Глава 2. ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА, РЕЛИГИИ, АТЕИЗМ
С незапамятных времен люди имели более или менее ясное представление о Боге. Вследствие чего были религиозны, то есть стремились почитать Бога и строить свою жизнь соответственно тому, что познавалось ими как Божья воля. Из сказанного Богу "Да" возникает религия.
Мы, однако, видели, что это "Да" человеку не навязывается. Существует много фактов, впечатлений и рассуждений, которые говорят скорее об отсутствии Бога в мире, чем о Его присутствии. Поэтому на главный вопрос человечества возможен целиком негативный ответ, то есть отрицание Бога. Там, где человек не считается с Богом, мы говорим об а-теизме, то есть, о без-божии.
В этой главе речь пойдет и о той и о другой возможностях. Религия и атеизм, вера и неверие сегодня повсюду живут бок о бок.
Начнем с атеизма.
Осторожность в оценке...
Вы наверняка запомнили цитату раннехристианского писателя о том, что христиане во II веке были названы "атеистами", потому что их взгляды не соответствовали обычным представлениям о богах. Это должно побудить нас к осторожности. Нельзя во всех случаях однозначно отличить веру от неверия. Многие из тех, кто считают себя атеистами, все-таки верят, что за нашей жизнью скрывается какая-то иная реальность, хотя и называют ее иным именем. Другие больше ищут: "Я был бы рад верить в Бога, но не могу однако мое неверие это не твердая убежденность, а недостаток убежденности". Такого человека невозможно назвать "безбожником", скорее, это человек сомневающийся или ищущий. Пожалуй, Бог ему внутренне ближе, чем многим другим, которые принадлежат к какой-либо церкви согласно свидетельству о крещении.
Бог не обитает...
Кроме того, без сомнения существует очень много практических атеистов. У них нет каких-либо убеждений, так как этими вопросами они вообще не интересуются. Многие из них на вопрос, существует ли Бог, сразу бы отве- тили: "Да, конечно". По всей вероятности, они принадлежат к какой-либо христианской церкви, но Бог практически не обитает в их жизни и, таким образом, они не принимают во внимание Его существование. Но так как их считают верующими, из-за них вера искажается. Теперь мы оставим обе выше- названные группы и тех, кто отвергает искаженные представления о Боге (о них говорилось в предыдущей главе), и займемся атеистами, которые пришли к своим убеждениям на основе рассуждений и посчитали, что о Боге или "ничего нельзя знать" (агностицизм), или что Бог "не может существовать" (собст- венно атеизм). Зачастую ими бывают весьма достойные, с точки зрения духов- ности и этики, люди, которые придерживаются подобного мнения и с ним жи- вут, поэтому мы должны уважать их взгляды. II Ватиканский Собор подчерк- нул, что Церковь и с ними хочет вступить в диалог. Тем более нас должны интересовать основания, по которым эти люди отвергают Бога.
Мы ничего не можем знать...
Агностицизм означает, что Бога следует отвергать на том основании, что Его невозможно познать со всей определенностью. По большей части агностицизм ссылается на "науку", подразумевая под этим, прежде всего, естественные науки.
Поскольку Бога нельзя доказать экспериментальными методами, Он не существует. Мы спрашиваем: а научно ли это? Естественнонаучного доказательства о существовании Бога нет. Но точно так же нам неизвестно научное доказательство того, что Бог не может существовать. Однако, как нам уже стало известно, существуют пути подлинного познания, которые могут привести к Богу.
АТЕИЗМ САМ ПО СЕБЕ
Ныне он так распространен, как никогда прежде в нашей истории. Так называемые язычники дохристианской эпохи и вне современного христианства были и остаются по-своему религиозными людьми, а вовсе не атеистами. То, что атеизм достиг мировых масштабов, представляет собой совершенно новое явление в истории человечества. Однако, он неоднороден и принимает самые разные формы.
Атеизм во имя разума
Многие полагают, что благодаря величайшему прогрессу человеческих знаний Бог становится лишним. Современное состояние науки дает им основания полагать, что для объяснения мира, природы и жизни они в Нем не нуждаются. И поэтому считают, что во имя науки, прогресса и техники уже нельзя признавать существование какого-то "Высшего Существа". Такой подход казался современным на рубеже XX века, когда началось стремительное развитие человеческого духа. За последние 100 лет человечеству удались бесчисленные изобретения и открытия. И чем далее мыслящий дух проникает в тайны природы, тем чаще он начинает догадываться о том, что утомительный поиск законов природы и рассуждения об этих законах (на что человечеству понадобились тысячелетия), ушли далеко в сторону от установления и устройства этих законов.
