу, что Он существует. Однако, это не приводит к противоречию между наукой и верой, если они осознают свои пределы. Макс Планк, основатель квантовой теории, говорил на основе своих религиозных убеждений: "Куда и как далеко бы мы не заглянули, нигде мы не найдем противоречий между религией и наукой, но, скорее, в главных пунктах полное сходство... Бог стоит для верующего в начале, для физика в конце всего мышления" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

И все-таки мы должны допустить, что из всего сказанного вовсе не обязательно следует ответ "Бог есть". Если бы так и было, несомненно, атеисты бы не существовали. Бог не навязывается настолько, чтобы его нельзя было отвергнуть. Это именно та "слабость Бога", которую Он допускает ради свободы человека. Ибо если бы Бог был полностью понятен для человека, человек не смог бы отказать Ему в своем признании. Но и вопреки этому, человек может обрести уверенность в том, что Бог существует. И верующие имеют на то достаточно доводов. Это познание не падает человеку прямо в руки.

Человек, ищущий Бога

Оставив на время христианское откровение, мы будем рассматривать только то, что может узнать о Боге каждый человек в своей жизни и в мире.

Ради этого человек должен мобилизовать все свои силы, разум, волю, мысли. Речь идет о главном решении, которое формирует дальнейшую жизнь человека, а решение это акт воли!

Один философ говорил: "Есть знания, которые мы приобретаем только тогда, когда они нас интересуют". Таким образом, у нас должно быть желание найти Бога.

Более того, требуется нечто большее, чем сам поиск. Человек должен коечто вкладывать, если хочет найти Бога: принципиальную готовность к любви и доверию. Ибо кто любит, видит больше, познает яснее. Любовь и познание взаимно усиливают друг друга. Очевидно, что любовь нельзя вызвать принуждением, даже при помощи доказательств. Она требует свободного решения, и потому можно Бога и "не заметить".

В поисках Бога важно не останавливаться на теоретических рассуждениях, но однажды решиться и окончательно выяснить "отношения с Богом". Мы узнаем человека лишь тогда, когда общаемся с ним. Бога можно будет узнать, только начав им интересоваться.

ГДЕ МЫ НАЙДЕМ БОГА?

Бога мы встречаем в природе

В открытом море, на горных вершинах или под звездным небом мы часто ощущаем, что нас окружает нечто бесконечное. Нужно только однажды обратить на это внимание. Затем мы начинаем восторгаться и сами себя спрашиваем: откуда взялись этот восхитительный порядок и красота в природе; в тонком стебле травы, и во всей вселенной; в простых каплях воды и в сложном организме живых тварей? Не стоит ли за всем этим высший разум?

Приведем только два распространенных примера: человеческий глаз формируется в теле матери. В то время у него нет никакой задачи, ибо он еще не увидел свет мира. И все-таки он уже готов к ней. Строение глаза мы в действительности поймем только тогда, когда сможем представить его цель "видеть". Но цель и смысл нам может предложить только духовная сила.

Или же обратим внимание на роль насекомого в опылении растений. Насекомое вообще не подозревает, что совершает нечто мудреное, оно делает это как бы "мимоходом". Растения, однако, зависят от этого и соответственно приспособлены. Все это спланировано. Кем?

Поэтому верующий Альберт Эйнштейн говорит: "Каждому естествоиспытателю, изучающему сущность явлений, должен быть близок некий вид религиозного чувства, так как он не способен представить себе, что к открытию необыкновенно тонких связей он пришел первым. В необъяснимой вселенной нам, людям, является безгранично мыслящий разум" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

Этот безгранично мыслящий разум мы называем Богом. Таким именем мы обозначаем создателя всего того, что нас окружает и того, чем мы являемся, то есть природы. Сама по себе она указывает на автора. Во всем сотворенном сияет Бог. Конечно, современному человеку намного труднее обнаружить в мире следы, указывающие на Бога. Ведь то, что считается природой, воздействует на нас теперь только во время отпуска. Природа уже значительно от нас отдалилась. Однако, с другой стороны, мы ее используем и стремимся ею овладеть и управлять. Если кто-то, например, нажмет электрический выключатель, то свет, осветивший пространство, будет, прежде всего, делом рук человека, электрика. Никаких следов, оставленных Богом, здесь нет. В самом деле, говорить о Боге в таких случаях преждевременно. В наше время приходится дольше рассуждать, чтобы, в конце концов, добраться до Бога. Бог не использует готовую энергию Он ее творит!

