Глава 3. ИИСУС ХРИСТОС ГОСПОДЬ
Решающий вопрос
Вокруг Иисуса Христа всегда было много вопросов, точно так же как и сейчас. В Нем сомневаются, многие про Него спрашивают. Он достоин такого интереса. "Кто же этот Иисус Христос, который во все вмешивается... и который все снова и снова требует, чтобы мы ставили Его на первое место в нашей жизни?" (Рильке). Это решающий вопрос для тех, кто хочет прийти к вере, или в своей вере подойти к личному решению, и тем самым к зрелости. Нерешительный человек вызывает у нас неприязнь; несомненно, если бы Иисус жил в наше время, такой человек ни в коем случае не распял бы Его, он принял бы Иисуса, выслушал все, что тот хотел ему сказать, чтобы затем устроить из Него посмешище (Карлайл). Иисус или вообще ничто Ему нечего сказать и Он абсолютно ничего не значит, или же Открыватель Божиих тайн. Он "Божие Слово" ответ на все вопросы человечества. Он Сам "Бог от Бога", Спаситель и Завершитель, дающий меру и отмеривающий, Который как судья решает, кому должно спастись или погибнуть, краеугольный камень, на котором все основано. Он Тот, Кого предали. Тот, Кто вернется к ужасу считавших Его убитым и желавших проигнорировать Его существование, забыть о Нем. Он Тот, Кому веришь. Кто есть "Путь, Истина и Жизнь" (ср. Ин 14,6) для всех, кто о Нем спрашивает, кто желает Его увидеть, услышать Его слова и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел Он возьмет их с Собой и приведет домой, в Свое Царство, к Богу, и тем самым, к полноте их жизни.
Вопросы об Иисусе Христе ни в коем случае нельзя отнести к малозначащим; наоборот, вокруг Иисуса очень много вопросов, и Он способен ответить на них. Однако, Он требователен. Поспешное отвержение, попытка проигнорировать Его личность, нежелание выслушать Его требования все это человеческие уловки, которые перекрывают все доступы к вере или дальнейшему продвижению в ее постижении.
КЕМ БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС?
Жил ли Иисус вообще?
Сколько усилий приложили люди, чтобы уничтожить законность прав Иисуса и больше из-за Него не беспокоиться! Отрицали Его существование, низвели до обыкновенного человека, подсмеивались над Евангелием как над книгой сказок. Или стали расценивать как миф, возникший благодаря фанатизму Его приверженцев, которые использовали имеющиеся под рукой понятия из ближневосточных религий. Люди окончательно усомнились в возможности знать о Нем что-то определенное и в конце концов успокоились на том, что веру в Него предоставили личной религиозности отдельного человека, который читает Священное Писание, и там, вопреки науке, с Христом встречается. Или заявляли, что не имеет значения, возможно ли о самом Иисусе выяснить чтонибудь историческое или нет. Достаточно интерпретировать Новый Завет определенным образом, и современный человек сам придет к смыслу своего существования.
При всем этом несомненно, что благодаря критическому, взыскательному и обстоятельному изучению личности Иисуса за последнее столетие мы приобрели множество ценных знаний о Нем Самом и о Его эпохе, о возникновении и смысле свидетельств о Его личности, о Его учении и Его делах.
Таким образом очевидно, что Иисус жил, что Он существует, что Его просто невозможно отвергнуть, не обратив на Него внимание. Существование Иисуса из Назарета неопровержимо доказано. Если и жил кто-то в прошлом вообще, так это Иисус. Никого иного столь основательно не изучали. В любой умной книге про Иисуса можно вычитать, что и языческие (Плиний, Тацит, Светоний), и иудейские писатели (Иосиф Флавий, авторы Талмуда) упоминали по крайней мере о Его существовании, даже отчасти с историческими подробностями; хотя для летописца событие на колониальной периферии огромной Римской империи воистину не было достойно внимания. В том, что Иисус жил, сегодня уже никто не сомневается, если только он не задался целью отрицать Иисуса.
Догадки об Иисусе
В наше время человека более интересует вопрос, кто, собственно, такой Иисус и что Он значит для людей тем самым и для меня. И тогда возникают блистательные и разнообразнейшие догадки об Иисусе. В этой путанице вокруг Иисуса много недоразумений, и лишь при критическом анализе начинают понемногу вырисовываться контуры этой исключительной личности; Иисус приобретает очертания, отдельные точки зрения рисуют единый образ. Из сравнительно неясного, неопределенного, вызывающего вопросы и сомнения Иисуса из Назарета появляется, одновременно с постепенным переходом от неверия к вере, весь Иисус Христос, которому можно верить, так как Он сам приводит человека к вере. Вокруг Иисуса нагромождаются вопросы: "Что это?" (Мк 1,27). "Кто же Сей?" (Мк 4,41). "Никогда ничего такого мы не видели" (Мк 2,12). "Он вышел из себя" (Мк 3,21).
В Иисусе сомневаются. В стремлении уничижить Иисуса и тем самым разбить христианскую веру или, по крайней мере, представить ее не имеющей значения, накладывается рука на основы христианства. Но заданные вопросы не пропадут даром, так как можно надеяться, что мы получим окончательный ответ и информацию. Иисус вызывает вопросы и задает их Сам, таким образом вера становится возможной лишь благодаря вопросам. "Откуда Ты?" (Ин 19,9), "Чего Ты от меня хочешь?" (ср. Мк 1,24; 5,7), спрашивают люди. "За кого почитаете Меня?" (Мк 8,29), "Кого ищете?" (Ин 18,4),спрашивает Иисус.
Иисус "неоднозначен", предварительно Он довольствуется намеками, предоставляя воле человека решать "в Его пользу или против Него" (ср. Мф 12,30). Иисус ломает все представления и схемы. Но и существующие понятия ожидаемого Спасителя Ему не подходят, они должны быть расширены и дополнены. Он всегда позволяет заглянуть в Свое бытие глубже и определеннее (ср. Ин 16,13), давая для этого просветление духа. Так возникает надежда, прорастающая из беспомощности, малая вера, которая хоть и бедна, но еще может развиться.