Атеизм из любви к миру
У истоков этого мировоззрения опять-таки стоит прогресс, предоставивший силы природы и вселенной в распоряжение человека. Нет ничего удивительного в том, что человек, очарованный ныне своими способностями и своим миром, желает превратить его в рай. Для Бога здесь остается мало места. К тому же многие опасаются, что Бог и то, что с ним связано, отстраняет человека от его задач в этом мире. Таким образом, религия для них это что-то вроде бегства от мира, отвержение мира. Нужно допустить, что неверно понятая вера, неверно понятое христианство, непринятое миром и от мира отстранившееся, всегда только укрепляли этот атеизм. Верующие лишь способствуют этому недоразумению, когда полагают, что им удастся приблизиться к Богу, если они не будут иметь ничего общего с "испорченным" миром и затворятся перед любым прогрессом, забросив при этом свои служебные и гражданские обязанности и необходимость оказывать помощь нуждающимся ближним. Созидательная деятельность человека и его стремление улучшить условия жизни соответствуют Божиему замыслу. На первых страницах Библии повелевается; "наполняйте землю и обладайте ею" (Быт 1,28). Божий замысел осуществляется не вне земли, а на земле.
Атеизм из любви к человеку
Когда человек встречается с Богом, то для него становится очевидным, что Бог заявляет на него свои права. Однако этому противится его гордость и стремление к независимости. "Если Бог существует, то человек ничто", полагает Сартр. Для этих людей религия означает поражение, покорение, несвободу человека. "Бог это стена, заслоняющая нам человека". Он "отчуждает" человека от него самого и его ближнего, потому что хочет, чтобы только Он один обладал человеком. Или Он или мы одно из двух. Служение Богу должно быть заменено служением человеку. Лишь когда мы перестанем интересоваться Богом, мы будем способны защищать интересы людей. Бога можно искать только в человеке и в человеческом. Достаточно просто быть порядочным человеком. Примерно так звучат аргументы.
В дальнейшем тексте мы увидим, что чересчур простые представления о Боге действительно поработили и продолжают порабощать человека. Но разве это имеет отношение к христианской вере, которая проповедует Бога, ставшего Человеком ради человека? Позднее мы ответим на этот вопрос. Теперь хотя бы вот что: Христос сам дал нам ясный ответ на вопрос о том, что для человека является главным: "Возлюби Господа Бога твоего...". Это первая и самая важная заповедь. Точно так же важна вторая: "возлюби ближнего своего как самого себя" (Мф 22,34 и далее). Именно в христианской вере в Бога заложено служение человеку, и Священное Писание может сказать: "Не любящий брата не познал Бога" (ср. 1 Ин 8,4 и далее).
Сегодня более всего возражают против Бога исходя из проблемы страдания, то есть, опять-таки из любви к человеку. Ход человеческой истории с ее кровью, слезами, бессмысленностью и несправедливостью выглядит постоянным протестом против Бога: "Как Бог может все это допустить? Все происходит так, как если бы Его не было. Бог или мертв, или молчит. Если бы Он был здесь, то тогда мог, должен был бы все это изменить, как-никак Он всемогущий. Раз Он все это допускает, то в этих несчастьях есть и Его вина. Если Он такой бездеятельный в этом мире, то мы, люди, должны сами приняться за работу и улучшить этот мир без Него".
В театральной постановке "Знамение Ионы" люди ищут виновника бедствий последней войны и в конце концов приходят к заключению: Виноват Бог. Необходимо признать Его виновным. Он осужден на то, чтобы пришел в этот мир и Сам выстрадал человеческую смерть. Именно такое возражение против Бога мы должны воспринимать очень серьезно. Поэтому позже мы вернемся к проблеме страдания и рассмотрим ее более подробно.
Кое-что от этих форм атеизма есть в каждом из нас. Подобные вопросы и трудности терзают и верующего человека, если он не смотрит на мир через розовые очки. Но для верующего сомнение и неверие имеют смысл: атеизм вынуждает отбросить его зачастую обманчивое спокойствие и самоуспокоение. То есть неверие заставляет верующего заново задуматься над своими представлениями о Боге, соединив их с требованиями своего времени. Лишь тогда наша вера является сильной и зрелой, когда определяет свое отношение к неверию. Большинство людей преодолевают в какой-то момент своей жизни период неверия, и позднее это может оказаться полезным для укрепления веры. Не будем настаивать на точке зрения, что надо быть атеистом для того, чтобы служить людям и жить в согласии с прогрессом, миром и техникой.