Надежда и любовь не знают границ

Мечты человека безграничны, он всегда стремится к большему. Нам нужно, чтобы нечто постоянно было впереди, нужно чего-то ожидать. И даже если мы уже не знаем, чего нам еще пожелать, наши ожидания не удовлетворены полностью, остается неопределенное ощущение, что все-таки чего-то не достает: несказанного, бесконечного счастья. Но по-видимому, в мире наших ощущений этого найти невозможно. Чтобы обрести это, человек должен выйти за свои пределы, перейти все свои границы. И это, во всем бесконечное и совершенное, мы называем Богом. Его-то мы и ищем в каждой надежде, мечте и стремлении. Где-то в глубине души мы предчувствуем, что Он должен существовать: как иначе мы бы могли об этом задуматься?

И в любви человек ищет то безусловное, совершенное, чему можно доверять безоговорочно, что никогда не обманет. Одновременно он хочет, чтобы счастье, о существовании которого ему стало известно, никогда не кончалось. Но он знает, что даже самый хороший человек не сможет оправдать его ожиданий. Кроме того, в любой момент любящих может разлучить смерть. Таким образом, всегда остается некое разочарование.

С такими ожиданиями человек должен потерпеть крушение, ведь в конечной жизни он хочет найти бесконечное. Поэтому многие пытаются начать "еще раз" или "заново", чтобы в очередной раз рухнуть. По всей видимости, человек с такой мечтой должен испытывать голод по ее конечному осуществлению. И любовь указывает на это бесконечное, указывает на Бога. И здесь это имя особенно применимо. Любовь не направлена на вещь или на обезличенную волю судьбы. Любовь направлена на личность. Только личность может ответить любовью. И Тот, кто ответит на все наши вопросы, исполнит наши ожидания, существует.

Требования совести

Наряду с мечтой о любви, о счастье, есть в нас и желание быть хорошими. Человеку совершенно точно известно, что он не смеет делать всего, что ему нравится, например, загребать себе все счастье за счет других. Эту направляющую силу, которая действует внутри человека, мы называем совестью.

Существовали попытки объяснить совесть как страх перед общественным мнением, перед наказанием, как следствие воспитания и окружения или как наследственную предрасположенность. Все это несомненно оказывает влияние на формирование совести, и этим можно объяснить то, что у отдельных людей разная совесть, и то, что народы по-разному смотрят на добро и зло. Но все соглашаются в том, что разделение добра и зла существует и человек посредством зла может стать виновным.

Каждому дано знать, что надо быть хорошим. Мы чувствуем свою ответственность даже тогда, когда никто другой не замечает плохого поступка, и никого из ближних это не коснулось. Почему же в таком случае преступник убегает, хотя его никто не преследует? Если нам известно, что мы поступили плохо, появляются угрызения совести, сознание вины и вместе с тем раскаяние. В голосе совести человек бесспорно распознает "Стой!", абсолютную справедливость, неподкупный суд, который требует от него сделать нечто, даже если это нелегко. Этот призыв настолько безусловен, что люди в крайних ситуациях жертвуют своей жизнью, только бы не повредить добру. Очевидно, человек не познает в своей совести себя как своего собственного судью как бы он тогда принимал решения вопреки своей склонности?

