|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 4. ВЕРА КАК ВСТРЕЧА С БОГОМ

Вера проблематична

"Трудно в это поверить"

Это выражение отражает ситуацию современного человека. Вера представляется ему или слишком сложной, почти нереальной, или же он противится вытекающим для верующего последствиям, возможно, пренебрегает верой как чем-то нестоящим человека, ребячеством, которое принимать не следует.

Неверие, однако, может также выражать кажущуюся неспособность современного человека верить. Как бы то ни было, вера стала проблематичной. Поэтому необходимо вернуться к самому началу и выяснить, что же это такое вера.

Возможно, таким образом, мы придем к новому пониманию веры как личной встречи с живым Богом. Вера это корень и начало спасения (Тридентский Собор), основное решение и основная позиция христианской жизни. О самой вере следует говорить прежде, чем о ее содержании.

Недоразумения, касающиеся веры

Верить в привычном смысле значит не знать. Если мы не знаем чего-либо определенно, а только догадываемся или предполагаем, то используем при этом неподходящее выражение "я верю". Ведь современный человек с легкостью пренебрегает верой, строго заявляя: "Верить значит не знать". В подобном утверждении скрывается крупица истины в том смысле, что человек не может знать всего, а вера способствует познанию, которое вне знания. Однако, упускается из виду, что таким образом достигается высшая форма познания, на которую вообще способен разум. Верить это не только знать. Но и не только чувствовать. Кто считает веру слепым чувством, точно так же ошибается, ибо вера не исключает разума ни при своей реализации, ни при своем развитии. Наоборот, разум пребывает в наивысшей активности, однако его одного недостаточно. Верить значит также не только хотеть. Воля сама по себе не способна заставить верить. Надо считаться не только с разумом, но с волей и чувствами человека, которые, соединившись, становятся силой, целиком захватывающей человека. Вера в конце концов это результат дара, новая способность.

Вера без всей своей полноты зачахнет в заблуждениях. Ненаполненная вера ищет выход в суеверии. Даже неверие где-то в глубине может быть скрытым желанием верить, "анонимной верой" (Ранер). Недоверие, собственно, может породить доверие. Человеку нужен кто-то, на кого можно положиться. Тот, кого волнует вера, недалеко от нее.

Что значит верить?

В определенном смысле вера это знание

Каждому предмету познания соответствует особый познавательный процесс. Следует избегать ошибки, что человек приобретает новые знания только естественнонаучным познанием или непосредственным чувственным восприятием предмета. В отношениях между живыми людьми познание веры играет особую роль.

И личное отношение человека к Богу может существовать лишь при наличии веры. В контактах с людьми нам никак не обойтись без веры. Это относится и к особенностям речи, и к выражению лица, и к языку жестов, присущему человеческому поведению. То, что происходит в другом человеке, всегда можно определить, основываясь на полученной информации. Внутренний мир человека открывается благодаря его внешнему выражению. Становится отчасти известным то, что в ином случае оставалось бы скрытым. Приспособиться к этому, суметь это принять значит верить. То же касается отношения родителей к детям, учителей и мастеров к ученикам в процессе воспитания. Это имеет отношение и к научным знаниям, которые передаются людям, к передаче известий из далеких стран, и в непоследнюю очередь к истории. В зависимости от степени доверия вера достигнет большей или меньшей степени надежности. Наивысшую и наипрекраснейшую надежность веры можно пережить в дружбе и любви. В таких отношениях один воистину понимает другого, то есть умеет поставить себя на место своего партнера и до определенной меры смотреть на вещи его глазами. Надежность посредничества основывается на доверии, на вере в то, что партнер не ошибается и не намерен каким-то образом совершить обман. Насколько сердечнее подобное отношение, насколько оно личное, настолько надежнее взаимная вера.