Иисуса нельзя понять с легкостью, Его нельзя открыть запросто (Ин 20,17), он приходит постепенно, но всегда ускользает из поля зрения, рук и мыслей тех, кто хочет Его понять. Случай Вознесения это ситуация очевидца, находящегося лицом к лицу с Иисусом-человеком. Мгновенье назад Он еще был здесь. Где же Он теперь? Есть Он, или Его нет? Куда уходит, откуда приходит? Он "здесь или там" (ср. Мк 13,21)? Или Он "обещание, о котором никто не знает, кто же его выполнит" (Костер)?
Путаница и ошеломление вот характерные признаки различных предположений об Иисусе, которые едва ли или же только изредка совпадают.
Если уже современники понимали Иисуса полностью неправильно, то тем более неправильно Его поймут люди времен более поздних. Возникнут все те же предположения, в которых Иисус понимается отчасти верно, но в целом совершенно ошибочно: Иисус человек, соответствующий вкусам своих современников. Иисус, воплотитель всех грез и мечтаний. Иисус, земной Мессия, революционер, великий волшебник, который одним взмахом руки заново приведет в порядок то, что испортилось; Иисус, издевательский образ, карикатура на человеческое бессилие и несовершенство, проекция собственного ошибочного бытия.
Существует множество "фальшивых христов" (ср. Мк 13,22). Кто же истинный Христос? Как Он жил в действительности? Что Он сказал дословно? Как к Нему добраться сегодня? Где Он? И что Он может нам, современным людям, еще сказать? Эти вопросы все еще актуальны. Величайший вопрос об Иисусе, Неизвестном, который пришел инкогнито, до сих пор, по-видимому, остается без ответа.
Евангелие как свидетельство об Иисусе Христе
Что же делать? Да вот что: будем последовательно исследовать все предположения и взгляды и пробираться к тем сведениям, которые или исходят непосредственно от Него самого или имеют к Нему отношение и могут предоставить существенные факты и детали. У того, кто хочет знать поточнее, кто такой Иисус, и чего Он требует от человека, есть только одна возможность читать Евангелия. В них наиболее подробно говорится об Иисусе. Эти записи исходят от первых, и тем самым непосредственных свидетелей жизни Иисуса, их основа в самом Иисусе. Они возникли в первом столетии, как доказала дотошная критика Библии, и потому являются подлинными. Их текст в сущности нетронут и может читаться сегодня на языке оригинала со всеми возможными незначительными вариациями в каждом из изданий этих Евангелий.
Хотя речь идет не о репортаже, не об исторической биографии Иисуса, все же как свидетельство веры излагается история Иисуса, связанная с "Иисусом из Назарета" (ср. Лк 24,19). Евангелия содержат то, что стало источником веры первых христиан, то, что и теперь побуждает верить современных людей. Так из свидетельства о вере может возникнуть убежденность в вере. Евангелие достойно веры. Здесь, очевидно, возникает не только вопрос, что "есть в тексте", но и что там "имеется в виду". Это большая проблема и весьма трудная задача, связанная с переводом, изложением и использованием Евангелий. То, что было выражено языком, который стал чужим, в образах, подчас труднопонимаемых, должно быть сделано доступным и быть показано как осуществимое. Призыв Евангелия был дан раз и навсегда, но он проходит сквозь мысли и слова людей и отражается в ушах и сердцах последующих поколений. Это мост через пространство времени.
Не только самим авторам, но и последующим проповедникам трудно добиться того, чтобы Иисус действительно присутствовал в их слове, в их записях, в их повествовании, и в своей предельно истинной сути дошел до нас.
Уже давно возникли сомнения по поводу того, действительно ли идентичны "исторический Иисус" и "Иисус веры". Высказывались мнения о существовании определенных добавлений и изменений. Более того, говорили, что Евангелие не передает действительных исторических событий, а всего лишь красивые легенды. История исследований жизни Иисуса (Швейцер) доказывает, что в равной степени напрасно пытаться совсем досконально и "исторически" приблизиться к самому Иисусу, как и напрасно предполагать, что Евангелие это нечто вроде романа об Иисусе, в котором Иисус персонаж, приспособленный к вкусам эпохи. На самом деле критически настроенный читатель в Евангелии встретится с достоверным, с точки зрения верующих, изображением Иисуса, которое было записано для того, "чтобы и другие могли верить" (ср. Ин 20,31).
Евангелие призывает верить именно так, как это делали первые люди, которые встретились с историческим Иисусом. И в более позднюю эпоху вера предлагается всем людям точно так же; внимание направлено на Иисуса. Передача веры первых свидетелей осуществляется последовательно, достоверно, ответственно по отношению к источнику, и не предполагает ничего своевольного. Традиция это не какое-то искажение, отступление, но передача без подделки. И хотя в Церкви всегда возникали различные вопросы, которые она в честной борьбе стремилась выяснить, речь всегда шла о том же самом Иисусе "вчера и сегодня и во веки" (Евр 13,8). И будут "гласить о Нем до края земли, пространства и времени" (ср. Деян 18; Мф 28,20) повсюду и в любое время. Евангелие это весть для каждого.
Нечто необычайное в Иисусе
Иисуса в Евангелии нельзя было выдумать. Если апостолов считать авторами романов, то тогда почему им не пришло в голову описать что-то более интересное и сенсационное, чем жизнеописание неизвестного еврея. Этот сын плотника выступает с необычными претензиями и не предлагает никаких материальных выгод, зато выдвигает нелегкие требования, касающиеся личного и общественного образа жизни. Почти никем так и непонятый и отверженный, Он в конце концов был объявлен богохульником и государственным изменником и казнен на кресте как обычный преступник. Весть о Его воскресении невозможно объяснить лишь убеждениями Его приверженцев, ибо взрыв веры и доверия после полного разочарования никак не удастся обосновать, если только действительно не произошло какое-то событие. Оно-то и было затем столь эмоционально воспроизведено и записано (вот откуда текстовые вариации).
Читающий Евангелие непредвзято в скором времени заметит в каждой строке эту цельность и добросовестность повествования и путем сравнения может сразу же обнаружить приукрашенное изображение и вычурный стиль так называемых "апокрифических" (неподлинных) евангелий. Даже наличие текстовых швов, которые очевидны и возникли при компоновке и редактировании традиционного материала внутри любого из Евангелий, доказывает добросовестную передачу того, что происходило на самом деле.