Но для объяснения совести недостаточно ссылаться на безличную силу. Разве свободный человек, считающий себя господином, склонился бы перед таким судом, если бы не узнал в нем большего, абсолютного господина и судью? Когда мы, провинившись, чувствуем вину, стыд и ответственность, то предполагаем, что существует тот, перед кем мы несем ответственность, перед кем испытываем чувство стыда и вины. Некое "Оно", некая абстрактная норма не может властвовать над нашими чувствами. Мы испытываем стыд не перед камнем или каким-то животным, а только по отношению к себе.

Опять-таки верно, что требования совести устанавливает чья-то безусловная воля, от которой не спасут никакие отговорки. В своем желании быть хорошими мы предчувствуем бесконечное добро и кого-то бесконечно Доброго. Именно с Ним мы сталкиваемся в нашей жизни в требованиях совести.

Познание пределов

Таким образом, мы можем найти Бога в нашей жизни. Он есть повсюду. С Ним мы встречаемся в крайних жизненных ситуациях: в страдании, в одиночестве, в ударах судьбы и в смерти.

Случайный комариный укус и заражение крови. Этого человека уже нельзя было спасти. И именно тогда, когда он устроил свою жизнь. В такие моменты остальным начинает казаться, что им противостоит какая-то загадочная сила.

Смерть ставит человека перед главным вопросом. Мысль об этом мы пытаемся заглушить, и может быть, это удастся на какое-то время, но не навсегда. Когда-нибудь человек приблизится к пределу, противостоящему всему его опыту и ожиданиям, которому он сопротивляется изо всех сил, пытаясь перескочить через него с помощью знаний и надежды. В глубине души он уже преодолел его в предчувствии: это еще не конец! Меня не собирается поглотить "ничто" за пределами жизни. То, что я переживаю, когда мне двадцать или восемьдесят лет, это еще не все, будет продолжение. Разве стал бы человек трястись перед "ничем" так же, как он трепещет перед смертью? Боль смерти была бы непонятна, если бы в нас не было того, что так сопротивляется этому концу и, следовательно, является бессмертным. В нас живет сила, которая не желает допустить существования каких-либо границ, а потому бунтует против смерти. Откуда берется эта сила?

Многие неверующие сталкиваются в своей жизни с непредсказуемой силой, реальностью, которая вовсе не случайна как они сами, которой никто не распоряжается, скорее она сама распоряжается и решает. Говорят о "судьбе". Что же это однако? Верующий человек не видит в этом слепой безличной силы. Он знает, что за всем есть "Ты", бытие личности. Как иначе могли бы исполниться такие наши ожидания как доверие, любовь, надежда? Этому "Ты" человек дает имя "Бог".

Теперь мы разобрались, кто такой Бог?

Нисколько! Мы только узнали, что Он должен существовать, понять же его невозможно. Бог выше всех человеческих представлений. Нам скорее известно, каким Он не является, нежели какой Он есть. Потому многие сегодня предпочитают полностью умалчивать о Нем. Здесь концы с концами не сходятся. Не значило бы это, что Его объявляют не имеющим значения? Все же нас, людей, интересует именно то, что еще не изучено, не высказано! Или же мы должны заниматься только очевидным?

Но одно, впрочем, будет верно: словами Бога не опишешь. Теологи это знали уже в далеком прошлом, полагая, что о Боге могут быть даны негативные свидетельства. Все человеческое и несовершенное в нем следует опровергнуть. Так мы приходим к выражениям: Бог безграничный, бесконечный, неизмеримый, непостижимый. Или же древние богословы говорят о Боге как о высшей мере всего, что считается совершенным, используя приставку "все". Бог всемогущий, всеприсутствующий, всеведущий. Таким образом, все сотворенные качества переносятся на Создателя, ибо Он один должен обладать в бесконечной полноте всем, что дано нам.