Вера в религиозном смысле

Это не означает, что утверждения катехизиса следует безлично принимать за истинные. Вера это личная встреча с Богом. С Богом, который "правит в недоступном свете", который "превышает все представления", который, как и каждая личность, имеет свою интимную сферу, свои тайны, которые невозможно объять разумом. Даже если разуму понятно, что Бог существует, ему неизвестно, кто такой Бог. Он не знает о Боге ничего конкретного. Бог, которого можно было бы постигнуть разумом, уже не был бы Богом. Божии тайны не противоречат разуму, они его превышают. Из любви они передаются человеческому сознанию в откровении. В воплощении Бог выражает Себя Самого. "Божье Слово" это Иисус Христос; через Него Бог встречается с человеком физически. В Иисусе Христе Бог одновременно есть предмет и основание веры. Я верю в Бога ради Бога. Верю, что Он говорит о Себе Самом. Я верю Иисусу в том, что Бог триедин. "В вере человек осознает реальность триединого Бога" (Джозеф Пипер). Исповедание веры это личное "Верую в Тебя". Проанализировав веру, мы не придем к какому-либо определенному заключению. Вера живая, и ускользает из-под скальпеля разума и психологии.

И все-таки отдельные моменты могут проясниться. Участвуя в этом наравне с волей, разум лишь приближается к своим границам, если будет внимать, вслушиваться, замечать и размышлять о Божиих тайнах. Воля подчиняется требованиям Бога, что приводит к определенным последствиям в личной жизни. Вера это познание и признание. Она не является ни следствием рассудочного вывода,ибо мы не можем путем собственного рассуждения прийти к вере и обосновать ее, исходя из собственных знаний. Вера не слепая отвага, ибо человек не кидается сломя голову к чему-либо иррациональному. Вера это дело сердца. Конечно, мы не подразумеваем под сердцем центр чувств. Это как ядро личности, из которого исходят отдельные решения. Следовательно, от человека ни в коем случае нельзя требовать веры. В сущности это даруемая благодать. Если Бог не приблизится к человеку, напрасны будут его попытки. Веру невозможно осуществить только человеку или только одному Богу. Бог не требует веры, он дает ее тому, кто ищет, кто хочет и готов верить. Что может человек сделать прежде, нежели начнет верить так это раскрыть свои руки и свое сердце, чтобы Бог имел возможность дать. Символ пустых рук соответствует такому пониманию веры. Следовательно, вера становится реальностью в момент встречи. Будучи живой, она возрастает, но не логическим и даже не психологическим путем. В одно мгновение множество отдельных понятий образуют целое, которое выглядит чудом.

Таким образом, развитие веры исходит от слышания и понимания разумом через намерение, закрепленное волей, окончательно положиться на Бога, которого мы встречаем в Иисусе Христе.

Эта вера неясна, ибо превышает человеческое понимание, и, следовательно, в определенной мере остается риском. Но именно поэтому это зависит от самого человека, примет ли он свободно свое решение верить. Человек не приводится к вере насильно, но он сам может открыться тому новому свету, который не исходит из него самого. Бог дает ему "глаза веры" (Августин), которыми он может узреть сияние тайны, и с ней он свяжет свою жизнь. Вопреки всей неопределенности и искушениям, которые атакуют веру, вера прежде всего надежна, ибо ее основа не в человеческой науке или человеческом опыте, а в Боге, который не может ошибаться и не может обманывать. "Кто верит, тот не дрожит", тот пребывает в Боге".

Вера как встреча с Иисусом Христом

Подобное понимание веры по праву может быть обосновано текстами Священного Писания. Уже в Ветхом Завете понятие веры подытожило все позиции человека в его отношении к Богу. Божиему откровению и призыву соответствует внимание, вопрос, сопротивление, послушание и поступки человека. Бог Сам непосредственно открывается великим людям Священной Истории и через них сообщает народу то, что они от Него слышат. Такие личности как Ной, Авраам, Моисей, пророки, Иов примеры подобного целостного человеческого отношения, они живут Божиим призывом. Недаром Павел в своем Послании к Римлянам назвал Авраама "Отцом верующих". А в Послании к Евреям он приводит длинный ряд свидетелей веры, который (как река) течет к Иисусу, "начальнику и совершителю веры" (Евр 12,2).