Иисус Нового Завета рассматривается с различных точек зрения, выделяется та или иная черта Его личности. Его исследуют со всех сторон. Иногда Слово слушается как бы "иными ушами", в новой ситуации, и тогда приобретает различные оттенки, особенные призвуки. Но в центре внимания всегда Один и Тот же. Тот, на Которого можно без конца смотреть, Которого можно без конца слушать и Которого мы никогда не сможем постичь до конца. Один и Тот же Иисус в различных Евангелиях, в многообразном свидетельстве веры Нового Завета. Евангелия всегда подразумевают Его одного, имеют отношение именно к Нему, в конце концов исходят от Него. За письменами Евангелий стоит живая, непостижимая личность, Тот самый Иисус из Назарета, с Которым необходимо разобраться. Его непостижимость отличает Его не только от вымышленных фантастических героев, но и от всех реальных людей всех времен. Он не только из "определяющих людей" (Ясперс): преодолевает и переубеждает всех. Его даже нельзя сравнивать с идолами! Но и сравнение с великими основателями мировых религий явно в Его пользу. Не только потому, что Он отличается от них своей человеческой чистотой. И Лао-Цзы, и Конфуций, и Заратустра и Будда, и в конце концов Мухаммед при всей своей гениальности не достигли того особенного превосходства жизненного пути, несравненной полноты учения, и уж никак не обладали абсолютными полномочиями говорить от имени Бога так окончательно и находиться с Ним в столь тесной связи, что захватывает дух. При этом такое право Иисуса нисколько не является заносчивым, высокомерным. Просто Он иной, нежели все другие, без принижения их значения, в Нем есть иная суть и иные измерения.
И отличие от иудаизма очевидно. Пускай Иисус в каких-то случаях подчеркивает свое происхождение из народа Авраама, Моисея и Давида, пускай современные верующие иудеи уже пытаются напоследок принять и как-то адаптировать "брата Иисуса" (Бубер), все-таки Он продолжает оставаться изгоем, богохульником, которому не простится, что Он посягнул на закон, что изрек такие слова, которые могут принадлежать только самому Богу; что Он занял место, которым не был удостоен даже ожидаемый Мессия.
Он тот изгнанник из иудаизма, который умирает "вне" (ср. Евр 13,12), который ускользает от преследования, который переживет падение Иерусалима, который идет не только к избранному народу, но и намного дальше, обращаясь ко всем людям и желая спасти всех. Иисус выдержит любое сравнение, Он оригинален, уникален. Перед Ним разрушается любое представление, Он не позволяет ограничить Себя какими-либо рамками, и в конце концов, Его нужно принимать Таким, Какой Он есть.
У того, кто хочет встретиться с Иисусом, дабы это помогло ему принять веру, нет иного выбора, как потянуться к Новому Завету. К сожалению, Новый Завет зачастую становится "старым", ибо в притворной доверительности с ним обходятся так, словно все уже давно известно. Ищущему человеку важно читать Новый Завет как "новый" и открывать его для себя как "новый", каждый раз заново; решительно и упорно, с терпением и желанием следить за Иисусом; созерцать Его, умолкать перед Ним, прислушиваться к Нему, медитировать; позволить потихоньку проникнуть в себя неизгладимому впечатлению от этой личности, которая раскрывается все более. Спрашивать Его, спорить, бороться или просто: молиться, чтобы однажды, возможно, вкусить полную истину и добраться до сути слова, исходящего из уст Божиих, чтобы пережить мгновение решающей встречи с Иисусом в вере.
Каков Иисус в Новом Завете
Попытаемся сообразно Новому Завету обрисовать черты этой исключительной личности, хотя и невозможно упомянуть каждую деталь. Образ Иисуса Христа в каждом людском сердце будет несколько иным, более или менее отчетливым. Поэтому на протяжении веков существовали различные изображения Иисуса, выделяющие в каждом из этих образов какой-то особенный аспект. Однако, ни один из них не постигает Его во всей полноте. Пожалуй, можно перефразировать известное стихотворение Новалиса: "Вижу Тебя, мой Иисус В тысяче образов, дивно начертанных, Но кто мне сумеет объяснить Как Тебя видит моя душа..."
Ну как же быть с этим Иисусом из Назарета? Он спрашивает у нас: "Что вы думаете обо мне?" (ср. Мф 16,15). Проберемся к Нему поближе, "Нам хочется видеть Иисуса!" (Ин 12,21). Весьма интересно лицезреть Иисуса на фоне Его народа и Его эпохи, открыть духовную и человеческую родину, из которой Он происходит "по плоти", показать, каким образом в нем выполняются ожидания эпохи. Прежде всего при этом проявится простая, скромная и на первый взгляд как будто совершенно обычная жизнь Иисуса из Назарета, которого считают сыном плотника, да и родню Его все знают, но который вдруг идет собственной дорогой, предъявляя необычные, вызывающие страх требования.
а) Иисус из Назарета
В Нем как в человеке читателю Нового Завета что-то будет ясно, но чтото одновременно останется необъяснимым. Он "подобен нам во всем, кроме греха" (ср. Евр 2,17; 4,15).
"Подобен нам во всем": По описаниям очевидцев, Иисус настоящий человек, да еще какой! Излишне спрашивать, как Он выглядел. Евангелия содержат лишь намеки. Его подлинного образа не существует, и все же несомненно, что Он был здоров телесно и импонировал людям. В Его душевном здоровье тоже невозможно усомниться. Быстрый ум проявился при обмене взглядами с противниками; Его притчи и язык были понятны каждому. Сильная целенаправленная воля, в которой, однако, не было ничего твердолобого и холодного, указывает на твердость Его характера. К этому добавляется глубина и богатство мысли, открытое сердце, которое обращено ко всему, что касается человека и мира. И потому сведения о Его беседах и Его притчах являются живым свидетельством. В Нем вообще нет ничего от фантазера или безумца, а некоторые были бы очень рады при случае представить Его именно таким. Он чуток и к людской радости и к людскому страданию, радуется с радующимися и печалится с теми, кому грустно. Он знает цену человеческой дружбе, Ему знакома тяжесть враждебного отвержения, за которое Он не желает платить тем же. Отсюда и такое особое впечатление от Его проникновенных бесед с отдельными людьми, особенно с женщинами. Однако, Он понимает и природу, и человеческую культуру весь мир в целом. Хотя и неверно было бы считать Его социальным реформатором или апостолом гуманизма, однако невозможно не услышать из Его уст одобрение всех земных ценностей. Уникально Его отношение к человеческой вине. Насколько сильно Он чувствует ужас греха и обнаруживает даже его тончайший след, настолько велико Его понимание и прощение грешников. Никто другой в мире не сумел бы освободить человека и дать ему новый шанс так, как Он. Люди на краю своего существования, последние и забытые, Ему очень близки. "Пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк 19,10).