И все же, разве это не является только лишь попыткой человеческого понимания Бога? До тех пор нет, пока мы осознаем, что способ нашего выражения несовершенен. Хотя мы и пользуемся человеческими понятиями о Боге, но ведь других в своем распоряжении мы не имеем. Потому для нас должно быть очевидно, что все эти понятия содержат гораздо больше различий между Богом и человеком, чем сходств. И все-таки эти выражения не являются неверными, так как верно направление, ими обозначенное, хотя оно и не охватывает всей Божьей сущности. Она всегда остается недоступной нашей человеческой мудрости, остается невысказанной тайной. В каждом имени, которое мы даем Богу, он одновременно открывается и скрывается.

Поэтомy уже в Библии используются разнообразные, весьма наглядные выражения, передающие нам те представления о Боге, которые мы своим разумом никогда не сумели бы понять. Многие из этих образов отмечены человеческими чертами, например, когда говорится, что у Бога есть сердце, что Он о нас думает, что Он о чем-то жалеет, что Он разгневан, что Он держит над нами десницу и т.д. Из этих высказываний уже заранее ясно, что их нужно понимать как сравнение. Авторы Библии знали, что подобные выражения только подсказка. Они лишь указывают на Бога, Он же остается непередаваемым. За этим не скрываются наивные, детские представления о Боге, которые в дальнейшем следовало бы отвергнуть. Скорее, это представления, которые должны его приблизить.

Ложные представления о Боге

Человек не может сам по себе узнать, каким Бог является в действительности. Поэтому существует множество неверных представлений о Боге, которые Его искажают. Возможно, некоторые верующие сами являются причиной возникновения таких представлений, с которыми ни один мыслящий человек не может согласиться. Таким образом, многие люди отвергают не Бога, а карикатуру на Него. Эта карикатура их отталкивает. Но Бог не зависит от тех представлений, которые мы себе о Нем создаем. Если коренного жителя джунглей посетят сомнения по поводу деревянных идолов, и, в конце концов, он перестанет верить вообще, то это еще не означает того, что Бога нет, а только то, что Он не из дерева.

Никакое слово не используется так легкомысленно, как имя "Бог". Что только этим именем не обозначалось и что только не совершалось "во имя Божие". "Уповаем на Бога" написано на долларе. И на ремнях немецких солдат была надпись: "С нами Бог".

Мартин Бубер: "Бог это наиболее злоупотребляемое слово из всех человеческих слов. Ни одно слово не было так сильно залито грязью, так унижено... Люди для него убивали и за него умирали... Создадут мерзкие карикатуры и напишут под ними "Бог", убивают друг друга и говорят: "Во имя Божие..." (Автобиографические документы). Существуют люди, которые, кажется, так хорошо разбираются в Боге, будто бы у них "прямая связь с небесами". В сущности же все-таки "никто Бога не видел" (Ин 1,18).

Существует представление о милом старце с бородой, о Боге, который сидит на троне где-то над облаками "в небе". Это соответствует античному образу мира, на основе которого было создано библейское описание. И поныне используется слово "небо" для небосвода, а в переносном смысле для чего-то божественного. Однако, в отличие от нас, Бог не связан с пространством и временем. Божий трон не стоит нигде, и уж никак не на другом конце Млечного пути. "Небо" это не место жительства, а состояние.

Кто-то думает, что Бог никогда не осмелится сказать нет, Бога представляют как партнера по договору, с которым можно устраивать торговые сделки. Они полагают, что Бог существует только для того, чтобы выслушивать их молитвы. За молитвами автоматически должно следовать их исполнение. Они сделали себе из Бога наемного рабочего. Неизбежно последует разочарование и вывод: теперь мы больше не можем верить в Бога.

Для других Бог это небесный "полицейский", который должен заботиться о том, чтобы в мире был порядок. Когда они были детьми и озорничали, или когда гремел гром, их пугали: "Бог сердится". И позже, будучи взрослыми, они предъявляют ему претензии, что вопреки Его бдению в этом мире беспорядок и несправедливость. На всю жизнь в них остался страх перед Богом, который с поразительной точностью учитывает каждую нашу осечку, чтобы нас испытать и в конце нашей жизни предъявить нам счет. Сколь мал и мелочен этот Бог!