В Новом Завете вера это личная встреча человека с Иисусом. Как условие этой встречи необходима metanoia (обращение мышления). Это значит, что человек должен без каких бы то ни было предрассудков открыться требованиям Иисуса и избавиться от противления разума и воли. Ему необходимо обратиться, примкнуть к Иисусу, полностью ему довериться и безоговорочно следовать за Ним. Доверие как следствие веры, безграничное "да", сказанное Иисусу, для человека означает спасение. Однажды посвятив себя Иисусу, человек все начинает заново, думает и поступает по Его примеру. Он готов позволить Иисусу, чтобы Тот дал ему познать Божии тайны, тайны Божьего управления в человеке; ибо: "видящий Иисуса видит Бога" (ср. Ин 12,45). Человек принимает самую глубинную жизненную позицию ум Христов (1 Кор 2,16). Однако, эта вера в Иисуса не остается лишь почитанием, она требует последовательности и подражания. Твердость веры подвергается испытанию маловерием и недоверием. Остаться с Иисусом вопреки негодованию, вызванному Его страданием и крестом и пережить воскресение это явится победным доказательством веры, которое содержится в раннехристианском исповедании: "Иисус Христос Господь" (что значит Бог!).

Следовательно, в вере не только Бог в лице Иисуса Христа приходит к человеку, но одновременно и человек к Иисусу, и тем самым к Богу. Вера это "отношение к Богу, дающее силу человеку во всем его внешнем поведении и в его внутренней жизни" (А. Вейс). Человек, увлеченный Иисусом, человек, стоящий "лицом к лицу" с Иисусом (Паскаль), человек, "который стал современником Иисуса" (Кьеркегор), имеет такую же возможность верить, как и тот, кто встретил исторического Господа. Элементы веры наглядно показаны у Матфея (14,22-33) в событии, главное действующее лицо которого Иисус. Этот случай уже в самом себе несет начало пасхального ощущения Живого Господа. Он подходит для любой ситуации, где речь идет о вере.

Напрасное сражение рыбаков в лодке с ветром и бурей подобно человеческому существованию без Бога. В такой ситуации человек легко поддается малодушию, растущему отчаянию. И тогда начинает вырисовываться фигура, первоначально невыразительная и только слегка очерченная, она становится все более очевидной. Из центра почти безнадежной темноты она является неверящим. Они, конечно, сразу же пытаются рационально объяснить, что же к ним пришло: "призрак". Галлюцинация, плод возбужденной фантазии, т.е., собственно, ничто. Это объяснение, однако, разрушается отчетливо слышимым голосом: "Это Я!" Более того, этот голос воодушевляет к отваге и бесстрашию. Росток надежды на то, что это может оказаться реальностью, выходом из безнадежной ситуации, что существует личность, которой можно доверять, вновь оживает и крепнет. А поскольку был слышен Его голос, поскольку говорящий в самом деле шел по воде, обнаруживая тем самым наивысшую силу, весьма правдоподобно, что Он тот, кто действительно способен дать силу и смысл. И теперь следует отважный поступок: "Если это Ты... (здесь еще сомнение), так вели, чтобы я пришел к Тебе!"

Человек, которого не оставляет в покое мечта верить, открывается Тому, Кто стоит перед ним. Но соберется с силами только после настойчивого призыва зова "Иди!" Благодать уже действует. Путь к связи с этой благодатью таится в сердце человека. И вот, это удается! Появляется уверенность, и ступающая нога остается на поверхности воды, уменьшается расстояние, которое прежде казалось непреодолимым.