РЕЛИГИЯ
Если мы более подробно рассмотрим такой оборот человеческой речи как "Человек должен иметь религию", то обнаружим, что с понятием религии связываются самые разнообразные представления. Для одних религия это проявление возвышенных чувств, которые выходят на поверхность в торжественные минуты. Для других религия означает совокупность запретов и обязательств. Для многих она содержится в признании учения, для кого-то в ласковом отношении к ближнему, в том, чтобы никому не причинить зла. Но все это в сущности не является религией в собственном смысле слова. В религии речь идет, прежде всего, не о человеке, а о Боге. Религия это осознанное и свободное решение человека быть на стороне Бога.
Религии существовали с незапамятных времен. Уже древнеримский мыслитель Цицерон утверждал, что нет народа без религии. Это утверждение верно и поныне.
Было такое время, когда некоторые люди предполагали, что на отдаленных островах живут люди, не верящие в Бога. Позднее обнаружилось, что религия этих коренных жителей хотя и была скрытой и тайной, но все-таки существовала. И если какой-нибудь европеец каким-то образом приобретал их доверие, ему предоставлялась возможность заглянуть в их самые интимные и священные представления о Боге, в их обряды поклонения Ему.
Как можно объяснить это повсеместное распространение религии? Очевидно, прообраз Бога берет начало в человеческом естестве. Человек догадывается, что он исходит от Бога, к Богу же и вернется. Древнее изречение Августина остается в силе: "Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе, о Боже". Как планеты вращаются вокруг солнца, так кружит наш разум около своего центра, около Бога. Отстраните этот центр, и все распадется, оставив много загадочного и неясного.
Разнообразие религий
Насколько едино человеческое сознание в том, что Бог существует, настолько различны существующие представления о Боге и формы его почитания. Они различаются так, как различаются люди с их способностями, уровнем образования, своеобразием, обусловленным историей и культурной средой. Ибо даже всем своим разумом человек не сможет приобрести отчетливое представление о Боге. Наконец, всех его представлений будет недостаточно для полноты Божьего бытия. Так можно объяснить разнообразие религий.
Пускай сколько угодно расходятся их проявления, всем им присуще общее сознание принадлежности к Богу и добросовестное стремление почитать Бога и проживать свою жизнь на основе своих убеждений. Поэтому нужно уважать все религии. II Ватиканский Собор подчеркнул, что Церковь не отрицает в этих религиях "ничего из того, что является священным и истинным".
Веротерпимость
Религиозная свобода, таким образом, принадлежит к основным правам каждого человека. Каждый должен иметь возможность исповедовать свою религию в том числе публично и в коллективе так как ему подсказывает совесть. Поэтому нельзя никому препятствовать жить по собственным религиозным убеждениям. И наоборот, нельзя никого заставлять проявлять определенную религиозность. Эта свобода основывается на человеческом достоинстве, к уважению которого мы пришли лишь в ходе длительного развития. Невозможно отрицать, что в прошлом Церковью этот принцип был попран. II Ватиканский Собор выразил сожаление по этому поводу, ибо таким образом были искажены принципы Евангелия.
Однако, религиозная свобода не означает, что человек по собственному усмотрению может решать, исповедывать ли ему религию или нет. Человек является творением, и потому имеет определенное отношение к Богу, из которого, подобно отношению к родителям, следуют уважение, любовь и послушание как естественные обязанности. Когда кто-то узнает в Боге своего Господа и Создателя, то выразит это в своей жизни, и таким образом, будет Богу служить (в связи с этим мы и говорим о "богослужении"). Но именно здесь мы сталкиваемся с возражениями многих людей. По их мнению, религия существует только для "религиозных нужд", или же как моральная опора, для утешения и возвышения человека. Кто так размышляет, идет на богослужение лишь тогда, когда что-то его "подталкивает", или если нужда заставит его молиться. В другое время он вновь заявляет: "богослужение мне не нравится, молитва мне ничего не дает". В этом случае свое отношение к религии люди ставят в зависимость от настроения или прихоти. Мы обнаруживаем, что все поставлено с ног на голову, и человек занимает место, принадлежащее Богу. Однако это явно противоречит религии. В религии прежде всего говорится о Боге, разумеется, тем самым и человек познает всю полноту своей жизни.
Все ли религии одинаково хороши?
Сотни названий богов, культов, храмов, тысячи ответов и представлений такими нам являются религии. Уже на первый взгляд становится очевидным, что все эти многочисленные религии в своих изречениях противоречат друг другу. Какая все-таки является правильной? "Каждый утверждает, что он прав, так кому же все-таки верить?", этот вопрос мы слышим часто. Чему в таком случае удивляться, если многие прекращают поиски, придя к заключению: "Пускай каждый блаженствует по-своему", ибо "у всех как-никак один Господь Бог". Или: "Неважно, кто во что верит, главное, у него есть вера". Именно такое отношение характерно в наше время для многих людей, впрочем, его можно обнаружить и во всех древних языческих религиях, в подобной форме оно есть и в буддизме.