Многие отстаивают мнение, что Бог обязан вмешиваться в движение нашего мира, чтобы постоянно его корректировать, в крайнем случае, сделав какоенибудь чудо. Они забывают, что Бог вверил Свое дело сотворения человеку. Для мира существует определенная заданность и закономерность, которую никакой "чудодейственный Бог" так легко не нарушит, лишь бы только выполнить желания людей. Сегодня мы знаем, что Бог это не тот, кто собирает грозовые облака и мечет молнии в человека все это природные явления. Мы не смеем устраивать из Бога "затыкателя дыр", который должен служить объяснением там, где человек в своем мышлении наткнется на какую-то, чаще всего временную, границу. Примитивный человек почитал как божества отдельные природные силы: солнце, плодородие. В наше время человек укрощает эти силы и управляет ими по собственной воле. Потому он думает, что теперь можно спокойно не верить в Бога. На самом деле, ему бы следовало представить Бога гораздо более сильным. Нам надо искать Бога не в природных силах, но за ними как их конечную причину.

Но Бог не является и таким уж далеким тем, кто благородно удалился от мира. Он вовсе не тот автор, который единым актом сотворения привел в движение механизм природы и затем предоставил мир и человечество самим себе.

Девушка потеряла в результате несчастного случая любимого человека. Она спросила у своего дяди, заботит ли Бога ее любовь. Дядя сказал, что у Бога другие заботы. На это девушка ответила: "Раз Бог не интересуется мной, то и я Им не интересуюсь..." [Бергман. Летние игры].

Этот взгляд неверен. Бог есть внутри каждого человека, Он встречается с нами в любом событии. Бог самая глубокая причина всех человеческих вопросов и через веру Он открывается нам как "наш Отец".

В заключение мы можем сказать: чем уже представление человека о себе, тем уже то представление, которое ему удается создать о Боге. Поэтому не стоит удивляться, что в результате прогресса естественных наук и общественного развития столь узкое представление о Боге станет сомнительным. Несмотря на это, подобные потрясения полезны, так как заставляют нас исследовать и расширять собственные представления о Боге. Для современного, определившегося в мире человека, Бог не становится лишним, наоборот, Он возрастает в сознании людей.

Христиан второго столетия подозревали в "атеизме", как пишет об этом христианский писатель того времени, давая на это ответ: "Мы признаемся в том, что мы атеисты, поскольку не верим ни в одного из представленных богов" [Justinian. Apologia prima 6,1 MP G VI].

Для нас это является интересным доказательством того, что уже тогда, как видно, вера христиан отличалась от обычных представлений о Боге. Поэтому христиане попали под подозрение, что полностью Его отвергают. Действительно, христианская миссия лишила трона все природные силы, почитаемые "божественными".

Новый взгляд на человека

Мы можем сказать: наше представление о Боге влияет на наше мнение о нас самих. В начале рассуждений мы исходили от человека и задали вопрос, касающийся Бога. Теперь мы можем исходить от Бога и снова более основательно спросить о человеке. Наш опыт познания Бога поможет нам глубже понять многие вещи в нашей жизни.

Когда инженер делает новую машину, неспециалисту не удастся по разбросанным отдельным деталям создать представление о том, что же в результате получится. Однако, заглянув в план, увидев в чертежах целое как цель, он поймет значение отдельных частей.

Таким образом, если мы признаем Бога целью нашей жизни, ее тайной основой, то каждая жизненная подробность приобретет глубочайший смысл. Мы узнаем, для чего живем, узнаем о том, кто мы. С верой в Бога изменится земное существование человека. Все приобретет новое значение. Что-то конечное для верующего уже не сможет быть "бесконечно важным". С точки зрения веры в Бога найдут объяснение многие жизненные загадки разве это не является очередным подтверждением? Конечно, и для верующего человека многие вещи остаются неясными, но он одарен совершенно новой силой для преодоления тех трудностей, которые приносит жизнь. Из этой веры он черпает позитивное отношение ко всему, что от него требует повседневность.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|