И снова заговорят сомнение и страх, сознание собственной слабости, мысль о том, что человек может полагаться только на себя; подозрение, что произошла ошибка. Сильный ветер мира сего, безнадежность, зыбкость, возражения против веры более очевидны, нежели та личность, контуры которой вновь становятся неясными. При этом всегда не хватает полного отдания. Человеку не хотелось бы рисковать, хотелось бы иметь уверенность, хотелось бы понять, а не уверовать. Однако, в то же мгновенье он начинает тонуть в море мира сего, в хаосе своих собственных мыслей, будучи на грани отчаяния, закрутившись вокруг себя самого. Но в этот миг, в момент, когда он вынужден с болью осознать, что очутился на краю, он цепляется за единственно возможный выход, последнюю человеческую возможность существовать в вере: простирает руки в мольбе и кричит: "Господи, спаси меня!" И тогда он уже только отдается, только принимает. Тогда уже выметена из сердца вся гордость, и остается в нем только пустота, которую может заполнить один Господь. Руки, простертые к Господу это единственное, что может человек со своей стороны сделать для веры. И в это решающее мгновенье Господь берет своей рукой протянутые руки молящегося и вытаскивает его к Себе наверх. И тогда человек воистину ощущает, что его встретил Сам Господь Бог, который несет его отныне на своей груди. После кроткого упрека Господа: "Почему ты усомнился, маловерный?" следует явное, однозначное исповедание веры с уверенностью человека, которого держит Бог, и который полагается на Бога (то есть, он уже верующий): "Воистину Ты Сын Божий!"

Когда Марк в этом месте (6,51) пишет, что "они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились", тем самым он подчеркивает, как важно для того, кто приходит к вере, выйти из кружения вокруг самого себя и поставить в центре внимания кое-кого иного, т.е. Бога, и таким образом прийти к полному и окончательному единению. Это захватывает всего человека его разум, волю и сердце. Но полноту, несомненность и реализацию веры может дать только одна благодать. Все действия человека сосредоточены на отдаче как на условии уделения этой благодати. Таким образом нетрудно распознать в этом процессе все важные элементы акта веры в их внутреннем соединении.

Путь веры

Поиск веры

Как в таком случае неверующий (неверующий вообще, еще неверующий или уже неверующий) может прийти к встрече с Иисусом, и тем самым к вере?

1. Ему необходимо приготовление. Он будет стараться добросовестно искать, честно спрашивать, будет стремиться стать "слушателем слова" (Ранер). Человек должен приготовиться слушать, слушаться, быть смиренным. Приготовиться к самоотречению, к самоотдаче, к преодолению пределов своего разума и воли. Ему следует признать себя сотворением, ограниченным телесно-духовным бытием, которое, однако, способно быть дополненным. Ему необходимо избавиться от всех предубеждений, наихудшим из которых есть уверенность в отсутствии каких бы то ни было предубеждений. Если этих основных предпосылок нет, разговор о вере бесплоден и лишен смысла. Современный человек кажется "неспособным к Богу" (Альфред Делп). Он в разладе с самим собой, и это потому, что принимая решение, "опоздал на свидание" (Франсуаза Саган); и теперь вновь должен сделать его возможным. В конце концов для этого человеку не нужно сделать ничего иного, как только закрыть рот и умолкнуть перед Богом. Ищущий человек познает так: Я хотел бы верить!

2. Ему придется вступить в основательную дискуссию. Не уклоняться ни от каких вопросов, каждый ответ критически изучать. Ищущий человек будет каждый раз заново перечитывать Евангелие, чтобы с каждым разом понимать его все лучше и лучше. Он встретит в Евангелии Иисуса, Его слово, Его деяния, Его исключительную личность. И будет спрашивать: Кто же это? Чего Он, собственно, от меня хочет? Постепенно, путем мучительного выяснения и приближения, ему становится ясно, что в Иисусе с ним встречается не просто великий человек, но Сам Бог, с Которым все решится.