"Кроме греха": При всем при этом сам Он без греха, в Нем нет ни капли вины нет у Него и какого-либо ощущения вины и покаяния. И Его друзья, и недруги "не могут обличить Его во грехе" (ср. Ин 8,46). Это просто невероятно. Людские глаза никогда не видели ничего подобного.
Все-таки Иисус необычаен. Это выясняется, если постоянно и более подробно заниматься Его учением. В своей подлинности и простоте это учение ни с чем не сравнится, и даже противники христианства признают, что оно стоит отдельно от всех религий мира. Иисус в нем рассудителен и необъясним; ни Его происхождение, ни Его воспитание и обучение не дают оснований объяснить, откуда взялось это учение. Оно исключительно, но хотя и родственно по способу мышления Ветхому Завету и духовным течениям времен Иисуса, оно превосходит все существовавшие в то время духовные течения (например, учение секты из Кумрана у Мертвого моря).
Он учит "как власть имеющий" (Мф 7,29). И "никто не говорит так, как Он" (ср. Ин 7,46),так, что и простые набожные люди, и глубокие мыслители всех веков находят более чем достаточно материала для размышлений. Интеллектуальное чудо! Если, однако, кто-то более основательно задумается над Его жизнью, то почувствует в Нем нечто всепобеждающее. Вот Он Тот, Кто живет точно так же, как учит жить. Моральное чудо! Он не только требует выполнения заповедей, но и Сам воплощенная заповедь. Однако не так, чтобы слепо следовать "букве закона": Он дает простор совести и возможность личного выбора. Его жизнь и учение настолько составляют единое целое, что никто не смеет удивляться, если "из Возвещающего Он стал Возвещенным". Он тождественен возвещенному Им Самим.
И как не хотели бы мы строго придерживаться, не приуменьшая, человеческого в Иисусе, повествование о Нем не дает исчерпывающей информации. Кто стремится справиться со всем дословным текстом повествований об Иисусе, столкнется со многим, что удивит, приведет в замешательство, возможно испугает, выведет из равновесия (ср. Мк 6,51). Именно такой была первая реакция людей, встретившихся с Ним, что и отразилось, к примеру, в Евангелии от Марка. Ничего подобного еще никто не видел и не слышал (ср. Мк 2,12). Иисус не "только человек", но и нечто большее. В по-настоящему живом человеке Иисусе, одном из нас, проглядывает нечто более глубокое, отличительное, что именно Его человеческая жизнь нам приближает и дает возможность хотя бы немного Его понять.
б) Бог в Иисусе Христе
В конце концов этот Иисус разрушает любые рамки. Он не подходит под концепции, не дает втиснуть себя в понятия и уже готовые схемы. Должно быть, Он больше чем обычный человек (ср. Мф 12,41 и далее). От него исходит неслыханное требование, которое современники тотчас принимают во внимание, отвечая согласием или неприятием. Этот "некто" утверждает, что Он "единственно возможный Спаситель", т.е. тот, кто провозглашает последнюю Божию волю; и заодно исполнитель самых глубоких желаний человека, и лишь Он обладает исключительным правом находиться в особенных взаимоотношениях с Богом. Причем таким способом, который почти отождествляет Его с Богом. Иисус ведет себя так, как будто сам Бог в Нем и с Ним на этот раз окончательно и непревзойденно начинает присутствовать на земле, говорить и действовать.
Это право дано Ему всем Его существованием. Такого еще не было, и столь же уникальным это продолжает оставаться. Никто кроме Иисуса в истории человечества не проявил себя так. Но и никто никогда не предъявлял столь высоких требований столь скромно и естественно. Это шокирует. Это требует решительного ответа от того, кто с таким человеком встречается.
Взыскующий Иисус
Хоть и нелегко доискаться в евангельских словах Иисуса, как именно Он их произнес, можно обоснованно допустить, что расширенные и углубленные Его слова, которые мы читаем в Евангелиях, будучи переданы авторами текстов, не приписаны Ему они соответствуют смыслу слов, сказанных живым Иисусом, они точно совпадают с Его мыслями и являются истинными. То, "что Иисус на самом деле сказал" (Шварц), Он сказал так, чтобы люди разобрались и смогли передать это далее, и так, чтобы в будущем сказанное было понято лучше и глубже. Его слова "не прейдут" (Мк 13,31), так будет раз и навсегда. Первые свидетели веры смотрели Иисусу в лицо и на руки, читали у Него в глазах каждый совет на будущее и, таким образом, могли понимать самые скрытые движения Его сердца. Это было стимулом для собственных размышлений, догадок и вытекающих из этого поступков. Что не может исходить из современного мышления,как иудейского так и неиудейского;что не следует из взглядов ранней Церкви, что не тождественно ни тому, ни другому и, следовательно, необъяснимо, это есть, как говорят толкователи Библии, подлинное слово Иисуса. В нем слышен Его собственный голос. Тогдашние и позднейшие высказывания при любых обстоятельствах могут считаться растолкованной, развернутой для дальнейшего познания истинной Иисусовой речью.
Средства выражения, которые уже есть в распоряжении, исправляются, избавляются от недоразумений, если их использует Иисус. Существует сборник подлинных слов Иисуса Благовестие Его собственных уст. Сюда относятся необычайные высказывания и сравнения. Сам Иисус наверняка говорил очень мало, многое оставлял открытым для свободного размышления. Его слово всегда должно было быть "метким", а значит: выразительным, чтобы его легко удалось как и запомнить, так и забыть. Тогда оно останется в подсознании и даст повод к дальнейшим размышлениям. Небезопасная, но в то же время освобождающая весть. Намек и одновременно призыв. То, что говорит Иисус, признается "последним Божиим словом". Именно это приводит к смятению и ставит решающий вопрос, на который можно ответить или отрицанием или верой.
"Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие... Идите за мной!" (Мк 1,15-17). Это суть, ядро Евангелия. Обращение, приводящее к смятению; вызов Иисуса, возбуждающий страх.
Сказавший такое знает, что говорит; хотя кому-то может показаться, что Он "вышел из себя" (Мк 3,21). Он говорит с невероятной уверенностью в себе, как Сын, познавший Отца, как проповедник Божий, которому известно, кто такой Бог и чего Он хочет от человека и для человека, которому известно, что Бог есть и будет; Он приходит, чтобы спасти всех людей. Полнота, названная Божьим управлением, понятая как любовь к людям, присутствует вместе с Иисусом,близко, ощутимо, посреди мира и истории, здесь и теперь уже на самом деле но еще не целиком.
Речь Иисуса уникальна, Он использует определенные речевые обороты, которые можно понять лишь учитывая, что Иисус находится в доверительном согласии с Тем, Кого зовет "Авва" (любимый Отец).
Таким образом становятся понятными Иисусовы изречения о Самом Себе, Его утверждения, сформулированные в Евангелиях. Например:
"Прощаются тебе грехи твои" (Мк 2,5).
"Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11,27).
"Ты ли Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных" (Мф 26,63 и далее).
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин 3,13). "Ибо что творит Он (Отец), то и Сын творит также" (Ин 5,19).
"Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили сына, как чтут Отца" (Ин 5,22 и далее).
"Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин 5,26).
"Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8,58).
"Я и Отец одно... верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем" (Ин 10,3038).
"Видевший Меня видел Отца" (Ин 14,9). "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин 17,5).
Взыскательны прежде всего те высказывания, которые начинаются словами: "Я есмь" или просто восклицанием "Это Я!" они претендуют на имя Ягве, которое так или иначе заключено в имени Иисус. Иисус это значит: Ягве помогает и хранит! В требованиях Иисуса содержатся эти самые выражения: "Я есмь сущий", "был и будет", "Бог с нами". Если Иисус говорит, то уже не провозглашает, как пророки, одно лишь только "изречение Ягве"; но говорит от собственного имени: "Истинно! Говорю вам!" "Я вам говорю". Положив руку на Святой Закон Божий, Он не разрушил его, а придал ему большую глубину. На это не отважился даже Моисей. Существует Некто "больший", чем кто-либо из предыдущих Божиих проповедников. С нами говорит Некто, имеющий полноту власти.
Иной раз Иисус уклоняется от прямого вопроса, избегая неверного понимания. На вопрос Он отвечает вопросом: А что думаете вы? Либо укажет: Ступайте и увидите! Возвещайте, что вы видели и слушали! Или упрекает: Блажен тот, кто не соблазнится о моих словах. Почему вы так боязливы? Вы маловерные! Разве вы не знали? Долго ли мне еще сносить ваше неверие?
Никого однако не принуждает. Ему нужно свободное решение признать в Нем нечто исключительное.
Говорит притчами. Этот исполненный тайны и значения способ выражения, столь близкий к жизни и потому понятный для человека, приводит к тому, что Его требования и призыв постепенно становятся ясными. Он знает, что хочет сказать, и имеет в виду больше, чем пока еще могут понять Его слушатели.
Это несравненное приближение Бога к человеку и человека к Богу Он возвещает на доступных и понятных примерах. И Сам Он есть подобие, образец и пример даруемой любви Божией, начинающееся "Само Божие Царство" (Ориген). Он побуждает людей действовать так же как Он или хотя бы примерно так.
Во всем этом косвенно содержится утверждение Иисуса, что в Нем присутствует Сам Бог. Наверное, люди так Его и понимали. Это вызвало упрек: "Чем Ты Себя делаешь?" (Ин 8,53). Это стало основной причиной Его отвержения, осуждения и смерти. Поэтому содержание упомянутой надписи "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин 19,19) послужило поводом для обвинения и приговора к смерти на кресте. И это Мессия! Тот, Кто утверждал нечто подобное, оказался вовсе не тем, кого ожидали. Такого нам не надо. Лишь когда начало понемногу проясняться, один человек признал: "Истинно, Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15,39). Для всех остальных это притязание Иисуса было просто богохульством (Мк 14,64). Об Иисусе говорится, что на все обвинения и на вопрос: "Кто же Ты тогда в действительности?", "Откуда Ты?" (Ин 19,9), под конец он вообще не давал никакого ответа. Этим возвышенным, благородным молчанием Он разом перечеркнул все глупые речи, все ложные догадки, все сумасбродные недоразумения. Он непонятен и все тут. Его нельзя поймать на слове. Он ускользает от любых выяснений. Его существование несомненно, но одновременно необъяснимо. Лишь с возрастанием веры человек способен прийти к тому, что же заключено в этом Иисусе и кем Он в действительности является. Что Он сказал и что при этом подразумевал. Иисус исчезает и в то же время возникает. Становится ясным, почему Иисус столь сдержанно относится к различным званиям и титулам, которые были уготовлены ожидаемому Божиему посланнику; по крайней мере, Он отстранился от них и вероятно не употребил ни одного из этих титулов.
Иисус не хотел быть ни мирским, ни религиозным "Мессией", Он напрямую запрещает так Себя называть (ср. Мк 1,24 и далее). И выражения "Сын Давидов", "Царь", "один из пророков", и даже титул "Сына Божиего" были для Него весьма и весьма неопределенными и неоднозначными, ибо под этим мог подразумеваться и любой другой Божий человек. Пожалуй, Ему наиболее подходило имя "Сын Человеческий", которое означает не только примерно живущего и страдающего человека (Божиего слугу), но и решающую личность, пришедшую из мира иного, от Бога; имя, которое выражает Его "посредническую" задачу. Иисус это просто Он Сам. Его тайна продолжает оставаться тайной, и лишь потихоньку приоткрывается. Непознаваемый, Он постепенно дает Себя познать. "Кого ищете?" "Иисуса Назорея". "Это Я". "Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут" (Ин 18,4-8). В Евангелиях эти названия встречаются лишь в очищенном и наполненном смысле. Наконец, с именем "Иисус" соединено греческое слово "Христос" в значении Мессия, и оба сливаются в единое имя, которое выражает суть этой необычайной личности: "Иисус Христос". Лишь то, что Иисус нам действительно сказал, истинно уловлено, записано и передано нам в Новом Завете, без каких бы то ни было изменений смысла и неправильных толкований. Это притягивает и современного человека.