Сформулируем эту проблему во всей многогранности: не является ли христианство лишь одной из форм почитания Бога, религией среди многих других, или оно занимает какое-то особое положение? Не является ли и христианская религия лишь одним (хотя и на более высоком уровне) из олицетворений человеческого стремления установить связь с Богом?
Раз уж приходится об этом говорить, нам следует исключить какую бы то ни было надменность в отношении к другим убеждениям. Необходимо соотносить любое человеческое стремление почитать Бога с уровнем собственных знаний. Уже потому, что каждый из этих людей стремится служить Богу всеми своими силами. Религиозное усердие у нехристианина субъективно может быть более интенсивным. Все это нужно иметь в виду.
Но у нас говорится о религии в объективном смысле, то есть о ее содержании, касающемся Бога и человека. И здесь следует сказать: несомненно, в каждой религии есть элементы истины. Но уже в результате простого рассуждения становится очевидным, что все высказывания, принадлежащие различным религиям, одновременно не могут быть истинными. Или Бог только один, или богов много. Или Бог всемогущ, или же подвластен темной силе судьбы. Или Бог является Существом, которое управляет миром через разум, или же это безличная сила, которая всем владеет и которая тождественна миру. И то и другое одновременно никак не может быть истиной. Поэтому не все, являющееся религиозным, является также хорошим и правильным. Есть в этом, как нас учит история, еще ошибки и ереси задумаемся хотя бы о людях, принесенных в жертву, и о священных коровах...
Обожествление природы
Как и во всех сферах жизни, в истории религий явно прослеживается постепенное продвижение ко все более чистому, духовному пониманию Бога. Поэтому не следует удивляться, что, например, древние религии и современные религии примитивных народов часто содержат лишь весьма несовершенные представления о Боге. Силы природы зачастую просто отождествляются с Богом. Можно понять, что люди, которые чувствуют свою зависимость от этих сил, впадают в соблазн почитать солнце, молнию, огонь, море, созвездия как богов и стремятся своими жертвами снискать их расположение.
Бог только сверхчеловек?
Религии на более высоком уровне обожествляли сам опыт человеческой истории: жизнь и смерть, любовь и ненависть... Бога формировали по подобию человека. Эти боги по сути являются людьми, спроецированными на небо, им присущи все человеческие слабости и несовершенства. Однако, там, где представление о Боге сформировано по человеческим меркам, и представление о человеке останется несовершенным. Человек в этом случае должен выглядеть более убогим, чем он есть на самом деле. Таким образом, эти религии имеют общее ядро все они порабощают человека, превращают его в "ничто", преданное своеволию богов. Отношение человека к богам в них основано исключительно на одном страхе.
Наверняка и в этих религиях содержатся глубокие истины, которые на определенном этапе культурного развития имели важное значение. Нет сомнений, что среди людей, исповедовавших эти религии, часто царила искренняя набожность. Несмотря на это, их основные представления о Боге являются раздробленными и ошибочными.
В результате таких представлений некоторые люди считают, что религия существует для слабых и закрепощает человека. Это на самом деле имеет отношение к религиям вышеописанного типа. Такие представления о Боге и человеке не можем принять и мы.
Как мы позднее увидим, христианство приносит абсолютно новую весть о Боге, причем в значительно отличающейся форме: "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал 5,1). Но мы должны признать, что сами христиане сравнительно часто искажали эту Божью весть. Если они в своей вере стоят перед Богом в рабском страхе, если вера для них лишь совокупность заповедей и запретов, то в этом случае они вообще не поняли, что такое христианство. Нельзя отрицать, что многие христиане именно таким образом разъясняют свою веру, тем самым давая повод к тому, что христианство рассматривается в одной плоскости с другими религиями и вместе с ними отвергается.
ТРЕБОВАНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Хотя мы отвергаем приведенные нами представления о Боге, все же мы не вправе превозноситься и осуждать тех, кто эти представления принял. В определенном смысле все они имеют свое предназначение, ведь никто не может знать, каков Бог в действительности. Однако, теперь мы скажем главное: все это действительно, покуда человек находится в рамках своих рассуждений, до тех пор, пока Бог сам не откроет что-то о Себе. В момент, когда говорит Бог, человек может только слушать, тут прекращается любое, в том числе самое добросовестное, стремление приблизиться к Богу собственными рассуждениями!