Далее ищущий человек встретится с живой Церковью, будет стараться со своей стороны ежедневно повторять опыт веры ее первых свидетелей. Он встретит верующего человека, который действительно живет для Христа и для Бога. Такая встреча для неверующего станет мостом к вере. "Слушающий вас Меня слушает" (Лк 10,16). Хотя не каждый, называющийся христианином или считающий себя членом Церкви, в достаточной мере представляет Иисуса Христа, скорее он заслоняет и затемняет Его своей виной. Тем более убеждает пример переживаемого христианства; тот, кто действительно следует за Христом, будет для других "примерным человеком" (Вальтер Нигг). Но в любом случае христианин указывает на Того, Кто стоит над ним, чье имя (по праву или не по праву) он носит. Его направленность остается прежней к Христу, хотя сам по себе он всего лишь "второй Христос". Для ищущего человека все это означает: И я мог бы верить.

3. Наконец, многое зависит от правильного решения. Ищущий человек готов к встрече, которая ему предлагается. Осуществится ли это зависит от события, которое выглядит как личное решение человека, однако, приход к этому решающему шагу проявляется как необъяснимая способность; как решение о человеке и для него, как благодать, как Божье провидение. Бог дает благодать веры не потому, что человек стремится, но уже за то, если он стал стремиться. Внешняя благодать благовествования Библии, Церкви, встречи с верующими людьми освобождают его от предрассудков. Внутренняя благодать распространяется на него самого, она освобождает его от себя самого, исцеляет, облегчает, просвещает, помогает, не затрагивая при этом его личное свободное решение.

И неверующий человек не лишен благодати, ибо Бог хочет, чтобы все люди пришли к спасению. Но все это позволяет человеку остаться свободным, что для него значит: Собственно, я уже должен был бы верить! Он может принять даруемую веру, и также может сам со своей стороны дарить веру.

Этапы на пути человека к вере в Бога переданы уже в Библии в различных образах: "В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью" (Пс. 77,3). "Ибо рука Божия коснулась меня" (Иов 19,21). "Руку мою полагаю на уста мои" (Иов 39,34). "С Богом моим восхожу на стену" (Пс. 18,30).

Разными бывают моменты жизни человека, когда он встречается с Иисусом и таким образом приобретает веру. Он видит, как Иисус приходит. Он спрашивает: "Кто же это?". Иисуса можно видеть и слышать, Он позволяет понять, узнать себя: Это Я! Сразу же у человека откроются глаза, и он поймет значение слов, прежде полных тайны, в одно мгновенье поймет: Это Господь! Человек твердо это признает и будет сам себя спрашивать: Кто я перед Ним? Что Он значит для меня? Чего Он от меня хочет? Отныне человек знает, "в Кого уверовал" (впрочем, до сих пор не до конца) (ср. 2 Тим 1,12), и Кому он теперь стремится верить полностью.

Умножать веру

И верующий человек в каком-то смысле остается подобен неверующему. Его вера живая, и следовательно, пребывает в движении. Человеку не удастся упорядочить свою веру за всю свою жизнь.

Человеку, принявшему крещение, вера не дарована как нечто, что невозможно утратить, но только как способность, которую требуется постоянно совершенствовать. Ей, как и всему живому, потребуется пища, чтобы она могла расти. Ей придется преодолеть различные кризисы, чтобы стать зрелой. У веры есть ступени, которые соответствуют возрастным периодам у человека. Вера ребенка иная, нежели вера подростка, у зрелого человека нежели у старика. Детская вера легко "деградирует", если не приспособится к новому жизненному опыту (ср. со "Сказками о милом Господе Боге" Вольфганга Борхерта). Нечего удивляться, что такая неразвитая вера неспособна решить реальные жизненные проблемы.

В Символе веры нужно говорить "Я верую" (К. Барт). То, что "люди" веруют, еще не означает моей веры. И если кто-то пока верит лишь заодно со всеми, ему придется попробовать верить в одиночку, чтобы в случае возникших сомнений он все-таки сумел бы верить. Тогда вера станет жизненной позицией, которой свойственна верность; и она не сдастся даже перед "сложностью верить сегодня".