Многозначность Иисуса
Неслыханными и почти невероятными выглядят требования Иисуса. Или они исходят из уст безумца, а может, даже мошенника, или же все-таки соответствуют действительности. То, что Иисус не лжец, который обращается к миру с бессмысленными речами, и не мошенник, которому нравится обводить людей вокруг пальца, должно быть очевидным из описаний Его личности. Утверждение, что Он лжец и мошенник, никогда ни имело ни единого доказательства, а потому и никогда не принималось всерьез, разве что это делалось по злому умыслу.
Есть нечто более убедительное: Иисус не только говорил много важного, но и сделал. Его "собственные поступки" (Р. Пеш) доказывают то, что Он провозглашает. Это указующие жесты кого-то исключительного, сигналы реально возникающего Божиего мира, знание спасения, доказательства славы Христа. Здесь по сути "изумительный" человек, человек "наполненный Богом", который делится этим с остальными людьми.
Иисус вовсе не волшебник или шарлатан. Он не тот, кто притворяется и обманывает, стремясь извлечь лишь собственную выгоду. Он бескорыстен; великодушно дает и разделяет, отказываясь, однако, продемонстрировать как по заказу требуемое знамение (ср. Мк 8,11 и далее). Он свободно творит дела, достойные внимания и требующие веры. Они непостижимы и указывают начало чего-то гораздо более значительного.
Сказания о чудесах в Новом Завете выглядят примерно так же, как и подобные описания в современной литературе. Однако, они просты, кратки и скупы на слова, чем и отличаются от легенд (мифологии или сказочных версий жизни великих "чудотворцев"). В них описаны факты, хоть дело не в самих исцелениях, укрощении бури или насыщении голодных. Просто Иисус, говорящий и поступающий подобным образом, обладает могущественной силой и властью приносить людям Царство Божие, мир и спасение. Могущественные деяния Иисуса подтверждают Его полновластное слово, объясняют его, делают зримым. И наоборот, поступки Иисуса объясняются Его словами; становится однозначным то, что Он хотел сказать. Одно связано с другим. Живой Иисус словом и делом присутствует в повествованиях очевидцев и с верой Его можно познать. Деяния и речи Иисуса пробуждают веру. Сама вера является Его чудесным воздействием на человека; "однако, чудо не есть возлюбленное дитя веры". Иисус говорит как власть имеющий и совершает соответственные поступки. Что сказал, то и сделал. Что сказал, то сказано, что сделал, то останется. Непреложный факт, неизбывная действительность. Иисус полон чудесной силы и доведет до конца чудо исцеления мира.
То, что совершил Иисус, осталось в силе. Это означает очень многое и, пожалуй, даже все. Это дает о себе знать в вере людей и их готовности следовать за Иисусом, что приводит к постоянному изменению мира. Из непрерывающегося воздействия Иисуса с очевидностью следует, кто такой Иисус, и что Он в действительности значит для освобождения человека и мира, для состояния, называемого "спасением".
Примером такого деяния, в котором слово Иисуса не расходится с делом, может быть рассказ об исцелении слепорожденного (Ин 9,1-41). Иисус, свет мира, стоит лицом к лицу с человеком, слепым от рождения. Из земли (что была под рукой) и из собственной слюны (добавленной жизненной силы) Он делает лечебную мазь. И слепой увидел свет мира. Из последующих событий и спора становится ясным, что же, собственно, произошло, и кто есть Тот, кому удается сотворить с человеком подобное. С благодати прозревший спрашивает об этом и затем исповедует свою веру со всеми последствиями.
Однако, остальные продолжают оставаться слепыми, не хотят видеть и слышать, обрекают сами себя своими предрассудками, закосневают в своем грехе и тем самым изолируют себя от Иисуса, от уготованного им спасения.
Всем было предложено стать видящими и верующими. Одни решатся на это, другие не желают этого делать. Вот зачем пришел Иисус. На это Он обращает внимание людей. Евангелие написано для того, чтобы невидящие все же уверовали. Чтобы все могли верить (ср. Ин 20,29-31).
Вот так понимали Иисуса первые верующие, так они свидетельствовали о Нем и пытались убедить других.
Под конец, нужно сказать еще о самом важном знамении Иисуса. Оно удостоверяет живого Иисуса, Который в любой момент может встать перед человеком и потребовать от него веры.
Воскресение Иисуса
Это действительный факт, событие, побуждающее к вере и благовестию, ибо в противном случае наша вера была бы напрасна (1 Кор 15,14), как напрасна была бы и весть об Иисусе. Иисус был бы мертвым, рассыпавшимся в прах.
Самое раннее по времени доказательное свидетельство факта воскресения мы находим в Первом Послании к Коринфянам (15,3 и далее). Это Послание написал Павел примерно в 56-57 г. н.э. В приведенном отрывке он запечатлел то, что принял сам. Вера в воскресение Иисуса уже обозначилась и была сформулирована в раннехристианском символе веры. В послании Павел пишет: "Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу".
Евангельские свидетельства были записаны позднее.
Все свидетельства о воскресении говорят о Господе, который явил Себя живым, живым Он и остается, даже если Его новое состояние понять нелегко. Вопреки тому, что все ожидания Его приверженцев были разрушены Его смертью, вопреки их разочарованию и отчаянию, Он войдет к ним через двери, ими от страха запертые. Живой более, чем когда бы то ни было, Он будет есть, пить и разговаривать с ними. И прямо на глазах исчезнет, как только они Его узнают и обрадуются. Идет навстречу. Дает Себя узнать. Стоит за их спинами, когда они от всего отказываются и хотят уйти. Догоняет, опережает и остается с ними, и все же вновь исчезает; а когда Его хотят удержать, ускользает. Под конец, облако скрывает Его из вида. Они предоставлены вере и отныне должны ее удерживать, должны идти в мир и проповедовать Живого Иисуса, полагаясь при этом на то, что Он останется с ними (несмотря на видимое отсутствие) на все дни и придет снова. Между тем Он оставляет их в ожидании. Вдыхает в них дух жизни, делает их такими же живыми, как и Он Сам, и заботится о том, чтобы они не выдохлись, когда останутся без Него и когда будут стремиться к тому, чтобы Его весть о грядущем Божием Царстве стала известной всем людям.