Отличие христианской веры заключено в том, что Бога не находят снизу, человеческими поисками, Бог Сам идет навстречу человеку сверху. В этом ее действительность и обязательность. Исключительность христианства не в необычном содержании учения и требований веры, а в том, что Бог стал во Христе одним из нас. Путь, который ведет к Богу, может сделать доступным только сам Бог.
Таким образом, все повернулось на сто восемьдесят градусов. В религиях человек отправляется искать Бога, чтобы затем по-своему его почитать. В Откровении Бог идет за человеком, идет ему навстречу, и сообщает, какой Он есть и какими Он видит нас. Человек на это отвечает преданностью своей веры. Следовательно, христианская вера вообще не является одной религией среди многих других. Это особая встреча со Христом, в которой Сам Бог хотел быть рядом с нами.
Откровение
В Откровении мы имеем возможность правдиво и по-настоящему познать Бога. Бог Сам говорил и вмешивался в наш мир и нашу историю. Он предоставил нам возможность Его познать. Уже в дохристианскую эпоху он заявил о Себе через просвещенных им пророков. Потому евреи не могли уже принять какие-то другие убеждения. Это Откровение Ветхого Завета воспринял Христос, в Нем оно и завершилось. Бог во Христе высказывает Сам Себя, и потому называется Словом (Ин 1,1). Здесь предел любой человеческой мудрости о Боге, ибо Бог высказался Сам.
Это не означает, что теперь христианство обладает абсолютной истиной. Истина никогда не будет тем, чем мы можем владеть как драгоценным камнем, приобретя его раз и навсегда. Для человека она всегда несовершенна, требует дополнений и дальнейших поисков. И после Откровения мы не можем познать Бога полностью, однако, нам становятся известны высказывания о Нем, за которые он Сам ручается. Во Христе и Его благовестии, содержащемся в Новом Завете, Откровение достигло своей полноты.
Кто-то может возразить, что и другие великие религии ссылаются на откровение. Это верно, и мы не сомневаемся, что и помимо христианства могут встречаться элементы откровения. Об Откровении в Ветхом Завете мы уже говорили. Учение ислама во многом строится на ветхозаветном и христианском Откровении. Поэтому после иудаизма из всех нехристианских религий к христианству ближе всего ислам. Но Христос не только пророк, каким признает его ислам, Он приходит от Бога: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Он не просто посредник в передаче религиозных истин (ислам), Он Сам Откровение Бога. Не только в том, что говорит и делает, но и в том, чем является. "Кто меня видит, Отца видит", говорит Он Сам о Себе (ср. Ин 12,45; 14,9); таким образом Он стоит на одном уровне с Богом.
В этой главе не говорится о том, действительно ли в Иисусе открылся Бог, об этом речь пойдет позже. Достаточно предварительно принять возможность того, что Бог заговорил с людьми. Эту вероятность нельзя отрицать, если не принимать Бога за безличную роковую силу. Просто утверждать, что Бог "не мог бы сделать ничего подобного", означало бы сотворить образ Бога по собственному усмотрению и отказать Ему даже в тех возможностях, которыми и мы, люди, обладаем, например, в способности к самосознанию и самовыражению.
Никто не обязан принять те требования, о которых мы здесь говорим. Каждый имеет право спрашивать об их причинах (об этом в следующей главе), но следовало бы серьезно задуматься над самими требованиями. Однако тому, кто придерживается Божьего Откровения и в нем убежден, нужно знать, что если он хочет поступать по совести, то должен следовать этим требованиям.
"Слышать" глас Божий
Если кто-то ожидает серьезного разговора, то сделает все, только бы не опоздать на встречу. Когда бесконечный Бог призовет Свое творение, оно не может быть равнодушным к тому, что с ним говорит Сам Бог и к тому, о чем Он говорит. Уже сама возможность, что Бог может нам что-то сообщить, должна побудить нас отыскивать следы Его проявления.
Человек преобразится, как только Бог на самом деле заговорит. Это его касается, он должен прислушаться и принять ту или иную точку зрения. Он может закрыть или открыть свои уши и глаза перед Богом. Однако Божие послание никогда не было необязывающим, поэтому человек не может отвечать или не отвечать по своему усмотрению. При этом он становится или верующим, или виновным (конечно, в том случае, если ему действительно было что-то известно о сути Божиего Откровения). Поскольку Бог сообщает человеку только важные вещи, человек получает или теряет шанс узнать нечто важное о себе и своем мире. Если "непосвященные" думают, что без веры будет легче жить, то каждый верующий может им прямо засвидетельствовать, что вера приносит ему подлинную радость и обогащает его жизнь.