Кризисы веры необходимы, они делают веру живой, выносливой и независимой. Как преодоленная болезнь зачастую вырабатывает иммунитет у организма, так укрепляют веру преодоленные кризисы. Далеко не любая трудность веры это сомнение в ней. Тот, кто спрашивает, вовсе не лишен веры. Избегать вопросов значит быть трусливым. Подавленный вопрос рано или поздно отомстит. Каждая проблема, связанная с верой, должна быть отвоевана, осуществлена, и отмолена. "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк 9,24). Здесь также уместен истинный разговор о вере, при котором один укрепляет веру другого. Если и возможно дать ответ на вопросы веры, то только такой: "Христос решение всех сложностей!" (Тертуллиан).

Вся вера

Содержание веры

До сих пор мы говорили в основном о вере, "которой" верят, о вере как позиции и о процессе веры. Однако, необходимо также поговорить о вере, "в которую" верят, то есть о предмете и содержании веры. Недостаточно того, чтобы кто-либо верил, важно, во что он верит. Все сказанное в дальнейшем будет касаться содержания веры, особенно когда речь пойдет об Иисусе Христе. Ибо в нем подытожена вся вера.

Если в какой-то момент истории относительно некой личности, судя по ее словам и делам, приходят к выводу, что здесь явил себя Бог и сообщил нам тайные вещи, в этом случае невозможно ограничиться холодной констатацией, занять нейтральную позицию и распорядиться этим по собственному усмотрению. Для того, с кем Иисус однажды встретился, нет другого пути, кроме Иисуса. Он будет должен остановиться и принять решение. Здесь, в христианстве он будет застигнут абсолютным требованием, больше или важнее которого невозможно представить. Здесь полнота истины, здесь произнесено последнее Божье слово, возвещено грядущее Божье Царство. Однако, здесь также готовится спасение человека, предлагается Божья любовь. Каждый ищущий человек, в конце концов, находится на пути к месту встречи с Богом в Иисусе Христе. Все, что доселе он познал недостаточно ясно и отрывочно, там станет бесспорным, что означает, сокровенным и исполненным. Христианская вера непревзойденна, ее не удастся заменить какой-либо иной религией. Скорее, она превосходит, заключает в себе и доводит до совершенства любую человеческую религию. Христианство существует для всех, давая все и всем.

Для того, чтобы упомянутое здесь сделать наглядным, существует вероучение и наука о вере.

Теология это тщательное размышление над тем, чему предлагается верить, а не назойливое и бесплодное мудрствование. Одновременно это сдержанный и осторожный рассказ о Боге и Его Откровении.

Догматы (звенья веры) всегда новое и лучшее понимание Церковью тайн, вверенных ей Богом во все времена, с каждым разом во все более постижимых понятиях и при помощи Духа Святого, который "научит всему и напомнит все", что Иисус сказал и сделал (ср. Ин 14,26). Следовательно, это ни в коем случае никак не будут плоды самовольного вымысла.

Медитация это углубление веры при помощи собственного опыта, закрепление возрастающего познания веры в собственной личной жизни. Возрастающему познанию веры в многообразном подобии соответствует исповедание веры каждый раз новыми словами и собственным голосом.

Живая вера

Однако, вера не остается только личным делом человека, но проявляется и в отношении к другим людям. Вере нужны результаты. Она пронизывает все бытие и становится зримой в поступках человека. "Вера без дел мертва" (Иак 2,20). Она должна быть ощутима в повседневной жизни. Потому верующее "Да" человека не должно пребывать только в согласии с разумом, оно должно проявляться в соответствующих поступках его жизни. Вера это не только принятие чего-либо как истины, теоретическое "да" благовествованию Иисуса. Она формирует целую жизнь. В ней теория и практика составляют единство. Вера это указание (Бубер) и путь (Брокс). Мы должны экспериментировать с верой постоянно (Херманн) всю жизнь. Таким образом и разделенных христиан соединяют два якобы противоречащих вывода, которые в действительности дополняют друг друга: "Праведный верою жив будет" (ср. Рим 1,17) и "Вера, если не имеет дел, мертва" (ср. Иак 2,17). Достоверна одна только любовь! (Бальтазар).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|