Это стержень различных пасхальных повествований. Они кажутся противоречивыми в деталях, так как по указанной причине выделяют то одно, то другое, делают те или иные выводы из происшедшего. В конце концов, однако, все сходится. Они не хотят описывать как происходило воскресение, но хотят провозглашать Воскресшего, который живет и оживляет других.
Им потребовалось не менее 40 или 50 дней, чтобы постепенно понять и осознать то, что произошло уже на третий день, то есть в столь короткий срок со времени смерти Иисуса. И потребуется все время существования мира, чтобы это стало как можно более понятным для всех людей, чтобы они были обращены и призваны к этой вере.
Кратко основные моменты вести о Живом Иисусе:
Иисус умер и был погребен. Однако, Бог воскресил Его. Он позволяет Себя увидеть, является людям. Люди уверуют в Него. Скажут об этом другим. Следовательно, они услышали благовестие о возвышении и преображении Иисуса. Постепенно уясняя веру, они заимствовали это благовестие, чтобы передать его всем как толкование того, кто такой Иисус и что Он значит. Реальное, правдивое событие, которое поначалу принимали с большим замешательством, становится свидетельством, которое лишь с трудом можно выразить словами. Постепенно оно становится значительным, воспринимается как знамение и предлагается остальным, привлекая их внимание к Живому Иисусу и возможности ощутить веру.
Вершина жизни Иисуса, которая представляется нам ее критическим моментом, одновременно является критическим моментом человеческой жизни и критическим моментом веры. Здесь решается все.
Иисус дает увидеть Себя живым. Человек таким Его видит. И должен решить: или сделать вид, что ничто не произошло, или принять во внимание этот факт и дать себя увлечь (как неверующий Фома). Если у него загорается сердце и открываются глаза (как у эммаусских учеников), если узнает: "Это Он!" Или Сам Иисус может явиться в его убежденной и убеждающей вере или же он видит только пустой гроб.
В событии, факте, действительности, которую мы называем "воскресением", окончательно проясняется, кем Иисус был, есть и будет: Первый, Последний и Живый! (Откр 1,18). Кто ощутит Иисуса воскресшего, тот становится живым верующим. Иисус будет для него знаком надежды на его собственное воскресение. Знаком надежды в мире, который, как нам кажется, погряз в смерти и горе.
Вера в Иисуса Христа
Это центральный и ключевой момент христианской веры. Перелом в жизни Иисуса приводит к перелому в жизни верующего. Вознесение Иисуса явилось вознесением веры. С этого момента веру начали провозглашать, исходя из этого были написаны Евангелия, Новый Завет. С этого момента "дело Иисуса идет далее" (Марксен). Это главный пункт живого христианства. (О значении воскресения Иисуса для веры более подробно говорится в 5 и 6 главах). Факт воскресения зачастую изменяет личные впечатления об Иисусе. Картина приобретает законченную форму, художник на глазах у зачарованной публики последним жестом сделает видимым весь образ. Подобное произойдет с тем, кто был призван к вере, когда он переживет этот кульминационный момент, когда ему в итоге "воссияет Бог в лице Иисуса Христа" (ср. 2 Кор 4,6). В отдельных деталях теряется общее представление, путаются мысли, разрушается чувство, воля ослабевает. Если собрать все воедино, в одно мгновенье мы встретим совершенно иного человека и будем способны сказать Ему да. Но это способность, дар, а не что-то вынужденное или вымышленное, сотворенное человеком, нечто, исходящее из "плоти и крови" (Мф 16,17). Иисус делает человека верующим. Это главное обстоятельство, главный факт. Живой Иисус, идущий навстречу, есть первопричина веры, которая становится живой.
КТО ТАКОЙ ИИСУС ХРИСТОС?
Тайна веры
Прежде всего в вере и только в вере проявится, кем Иисус является изначально, в конечном результате и на самом деле. Лишь тогда человек может Его правильно понять. Тот, кому Иисус дал веру, начнет верить с того, что уверует в Иисуса. Таким образом, благовествующий Иисус становится Христом, в которого уверовали. Первое, самое простое, и тем не менее самое полное исповедание веры заключено в формулировке: "Иисус Христос (Мессия) есть Kyrios (Господь). Это, однако, нисколько не исчерпывает и не объясняет тайны Иисуса из Назарета, Который утверждает Свое право быть окончательным и полномочным Спасителем, Который являет Себя живым после Своей смерти и продолжает действовать в Своих свидетелях, оставаясь в них. Они же ожидают Его пришествие, хотя и не имеют о нем полного и ясного представления. К более глубокому познанию, лучшему пониманию, к более правильному описанию, толкованию и объяснению Иисуса, стоящего выше любого понимания, стремится теология (богословие). Ей известно, что Иисус не только проблематичен, Он достоин того, чтобы над Ним задумались. Теология пытается посредством рассуждений и размышлений сделать доступной Его тайну. Теология высказывается осторожно, иногда, от случая к случаю, прибегая к намеку, так как стремится сформулировать эту тайну словами. Эти знания растут и углубляются, находя свое выражение в догмате. При защите от недоразумений, еретических учений становится более очевидным, кем Иисус был, есть и будет. Он устоит перед любой ложной спекуляцией, любой попыткой от Него избавиться, покончить с Ним. Иисус не подходит ни под одну концепцию. Он был и остается единственным. Его невозможно выдумать, невозможно с кем-то сравнить: Он уникален. Он не подходит под обычные мерки. Он велик и неизъясним, однако Он близок и вызывает доверие. Он позволяет себя видеть и являет Себя людям видимым. Уже в Новом Завете тайну Иисуса начинают описывать и обсуждать, присваивая Ему существовавшие тогда названия и понятия, которые в дальнейшем будут отчасти отвергнуты или по крайней мере скорректированы. К Нему пытаются подобраться со всех сторон. Ради волнующего факта воскресения обращаются к прошлому и отыскивают, откуда родом Иисус, восстанавливают историю до Его прихода в мир. И тогда оказываются перед фактом Его происхождения из таинственной жизни Бога. Потому они спрашивают про то будущее, куда Он ушел и откуда Он в конце концов снова придет. Спрашивают, где Он находится теперь, каковы Его намерения, как будет продолжено Его дело, какое направление развитию истории дает существование Иисуса. Так можно объяснить возрастающее постижение Иисуса, с которым мы встречаемся в Новом Завете. Тайна Иисуса приоткрывается, и все-таки продолжает оставаться тайной. Многозначность Его личности допускает различные объяснения, она дает только намеки. Этот Иисус по крайней мере двузначен: с того времени длится история двух различных взаимоисключающих толкований. "Иисус по плоти, Иисус по духу" (ср. 2 Кор 5,16), из этого возникает вопрос: "Разве разделился Христос?" (1 Кор 1,13). Говорится о целом Христе, а не о Христе половинчатом, непонятом, неверно объясненном, урезанном. "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор 3,11). "Нет иного Евангелия" (ср. Гал 1,6-9), иного Иисуса. И "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор 12,3). Далее всего идет пролог Евангелия от Иоанна "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его..." (Ин 1,1;14). Это радуга, второй конец которой опирается на текст Откровения, где Иисус назван "Первым и Последним" (Откр 1,17). В этом пространстве заключен весь объем повествования об Иисусе Христе, куда требуется занести и отдельные изречения. "Учение об Иисусе Христе" (христология) постоянно стремится заполнить это пространство тем, что задает как можно более точные вопросы, давая пояснения. Вопрос, адресованный Иисусу: "Кто Ты?" остается. Возможно, люди слишком односторонне сосредоточили свое внимание прежде всего на вопросе Божьей жизни Иисуса до Его воплощения. И между тем не только оставили без внимания то историко-динамическое в Иисусе, Который среди нас людей жил и действовал как Человек, и даже нисколько не осмелились заглянуть в будущее, устремить взгляд на Иисуса грядущего. В вопросе, касающемся самого Иисуса и Его существования, еретическая вера легко устремляется в одностороннем направлении и упускает из виду столь необходимую противоположность. Иисус только Человек, и ничто иное! Иисус только Бог, и ничто иное! История веры и ереси движется между двумя этими крайностями. Так длилось долгое время, пока не возникла, как следствие дискуссий и споров, формулировка Халкидонского Собора: "Исповедуем единого истинного Христа, Сына, Господа, Единородного, Который есть в двух естествах (Божественном и человеческом), неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Или определение из послания Папы Льва I-го: "В непорочном и совершенном естестве истинного Человека, родился истинный Бог, совершенный во Своем, совершенный в нашем". Это есть истинная вера, устремленная к подлинному Иисусу Христу. Только так подлинный Иисус Христос сохранит в наших глазах свое целостное значение. Ибо: тот, кто был бы только Богом и не касался бы нас, не мог бы нам помочь. И кто бы был всего лишь обычным человеком, тот ничего бы не значил для нас, не достиг бы ничего особенного. Лишь Иисус Христос, "Двуединый", "соделавший из обоих одно" (ср. Еф 2,14), есть Тот единственный, Кто одновременно стоит целиком на стороне Бога и на стороне человека. "Единый посредник" (1 Тим 2,5), Который пребывает в полном согласии с Богом и людьми, Который соединяет в Себе разделенное. Он Тот, Кто существует "в небе так же как и на земле" (Бергенгруен), и таким образом открывает Бога для человека и человека для Бога. Лишь когда этот "Двуединый" имеет свой корень жизни в "Триедином Боге", и все же одновременно прорастает в человеческом естестве, Его тайна доступна и объяснима для человека. То же выражение "Богочеловек" Иисус Христос, которым пытаются выразить это двуединство вовсе не подразумевая какого-либо мифологического гермафродита, не вполне соответствует тому, Кем, собственно, является Иисус Христос. Какое же это, однако, чтение по слогам и заикание, когда мы пытаемся правильно говорить об Иисусе! По сути это не выходит за рамки первоначальной формулировки: Иисус из Назарета есть Господь, есть Сам Бог, являющий Себя Христом, Мессией, Спасителем, в котором Бог и человек встречаются и объединяются, пронизывают друг друга, не переставая быть самими собой. Бог существует в Иисусе Христе, в единичном человеке представителе "каждого (одного) из нас". Однако, Иисус в то же время совершенно иной: Он такой, "каким есть Бог". Поэтому вместо многих неправильных формулировок, которые часто создают путаницу и нарушают тайну Иисуса, пытаясь ее разгадать (ср. История спекуляций вокруг Иисуса), лучше воспользуемся сдержанным описанием того, Кем Иисус был и Кто Он есть, не нарушая Его тайны "Бог, посреди жизни, указывающий на неземные сферы" (Бонхофер).
Решающий ответ
Вопрос, заданный Иисусу, звучит так: "Кто Ты?" Было важно открыть, кем Иисус является на самом деле. Ибо, если вера не имеет опоры в самом Иисусе, это вера без основы, без цели и содержания. Теперь каждый должен допытаться сам: Кто для меня Иисус? Зачем Он мне нужен? Что Он для меня значит? Чего Он хочет от меня? Иисус хочет встретиться со мной, хочет, чтобы я обратился и верил, хочет меня спасти и исцелить. Хочет наполнить мою жизнь, сделать меня христианином. Тем самым Он ставит надо мной знак вопроса.
Следовательно, очень важно, чтобы мы имели о Нем верное представление. Изложенное здесь попытка немного в этом помочь. Но главное и конечное каждый может совершить только сам. Может как слепой встать на пути у Иисуса и воскликнуть: "Господи, дай, чтобы я видел!", как глухой может просить: "Сделай, чтобы я слышал!", как хромой: "Сделай, чтобы я ходил!", как прокаженный: "Сделай, чтобы я очистился!", как мертвый: "Дай, чтобы я верил! Укрепи мою веру!" И как исцеленный, верующий, может спрашивать Иисуса: "Что Ты хочешь, чтобы я сделал?" В определенный миг Иисус явится ищущему и просящему и скажет, кто Он на самом деле и чего хочет от человека. Каждый может на Него положиться.